В Департаменте автоинспекции МВД хотят приучить водителей к большей дисциплине и сдержанности на дорогах. Как рассказал журналистам начальник департамента Анатолий Сиренко, об условном разрешении превышать скорость в пределах 20 км/год украинским водителям необходимо забыть. Как известно, пока за такое превышение не наказывали штрафами, нарушители получали лишь устное предупреждение от инспекторов ГАИ. Хотя в правилах дорожного движения такая норма нигде не прописана. Это такое себе неписаное правило между водителями и инспекторами, закрепившееся на практике. Анатолий Сиренко заверил, что с отменой этого, хоть и негласного правила медлить не будут, поскольку в большинстве стран мира такого вообще нет. Общественные организации, занимающиеся вопросами безопасности дорожного движения, такую инициативу тоже поддерживают.
Эксперт Всеукраинской общественной коалиции «За безопасность дорожного движения» Виктор Козориз рассказывает, что в большинстве стран мира допустимое превышение скорости составляет всего 3—5 км/час. А дальше работает шкала штрафов: за превышение на 10 километров — один штраф, на 50 — другой.
«Не нужно выдумывать какие-то эксперименты, а брать лучшую мировую практику и адаптировать ее к нашим условиям, — продолжает Виктор Козориз. — Мир давно разработал методы управления и контроля скоростными режимами на автомобильных дорогах, вывел формулу, которая показывает, к чему ведет превышение скорости, как нужно контролировать и регулировать скоростные режимы в населенных пунктах и за их пределами. С одной стороны, увеличение скорости позволяет экономить время, а с другой — ведет к увеличению аварийности, потому что чем выше скорость, тем у автомобиля меньший тормозной путь, большая сила удара».
Эксперт советует любые решения, касающиеся скорости, хорошо обдумывать. Не так давно похожая ситуация была с инициативой столичного ГАИ, но речь шла наоборот — об увеличении из разрешенных 60 до 80 км/год по 20 киевским улицам (об этом «День» писал в материале «Разрешенная опасность» в №54 от 26 марта 2014 года). В столичной Госавтоинспекции даже провели опрос киевлян, поддерживают ли они такие намерения. Как выяснилось, немало граждан против таких нововведений. Поэтому перечень улиц сократился до 11. В настоящее время на нескольких центральных улицах инновация уже действует.
Особенно волновались на этот счет велосипедисты, ведь с потеплением их на дорогах Киева стало больше, а увеличение скорости они рассматривали как потенциальную опасность и для себя, и для пешеходов. Кстати, в последний день общественного обсуждения (21 марта) в Ассоциации велосипедистов Киева сообщили, что автомобиль сбил велосипедиста, который двигался по пешеходному переходу. К сожалению, мужчину не удалось спасти. И на тот момент разрешения об увеличении скорости на 20 километров еще не работали.
Один из водителей в частном разговоре с «Днем» признался, что большинство его товарищей обычно рассчитывают на плюс-минус 20 километров к разрешенной скорости движения. «И погрешность приборов никто не отменял. А если водитель увеличивает скорость для обгона или другого маневра, и правила дорожного движения позволяют это сделать, то за это тоже будут штрафовать?», — интересуется водитель.
Эксперты просят водителей отнестись к этому с пониманием, ведь в первую очередь речь идет о собственной безопасности. «Другое дело — водители, склонные к нарушениям правил дорожного движения, — замечает Виктор Козориз. — Сейчас на многих спидометрах стоит шкала 220—240 километров, и это уже вопрос к производителю. Но скорость — это большая угроза и для водителей, и для пассажиров, и для пешеходов. Вы помните, сколько было в прошлом году аварий, когда автомобили выезжали на остановки общественного транспорта, и вследствие этого страдали люди? Поэтому к таким инициативам, как скорость, нужно подходить вдумчиво. Прежде чем внедрять какие-то эксперименты, необходимо посоветоваться с общественностью, с научными работниками, подготовить научно-техническое обоснование, просчитать негативные и позитивные последствия, и только тогда принимать решение. Для мира эти вопросы, которые решаются в данный момент у нас, не тема для дискуссии. Почему-то при принятии таких решений ссылаются только на мнение начальника, а не на научные разработки или рекомендации».
Эксперт советует сначала отделить пешеходную часть от автомобильной. И не только полосками на дороге или соответствующими знаками, потому что не все на них обращают внимание, а сделать барьеры между встречными полосами, тротуары или автобусные остановки ограничить от дороги столбиками и тому подобное. Кстати, ГАИ готова выслушать предложения всех небезразличных по поводу улучшения качества дорожного движения, свои мнения просят присылать на электронную почту. Поэтому у водителей есть возможность сказать свое слово.