После начала войны Светлана Лукьянченко — кстати, мать двоих детей — переехала в Днепропетровск. Теперь жизнь вынужденной переселенки — это сплошное приключение. Она — из тех украинцев, которые восприняли вызовы судьбы как новые испытания и с улыбкой на устах преодолевают их.
«МЫ ВОВРЕМЯ ПОКИНУЛИ РОДНОЙ ГОРОД...»
— Я с детьми уехала из Луганска в начале июня 2014 года, когда город постоянно обстреливали, — начинает разговор Светлана Лукьянченко. — Родственники звали к себе, в Ростовскую область, но я не могла туда ехать, потому что это — Россия. И вдруг меня пригласила к себе в гости бывшая одноклассница, с которой мы не общались много лет. Она после школы поселилась в Днепре. Поэтому можно сказать, что я выбирала не город, а страну, в которой хочу жить и воспитывать своих детей.
Собрала сумку, взяла с собой детей и поехала. Через две недели к нам присоединился мой муж, едва уцелевший под обстрелом, а еще через два дня в Луганске прекратилось железнодорожное сообщение. Вышло, что мы вовремя покинули родной город.
— Вы до сих пор живете у своей школьной подруги или самостоятельно решаете жилищную и другие проблемы?
— У подруги мы погостили совсем немного: к ней должны были приехать родственники из Донбасса, поэтому места для всех нас было бы мало. Многие люди отозвались после того, как я зарегистрировалась в соцсети Facebook. Одна женщина, например, сразу привезла нам коляску — ведь сыну Владику на то время было всего девять месяцев.
Потом мы зарегистрировались в координационном центре для переселенцев «Помощь Днепра» и благодаря этому смогли найти и жилье — почти на год, и вещи первой необходимости. Сейчас мы уже снимаем жилье.
«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ — ПОСТОЯННОЕ ЖИЛЬЕ»
— В Луганске вы работали в правовом лицее, были завучем и учителем украинского языка и литературы. На новом городе надеетесь найти работу в этом же направлении?
— Не совсем. Раньше мне нравилось придумывать и организовывать для детей разные мероприятия, еще я интересовалась психологией. Поэтому сейчас, в декретном отпуске, пытаюсь соединить эти увлечения. Почти год назад мы, переселенцы в Днепре, начали общаться между собой очень активно, потом из этого появилась общественная организация «Сила будущего».
— Почему решили создать такую инициативу? Ведь для обычного общения нет потребности регистрироваться и создавать сообщество.
— Главная проблема переселенцев — это постоянное жилье. Этот вопрос у всех на устах, и не решается нигде. Поэтому главная цель нашей организации — это решение вопроса жилья для всех нас. Есть еще много общих проблем именно для переселенцев, которые намного легче решать именно через организацию. Это и юридические проблемы, и самоорганизация и т.п.
Вообще, я занимаюсь не только проблемными вопросами переселенцев. Мне нравится придумывать и воплощать в жизнь социальные проекты, направленные на самоусовершенствование человека.
«ВСТРЕЧАЕМСЯ, ОБЩАЕМСЯ, ОБЪЕДИНЯЕМСЯ»
— Как, например, «Сяйво. Коло серця»?
— Этот проект организовали общественные активисты из движения «Этнодрайв». Я присоединилась к этим людям и всячески помогала им в реализации проекта. В течение трех месяцев мы посетили 15 городов Днепропетровской области и в каждом проводили свое «Сяйво». На мероприятиях мы знакомились с местными жителями, предлагали им на выбор несколько мастер-классов, организовывали выступления рок-групп, собирались все вместе в «барабанный круг» и учились улыбаться друг другу, окружающему миру, музыке сердец. Людям нужны подобные мероприятия, где бы они могли научиться чему-то полезному и хотя бы немного отдохнуть от повседневности.
Конечно, проводим и украинские вечерницы: они очень нравятся как переселенцам, так и жителям Днепропетровска. Подобных мероприятий прошло уже много, еще больше — впереди. Кроме того, недавно удалось открыть детскую комнату — чтобы родителям было проще искать работу.
— Не много ли для одной женщины, матери двух мальчиков?
— Вы же понимаете, я это не сама делаю. Нас много таких, неугомонных. Просто мы сознаем, что нужно строить нашу страну такой, чтобы там счастливо жили наши дети. Строить сейчас. Поэтому встречаемся, общаемся, объединяемся.
— А как относительно возвращения домой?
— В Луганске осталась только квартира. Конечно, жаль оставлять все, что было заработано, а затем сделано своими руками. В квартире, например, на момент отъезда только лишь закончили ремонт. Но мы сами — не менее ценные. Поэтому нужно просто идти вперед, хорошо делать свое дело и строить свою жизнь. Возврата уже нет, а новые приключения — впереди, и они намного интереснее, чем грустить о прошлом.