Исследование «Привлеченность ветеранов к общественно-политической жизни: путь от военных побед до личных» проводилось с апреля по июль 2019 года. Эмпирическая часть исследования состоит из опроса ветеранов и ветеранок АТО/ООС и экспертов. Также Киевский международный институт социологии в мае — июне 2019 года в рамках Всеукраинского исследования «Мнения и взгляды населения Украины (Омнибус)» провел опрос общественного мнения по поводу отношения к ветеранам и ветеранкам АТО/ООС, а также к их привлечению к политической деятельности. Всего было проведено 2021 интервью с респондентами в возрасте от 18 лет, которые проживают в 110 населенных пунктах Украины.
По данным этого опроса, в целом украинцы демонстрируют позитивное отношение к ветеранам: так ответили 62% респондентов, еще 16% назвали свое отношение нейтральным и 9% — негативное. При этом среди мужчин и представителей сельского населения наблюдается более позитивное отношение. Более благосклонны к ветеранам жители западных регионов, на востоке — скорее, нейтральное отношение. При этом социологи отмечают, что 25% граждан не имеет собственного мнения по поводу ветеранов и большого доверия к ним.
О результатах исследования, а также о роли ветеранов в обществе, их востребованности и авторитете «День» пообщался с одним из его авторов, гендерным экспертом и социологом Анной КВИТ.
— Анна, с какой целью социологи исследовали отношение общества к ветеранам ООС?
— Мы имели цель исследовать успехи и вызовы привлеченности ветеранов АТО/ООС к общественной и политической жизни в Украине, а также проанализировать достижения ветеранского движения и перспективы его развития. По результатам нашего исследования, ключевые источники информации, на основе которых население формирует свое мнение о ветеранах АТО/ООС, — это телевидение (57%), рассказы других людей (27%) и личный опыт общения с ветеранами и ветеранками (26%). Большая часть населения относится положительно к ветеранам, однако несколько меньше людей (42%) считают, что ветераны АТО/ООС должны быть привлечены к политике разного уровня. 31% респондентов выступают против идеи привлечения ветеранов к политике. Четверть населения не определились относительно этого вопроса. Это преимущественно молодежь (18-29 лет).
Среди противников привлечения ветеранов к политике больше жителей Южного и Восточного регионов, а также жителей городов. Среди сторонников этой идеи — респонденты среднего возраста, жители Западного и Центрального регионов Украины, скорее, жители сельской местности. 44% опрошенных считают, что ветеранам АТО, которые приобщаются к политической жизни в стране, стоит доверять, 26% опрошенных в целом считают, что ветеранам не стоит доверять.
— Чего граждане ожидают от ветеранов в политике?
— Относительно ожиданий, то 23% опрошенных считают, что с увеличением количества ветеранов в политике потребности ветеранов будут лучше удовлетворены. Также 15% считают, что потребности всех категорий населения, включительно с ветеранами, будут удовлетворены, 20% считают, что больше усилий будет направлено на разрешение вооруженного конфликта на востоке Украины, и столько же думают, что с привлечением ветеранов АТО к общественно-политической жизни ничего не изменится.
— Как вы объясняете то, что на западе более благосклонно относятся к ветеранам, чем на востоке?
— Это может быть связано с тем, что мирное население, которое непосредственно сталкивалось с военными действиями, склонно более негативно относиться едва ли не ко всему, что связано с войной. Также это может быть связано с пропагандой. Общественное мнение значительным образом формируется экспертной средой, медиасообщениями.
В формировании общественного мнения относительно ветеранов играет роль и доступ к медиа (в отдаленных населенных пунктах он ограничен, не у всех есть интернет, транслируется ограниченное количество каналов), отношение к конкретным медиаресурсам и тому подобное. Даже в украинских медиа транслируются немало негативных сообщений о ветеранах АТО/ООС.
Часто это истории в стиле «желтой прессы» о бытовых конфликтах, одним из участников которых был ветеран. В таких историях обычно обращают внимание на статус ветерана как на одну из основных характеристик или как на единственную характеристику участника конфликта. Непонятно, почему делают акцент на статус ветерана, так же можно было бы сказать, что это был, например, выпускник такой-то школы или житель такого-то района, и тогда сообщение имело бы совсем другую эмоциональную расцветку. Контекст ситуаций также редко учитывают в медиа. Это влияет на формирование образа ветерана как непредсказуемого и опасного человека.
— Также заметны отличия в отношении к ветеранам у мужчин и женщин...
— Если посмотреть на результаты опроса общественного мнения, то женщины — это те, кто в большей степени формирует свое мнение о ветеране на основе сообщений в телевидении и рассказов других людей, и они же демонстрируют немного более осторожное отношение к ветеранам, чем мужчины. Не исключено, что такое отношение формируется как раз в результате таких негативно окрашенных сообщений в медиа.
Зато мужчины в большей степени склонны полностью доверять ветеранам (20%), чем женщины (15%), а в формировании отношения мужчин к ветеранам немного большую роль играет опыт личного общения с ветеранами и собственный опыт участия в АТО.
Конечно, опыт общения с ветеранами — не единственный фактор, который влияет на отношение к ним, но это один из факторов, который способствует более доверчивому к ним отношению. Поэтому, если мы хотим иметь позитивное или хотя бы нейтральное отношение к ветеранам, доверие к ним, в частности в политике, стоит формировать соответствующий образ в медиа.
— Как государство может способствовать повышению авторитета ветеранов в обществе?
— Есть два аспекта этого вопроса: восприятие ветеранов в обществе и ощущение ветеранами и ветеранками своего авторитета в обществе.
Как поднять авторитет ветерана? Нужно работать над формированием общественного мнения. Стоит избегать маргинализаций, виктимизации и стигматизациии ветеранов в медиа. Ветераны в интервью нам говорили, что нужно больше позитивных сообщений, больше информации об их успешных проектах (здесь и бизнес, и общественная деятельность, и политическая), больше культурных проектов с участием ветеранов. Эти люди — неотъемлемая часть нашего общества, их нужно не изолировать, не выделять их, а делать частью общества, сотрудничать с ними, использовать их потенциал.
Во-вторых, чтобы помочь ветеранам лучше чувствовать себя в обществе, нужно наладить систему предоставления им социальных услуг. Необходимо разъяснять работникам сервисных учреждений, какие услуги и льготы предусмотрены для ветеранов, и процедуру их предоставления (если нужно). Например, ветераны имеют право на бесплатные лекарства, однако не всегда аптекари об этом знают или не умеют оформлять такие покупки. Кроме того, иногда предоставители услуг избегают их бесплатного предоставления, особенно в заведениях здравоохранения, хотя это и предусмотрено законом.
Отношение частных перевозчиков к ветеранам и в целом конфликты в транспорте связаны с этим — это также, к сожалению, распространенные случаи дискриминации. Когда ветеран должен доказывать, что он имеет право на ту или иную услугу, потому что он воевал, — это абсолютно неправильно и очень демотивирует. Работники государственных учреждений, наоборот, должны сообщать ветеранам о том, какие услуги для них доступны в том или ином заведении или в той или иной ситуации и на каких условиях. Коммуникация между ветеранами и госслужащими нуждается в налаживании.
Также стоит внедрять действенные программы по трудоустройству представителей этой группы. Профессиональная реализация и финансовая независимость людей, которые прошли АТО/ООС, положительно повлияет на их авторитет в обществе и ощущение собственной ценности.