Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наступает момент истины

в отношении к исторической памяти нации
30 ноября, 2007 - 00:00
КИЕВ, МИХАЙЛОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ, 24 НОЯБРЯ 2007 г. / ФОТО ГРИГОРИЯ СЛАБЕНКО

Не ошибусь, если скажу, что большинство граждан Украины в душе с болью восприняли национальную трагедию — Голодомор 1932— 1933 годов, 75-ю годовщину которого мы отмечаем в эти дни. Более масштабно в этом году прошла в государстве и национальная акция «Зажги Свечу». Это я увидел и в нашем небольшом райцентре, на родине великого Григория Сковороды — в казацких Чорнухах на Полтавщине.

Здесь при большом количестве людей была почтена память жертв Голодомора около величественного памятного знака, который, кстати, был возведен в райцентре одним из первых в Украине в 1993 году по инициативе местной организации общества «Мемориал», которую тогда возглавлял учитель местной школы, патриот Михаил Сагань. В районе во время Голодомора 30-х погибло более семи тысяч жителей. Это значительно больше, чем в годы Второй мировой войны. В нынешнем году памятные знаки возвели в ряде сел района, где Голодомор унес больше всего человеческих жизней.

Потом люди разошлись по домам, и уже на этот раз в их окнах стояли сотни зажженных свечей. И здесь полностью соглашаюсь с утверждением Президента Украины Виктора Ющенко, который выполняет великую историческую миссию — настойчиво и последовательно возвращает украинцев к национальной памяти, которую они утратили на протяжении последних веков (эта тяжелая болезнь началась еще со времен Петра I), что в следующем году и в последующие годы такие свечи будут зажжены в каждом доме украинцев.

Национальная трагедия 193 — 1933 годов должна объединить украинцев, а также напомнить тем, кто осуществляет экономические реформы, что нельзя людей доводить до продолжительной бедности и обрекать их на самовыживание, что, к сожалению, имеет место в нашей нынешней жизни. Беспризорные дети на улицах современных украинских городов и сел, распространение пьянства и наркомании среди молодежи, криминализация общества, что может привести к его люмпенизации — это тоже болезненный упрек власть имущим и политикам, которые сегодня вершат судьбы людей. Поэтому моральная ответственность власти перед обществом за последствия своей деятельности и сегодня является довольно актуальной проблемой.

Печально только, что в то время как вся Украина была в скорби, многочисленные коммерческие телевизионные каналы часто транслировали навязчивую рекламу с сюжетами беззаботного времяпровождения с напитками различной крепости и игривыми мелодиями для непритязательных потребителей этой повседневной продукции. Даже Первый Национальный телеканал (УТ-1) утром 25 ноября, когда еще траурная неделя, по сути, не закончилась, выпустила в эфир музыкальную передачу с «поющим» ректором- шоуменом М. Поплавским, который развлекал телезрителей своими претенциозными клипами невысокого художественного уровня, как всегда, с подтанцовывающими ему обнаженными девушками. Неужели нельзя было в такие дни обойтись без таких передач?

За эти ноябрьские дни граждане Украины узнали очень много о Голодоморе 1932—1933 годов, проникшись осознанием действительных масштабов национальной трагедии. И действительно, это нужно не мертвым, а живым, чтобы пережитая старшими поколениями трагедия не повторилась, чтобы в сердцах современников было больше добра и милосердия, сочувствия и чувства гражданского долга, уважения к национальной истории.

Эти строки пишу под впечатлением от прочитанного также интервью Ларисы Ившиной с Президентом Украины («День» за 24 ноября 2007 года), волнующих диалогов в «Свободе Савика Шустера» на канале «Интер» в тот же день, которые еще раз вернули миллионы телезрителей к причинам и последствиям страшного Голодомора.

Они и последующие тотальные политические репрессии, проведенные с демонической силой сталинским режимом, убили дух и волю нации на многие десятилетия, превратив миллионы украинцев в немых рабов. Года три назад я разговаривал со старенькой женщиной 1925 года рождения. Она рассказала, что ее дяди перед революцией жили на хуторе и имели более 100 десятин земли. Хорошо на ней работали. Были крепкими хозяевами. В начале 20-х их ограбил один из красноармейских отрядов Лохвицкого уезда. Нескольких членов семьи расстреляли на месте. 16—18-летних девушек изнасиловали. В 1929 году остальных родственников, уцелевших от того красного большевистского террора и не желавших вступать в колхоз, выслали на Урал. Когда женщина со слезами на глазах закончила рассказ, она попросила меня, чтобы я никому не рассказывал об их семейной трагедии и со страхом все время посматривала на дверь. Так генетически переданный из поколения в поколение страх живет и поныне в душах наших современников.

О страшном Голодоморе мне в школьные годы как-то рассказала не очень охотно (также из- за определенного страха) моя покойная мать. Она родилась и жила в Полтаве, которая тоже очень пострадала от того лихолетья. Тогда, по ее словам, родные ели только суп из коровьих и лошадиных копыт. Чтобы не умерла голодной смертью, мать отправили к родственникам, жившим в Сибири.

Мне кажется, что за последние дни украинцы больше прозрели и поняли, какие невосполнимые потери понесла нация в кровавом ХХ веке и как мы должны чтить память невиновно убиенных. Согласно некоторым исследованиям, в годы Голодомора 1932—1933 годов погибло около 10 миллионов человек. А за период голода и разрухи начала 20-х и конца 40-х годов потери в целом для нации составляют десятки миллионов. Поэтому нет в Украине такой семьи, в которой бы не было жертв того лихолетья. Они тоже были вызваны бывшим тоталитарным режимом. Нынешним и будущим историкам, исследователям еще много придется поработать, чтобы вернуть отобранную у народа память, а также помочь ему встать с колен, и, «вылечившись» от прошлых тяжелых болезней, гордо и уверенно идти в будущее, помня о пережитом предыдущими поколениями.

Поэтому в недалеком будущем должен состояться Великий моральный народный суд над палачами Украинского народа и их приспешниками, чтобы мир тоже узнал всю правду о национальной трагедии, имевшей планетарный характер, о той великой жертве, которую принес наш великий народ, чтобы подобные трагедии больше никогда не повторялись на планете.

Георгий ШИБАНОВ, публицист, Чорнухи, Полтавская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