Глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав (Шевчук) учился в университете св. Томы Аквинского (Рим, Италия), где получил лиценциат, а вскоре и докторат с отличием Summa cum laude в сфере богословской антропологии и основ морального богословия византийской богословской традиции. Поэтому вопросы, связанные с морально-этической сферой человеческой жизни, являются для него родной стихией. А они, столь болезненные и злободневные для Украины, в последнее время приобретают все большую остроту. И не в последнюю очередь из-за событий, связанных со странным способом подготовки Украины к Евро-2012 — зачищением украинской территории от беспризорных животных, чем наша страна уже заработала себе славу страны варварской и жестокой. Поэтому не удивительно, что с просьбой дать оценку сложившейся ситуации мы обратились к человеку, являющемуся не только специалистом, но и высоким моральным авторитетом.
— Блаженнейший! Несмотря на то, что по сравнению с эпохой СССР религиозность человека уже не осуждается государством, даже поощряется, а ряды прихожан разных христианских конфессий растут, чем дальше, тем больше мы становимся бездушными и жестокими. В чем причина? Что может способствовать утверждению моральных ценностей?
— Любая мораль должна иметь духовную почву. Если она базируется только на интеллектуальных принципах или убеждениях, то они меняются в соответствии с теми или иными жизненными обстоятельствами. А в христианском понимании мораль — это те принципы жизни человека, которые вытекают из его веры. Сегодня большая часть людей относит себя к верующим, но не всегда вера влияет на конкретную жизнь человека. Папа Иван Павел II в свое время сказал, что бедой современного мира является то, что очень многие люди, даже называющие себя верующими, живут так, как если бы Бог не существовал. Мы часто живем в таком контексте раздвоения. Человек ходит в церковь, отмечает те или иные религиозные праздники, но едва переступает через порог церкви — живет и ведет себя так, как живут и ведут себя не верующие, по другому кодексу поведения.
— Мерилом цивилизованности и человечности общества является отношение к другому — уважительное и ответственное. Историческое развитие измеряется расширением круга тех Иных, за которыми признаются права на достойную жизнь, на жизнь без боли. Как церковь видит ответственность человека за тех, «кого приручили», — за существ несамостоятельных, которые сами не могут о себе позаботиться?
— В вашем вопросе прозвучало очень важное слово — ответственность. Ведь ответственность всегда определяет систему координат человека. Если говорить о других, церковь различает два их вида: личные существа, которые действительно являются носителем образа и подобия Божиего (это другие люди), и безличные существа, которые не являются носителем образа и подобия Божьего, но человек за них ответственен. Сюда мы включаем и животных, и растения, и всю окружающую среду, в которой человек живет, действует и несет за нее моральную ответственность. Есть старая аксиома: личность не может быть средством для чего-то, а должна быть целью сама для себя. И потому тот, кто использует личность для удовлетворения своих потребностей, инструментализирует ее, возводит к уровню предмета, тем унижает ее достоинство, а заодно унижает и того, чьим образом и подобием является это существо. Уважая, почитая другую личность, христиане почитают Бога. Вы, вероятно, знаете, что в истории человеческой мысли не всегда дети включались в понятие личности. Но христиане еще в I веке отличались абсолютным почитанием к детям, даже к еще не рожденным... Что касается безличных существ — растений, животных, то человек несет за них ответственность. Я читал о том, как эскимосы относятся к существам, на которых они охотятся. Они уверены, что существо, которого подстрелил охотник, отдало свою жизнь ради того, чтобы охотник жил. И это у охотника вызывает уважение к тому существу. У христиан другое отношение к животным. Мы никогда не уравниваем в достоинстве личное и безличное существо, но ответственность за этот безличный мир, безусловно, высокая. Человек проявляет себя таким, каким он есть по отношению к другим людям. Если личность не умеет уважать другую личность, значит, у нее имеются важные нравственные недостатки. И, очевидно, когда личность жестоко обращается с животными, это, я бы сказал, морально надломленное, несколько ущербное существо, нуждающееся в серьезном лечении, моральной и духовной реабилитации. Церковь осуждает всевозможные проявления жестокости.
— Могут ли быть животные объектами гуманной защитной работы церкви? Может ли церковь оказывать идейную помощь общественным объединениям, заботящимся о судьбе беспризорных животных?
— Очевидно, что всевозможные средства для того, чтобы облагородить человека и человеческое общество, всегда позитивны. Защита природы и окружающей среды, в частности, животных, бесспорно, является неотъемлемой частью жизни человека, который должен быть благородным и упорядоченным. Известный русский богослов отец Сергей Булгаков говорил, что окружающий мир человека есть его внешнее тело. Все, что человек делает, влияет на окружающую среду, а потому рано или поздно влияет на самого человека. Человек должен с уважением относиться к своему телу, потому что это не предмет, а проявление личности. Точно так же с уважением он должен относиться к окружающей среде. Нравственные пороки человека сразу проектируются на внешнюю среду. Если человек уничтожает окружающую среду, он уничтожает самого себя. Экологическая катастрофа, наблюдающаяся во многих странах мира, также имеет место и в Украине. Мне недавно пришлось услышать фразу, что Украина стала экологическим банкротом.
