На сайте Министерства здравоохранения появилось опровержение: министр Олег Мусий не подавал в отставку, о чем поспешили сообщить некоторые СМИ, а лишь находился с рабочей поездкой на Харьковщине. Подобная информация в последнее время активно распространяется в информационном пространстве. Такие же заявления раздавались и с трибуны Верховной Рады. Возможно, и в самом деле за 100 дней министр должен был кардинально изменить всю систему здравоохранения, сделать какое-то чудо, чтобы врачи стали честными, а больницы работали на сверхсовременном оборудовании, но почему-то не получается. У общественного совета, который действует при Министерстве здравоохранения и объединяет более сотни медицинских организаций со всей Украины, есть этому свои объяснения.
По их убеждению, начатые изменения в системе здравоохранения нравятся далеко не всем. Начали ломаться коррупционные схемы, удалось уволить нескольких заместителей Раисы Богатыревой, которые считались крупнейшими финансовыми махинаторами в министерстве, наконец, начались тендеры на закупку лекарств по государственным программам. В первый раз в них будут принимать участие все желающие фармацевтические производители — и отечественные, и зарубежные, а не выборочные. Впервые за ходом каждого тендера будут следить по двое экспертов от общественности. Удастся ли провести торги прозрачно и открыто, как обещал министр, увидим после их завершения. Но если ныне освободить министра и назначить новых руководителей, процесс с тендерами опять затянется на месяцы.
«Немедленная замена министра или его заместителей на этом этапе никоим образом ситуацию не улучшит, скорее наоборот, — заведет ее в тупик. Ведь новый министр возьмет новую метлу, которая заметет всех больных украинцев в прямом смысле на кладбище. Если сейчас тендерный процесс будет перезапущен — а это неизбежно происходит со сменой министров, — лекарства пациенты не получат вообще. Потому что за шесть месяцев весь тендерный цикл новичку пройти невозможно, а через полгода все и без того мизерные деньги на лекарства вернутся в казначейство, по закону Украины», — такое мнение выразила в социальных сетях исполнительный директор БФ «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина.
Тендеры и так в этом году начались с опозданиями, а лекарств по государственным программам хватит еще на два-три месяца. Поэтому менять сейчас руководящий состав министерства — это преступление против больных.
«Создается впечатление, что министр наступил кому-то на хвост, начал разрушать коррупционные схемы, уничтожать доходы депутатов, которые все еще сидят в Верховной Раде, — эмоционально объясняет и.о. председателя Общественного совета при Минздраве Роман Ступницкий. — Невозможно за три месяца улучшить то, что разрушалось долгое время. Мы увидели действенные решительные шаги по восстановлению системы здравоохранения. В первый раз в истории независимой Украины есть возможность провести тендеры без коррупционных схем. Кое-кому это не нравится, потому что перекрывает кому-то большие доходы. Тот, кто ныне больше всего рассказывает об отставке министра, как раз и заинтересован в том, чтобы сохранить старые схемы».
Эксперт добавляет, что именно сейчас началась война с незаконной торговлей наркотическими препаратами в аптеках. Недавно его коллеги провели рейд в одну из столичных аптек, там нашли шесть ящиков кодеина. Это заведующая аптеки объяснила тем, что должна ежемесячно сдавать за их продажу выручку. В министерстве заявили, что каждая аптека, которая будет продавать наркотические препараты, будет лишена лицензии.
Чтобы действительно ускорить изменения в системе здравоохранения, нужно сменить 90% работников самого министерства, а также сменить людей в регионах, говорят эксперты. По убеждению Людмилы Петренко, председателя Международной диабетической ассоциации, ныне этого не дают сделать некоторые депутаты, зато предлагают своих претендентов на руководящие должности в министерских службах. В частности, такие трудности возникали при назначении нового председателя Государственной врачебной службы.
— Сейчас в министерстве проводится открытая кадровая политика, значительно сократились требования к лицензированию деятельности в сфере здравоохранения. Если раньше за лицензией нужно по 8—10 раз приезжать в Минздрав, теперь все это четко регламентировано. Что касается фармацевтической отрасли — это едва ли не единственный случай, когда министр встретился со всеми фармпроизводителями, дал им гарантии, что смогут сотрудничать с ведомством по два-три года, обеспечив своим работникам рабочие места, при условии, что будут поставлять лекарства по более низким ценам, — добавляет член Общественного совета Игорь Найда.
На страницах «Дня» раньше сообщалось, что борьба с коррупцией начата в Национальном медицинском университете имени А.А. Богомольца. По инициативе Минздрава здесь была проведена проверка специальной комиссией, которая доказала разворовывание средств экс-ректором, и наконец, в университете прошли выборы нового руководителя. Вряд ли такие изменения произошли бы при Богатыревой, против которой ныне Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело за разворовывание 340 миллионов гривен. Теперь есть шансы искоренить коррупцию из Национального института рака. Но пока еще сопротивление оказывают в комитете ВР по вопросам здравоохранения, который возглавляет регионалка Татьяна Бахтеева: выводы комиссии, которая проверяла финансовую деятельность института, от общественности тщательным образом скрывают.
Перешел ли кому-то дорогу министр Олег Мусий или нет, но позиция общественных организаций, и не только тех, кто сотрудничает с Минздравом, единодушна: немедленная смена руководящего состава негативно отразится на больных украинцах.