— На Галичине в школах проводят уроки христианской этики, которые преподают профессиональные катехиты, имеющие благословение от Церкви. Поднимаются ли во время занятий экологические вопросы?
— Сегодня мы различаем два вида программ — христианская этика, которая читается в обычных школах, и катехизация, то есть обучение вере, происходящее в катехитических приходских школах. В нашем катехизме, который мы недавно презентовали, есть отдельный раздел об ответственности за окружающую среду. Кстати, именно я готовил моральную часть этого катехизма, осознавая, что это крайне необходимо для Украины. В частности, мы говорим о том, что человек ответственен за окружающую среду на основе той первой задачи, которую Бог поставил перед Адамом в Раю. Поэтому человек, который является образом Творца и, преображаясь, становится подобным ему в своих поступках, получил задание якобы довершить то творение, которое Господь доверил ему. А это большая власть. Его можно довершить, а можно и уничтожить.
— В прошлом году Украина услышала о существовании такого явления, как догхантеры. Это люди, которые незаконно и собственноручно истребляют беспризорных и даже домашних животных, считая их «биологическим мусором». Что, на ваш взгляд, способствует возникновению такого явления и что его может остановить?
— Однозначно это негативное поведение. Если сегодня существует какая-то целеустремленная политика уничтожения чего-то, завтра она станет политикой уничтожения кого-то. Феномен догхантеров нуждается в исследовании и определенных выводах со стороны не только защитников животных, но и тех, кто отвечает за общественное благосостояние и общественный порядок. Причина этого — в крайней безответственности человека. Я это наблюдаю, например, в Княжичах (в Княжичах расположена резиденция Блаженнейшего. — Авт.). Летом здесь работает много строителей, которые заводят собак для охраны объектов. А когда заканчивается строительный сезон, люди уезжают, и стаи беспризорных собак блуждают по лесу. Иногда они становятся опасными для людей, находящихся здесь. Но кто несет ответственность? Конечно, люди, которые их приютили, а затем выгнали.
— Вместе с догхантерством возникла и его якобы гуманная альтернатива — так называемый зоореализм. Его сторонники утверждают, что поскольку беспризорные животные на улицах страдают от голода, холода и болезней, подвергаются издевательствам со стороны разных садистов, то ради блага этих животных их необходимо убить — чтобы не мучились. Как бы вы прокомментировали такой «гуманизм» с точки зрения христианства?
— Я думаю, что это человеконенавистническая и богоненавистническая идеология, проявление «философии качества жизни», что, к сожалению, существует в современном обществе. Сегодня в мире дискутируется очень сложная общественная проблема эвтаназии человека. С точки зрения упомянутой философии, наслаждение — это что-то позитивное, а страдание — негативное. Человек страдает, и нужно освободить его от страданий. И, значит, нужно его убить. Однако на самом деле здесь речь идет не о сочувствии. Страдающий человек нуждается в человеческом сопровождении, заботливом отношении, медицинском присмотре и, очевидно, определенных расходах. Для того чтобы избежать ответственности и себе же облегчить жизнь, мы убиваем — как человека, так и животное.
— Иногда, оправдывая свои поступки, человек апеллирует к своему наивысшему статусу: «Я — наивысшее Божие создание, и потому вправе решать, что мне делать с другими живыми созданиями, населяющими наш мир». Не является ли такая позиция присвоением себе права Творца — грехом гордыни?
— Высокое достоинство человека как наивысшего создания, единственного, носящего образ и подобие самого Бога, налагает на человека огромную ответственность. Человек должен управлять окружающей средой, заботиться о ней. А правила этого управления Творец записал в самой природе, и человек не может их изменить. Человек призван открывать законы, которые Творец заложил в окружающую среду, и им подчиняться, их выполнять. Тогда он во всем будет правильно поступать... Мы очень часто пребываем в плену материалистического мировоззрения. Однако то, что именно Бог является автором нашей окружающей среды, стало фундаментом христианского понимания ответственности человека за окружающий мир. В Евангелии есть притча о виноградарях. Ее главная мысль в том, что Господь Бог является хозяином мира, а человек — всего лишь управителем, которого Бог нанимает.
— Что бы вы посоветовали делать людям, которые были покусаны животными и чувствуют к ним страх и агрессию? Что может помочь им унять гнев и желание мести?
— Я сочувствую людям, которые почувствовали на себе агрессию, в частности, агрессию животных. Они нуждаются в помощи, потому что страх, испытываемый людьми перед животными, может потом иметь много разных последствий. Но я бы очень просил, чтобы этот страх никогда не превращался в агрессию против кого-то. Ведь тогда человек попадает в замкнутый круг — страх порождает агрессию, агрессия усиливает страх, и человек уже не может вырваться из этого рабства. Человек всегда должен оставаться человеком, никогда не опускаться до тех или иных животных проявлений — то ли это будет жажда, то ли агрессия, похотливость или что-то другое. Ибо в этом человек теряет подобие заложенного в нем образа Божиего. Это и есть признаки духовной регрессии, очень глубокого духовного упадка человека.
Беседовали философ Татьяна МЕТЕЛЕВА при содействии преподавателя Татьяны ВИШТАЛЬ