Украинская школа-гимназия в Симферополе создана 11 лет назад после многочисленных обращений городской общины в высшие органы власти в Украине. Для этого управление образования города выделило часть помещения старой кирхи и купило 38 стульев. В первый год в гимназию по результатам конкурсного отбора было принято 379 учеников — и это была лишь небольшая часть желающих обучаться на украинском языке. Среди принятых тогда всего 9% назвали украинский язык своим родным. Семь лет учителя и ученики скитались по трем приспособленным помещениям, не отвечавшим элементарным требованиям. С того времени коллектив преодолел такие хронические проблемы, как нехватка украиноязычных учительских кадров, полное отсутствие учебников и учебных пособий, отсутствие парт, стульев, школьных досок, письменных столов для учителей, наглядных пособий. Под руководством директора Наталии Руденко работает коллектив педагогов-единомышленников, задача которого — занять в крымском социуме ведущие позиции, стать привлекательным для крымчан, среди которых хоть и немало украинцев, но они не чувствуют себя дома, несмотря на то, что живут в своем государстве. Учителя гимназии ставили перед собой цель сформировать у детей мотивы ценностной ориентации — пробудить любовь к Украине, к украинскому языку, гордость за то, что они являются гражданами своего государства. За последние четыре года, с 1 сентября 2004 года, когда гимназия получила новое помещение, здесь удалось реализовать уникальный архитектурный и педагогический проект.
У «Дня» особые отношения с гимназией. Несколько лет назад главный редактор Лариса Ившина передала педагогам и ученикам издания «Библиотеки газеты «День», и с тех пор каждый раз школьная библиотека пополняется новинками из коллекции «Дня». Наша газета внимательно следит за успехами украинской гимназии и переживает за ее судьбу.
О нынешнем этапе работы УВК «Украинская гимназия» в Симферополе наш корреспондент беседует с ее бессменным директором Наталией РУДЕНКО.
— Наталия Ивановна, для начала скажите, пожалуйста, чего еще, кроме вышеперечисленного, удалось достичь педагогам гимназии?
— Я считаю, главное достижение в том, что жители Симферополя уже увидели мощное влияние нашего учебного заведения на общественную жизнь не только города, но и всего Крыма, и поддержали стремление педагогического коллектива к воспитанию государственнической элиты. В новом помещении обеспечены все условия для обучения детей: 38 кабинетов, три компьютерных класса, швейная и гончарная мастерские, кабинет домоводства с кухней, два бассейна, два спортивных зала, танцкласс, библиотека с читальным залом, видеотекой и книгохранилищем, художественные студии, столовая, радиоузел. Коллективу удалось создать престижную территорию украинского языка и культуры, ставшую максимально привлекательной для жителей русскоязычного региона.
В гимназии удалось индивидуализировать обучение и воспитание через механизмы создания школы полного дня. Заведение обеспечено мультимедийным, копировальным оборудованием. Кабинеты музыки, иностранных языков, начальной школы, украиноведения, физики, химии, литературы, библиотека имеют всю необходимую аудио- и видеотехнику.
После окончания уроков у гимназистов есть возможность заниматься в 17 кружках и секциях, на спецкурсах по логике, страноведению — Германия, Великобритания, Франция, по журналистике, а также профилизации образования, когда дети учатся по программам одного из выбранных профилей — филологического, экономического или спортивного и т.д...
— Я помню, как в 80-х годах «Учительская газета» пропагандировала прогрессивные методики «Педагогики сотрудничества» и как советские учителя ей сопротивлялись. За последние годы украинская педагогика сделала значительные шаги от ограниченности бывшей советской школы. Учителя страны работают над реализацией проекта «Школа будущего»...
— Когда этот проект внедрялся в Крыму, мы считали, что какой же школе, как ни нашей, быть базой для «Школы будущего». Однако руководство решило иначе — для реализации этого проекта выбрали русскоязычную школу в Ялте. Тогда мы подумали: может это и к лучшему. Пусть помогают стать школой будущего тем, кто не сможет стать ею сам, а мы и самостоятельно в состоянии внедрить прогрессивные педагогические технологии ХХІ века...
— Таким образом, можем ли мы говорить уже сейчас, что в центре всего учебно-воспитательного процесса поставлен ученик как личность?
— Именно так. Речь идет о внедрении в учебно-воспитательный процесс в гимназии личностно-ориентированных технологий, являющихся основой индивидуализации обучения и воспитания. Путем осуществления целого ряда поэтапных проектов мы пришли к тому, что на базе гимназии реализуется экспериментальная технология «Проектирования личностного развития ученика», разработанная Институтом одаренного ребенка Академии педагогических наук Украины. А этапы были такие. Еще в мае 2001 года на базе гимназии прошел республиканский семинар директоров общеобразовательных заведений академического (инновационного) типа на тему «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса». В ноябре 2002 года мы провели семинар руководителей школ Крыма на тему «Менеджмент образовательных инноваций». За это время мы наладили связи с учебными заведениями различных типов и тесно сотрудничаем с Научно-исследовательским институтом Украиноведения МОН Украины, Таврическим Национальным университетом им. В. И. Вернадского, Львовским Национальным университетом им. И Франко, Национальным техническим университетом «Львовская политехника», Киевским Национальным университетом им. М. Драгоманова, Львовским институтом физкультуры. Наша гимназия является базовым учебным заведением Крымского республиканского института последипломного педагогического образования. У нас есть постоянно действующий опорный пункт КРИППО, куда ежедневно приходят педагоги из разных школ Крыма и посещают наши уроки, общаются с нашими учителями с целью изучения опыта.
С 2004 года гимназия стала членом элитного партнер-клуба школ, гимназий и лицеев Украины и зарубежья. Это дало возможность нашим учителям участвовать в мастер-классах лучших лицеев и гимназий, принимать на практику студентов из Крыма, Ягелонского университета (Краков, Польша), педагоги гимназии проходили стажировку в Свободном мюнхенском университете (Германия), лучших образовательных заведениях Украины. Мы стали работать в русле Декларации тысячелетия ООН, которая, как известно, определила десятилетие образования (2005-2014 годы) в интересах устойчивого развития одним из приоритетных направлений педагогической деятельности в мире.
Эта работа еще до введения методики личностного проектирования дала возможность подойти к ней вплотную — то есть сформировать хороший психологический климат школы семьи. Администрации шко-лы через внедрение концепции школы-семьи удалось достичь позитивных изменений в отношениях между педагогами и учениками. Свидетельством этого является отсутствие конфликтов, жалоб, сплетен между учениками и учителями. Молодые педагоги получили возможности для хорошего карьерного роста. Ученики гимназии любят допоздна задерживаться в школе. Нам удалось создать стимулы для развития творчества гимназистов. Уже традиционно в гимназии проводятся персональные выставки работ лучших художников. На предпраздничных ярмарках продаются работы гимназистов, посещающих кружки керамики, декоративно-прикладного искусства, фитодизайна, вышивания, украинской кухни, что служит мощным стимулом для дальнейшего развития учеников.
— В чем суть технологии личностного проектирования учеников?
— Вообще это всеохватывающая учебно-воспитательная технология, в основу которой положена разработанная академией наук «Модель выпускника». В ней заложены личностные параметры, на которые мы должны выйти ко времени выпуска ученика из гимназии. Современного выпускника мы формируем как жизненно компетентное лицо, обладающее полным комплексом кодекса личных ценностей — вечных, таких как доброта, вера, честность, свобода, достоинство, искренность, великодушие, правда, благородство и тому подобное, а также ценностей национальных, гражданских, семейных, личных и т.д. Для этого разработаны показатели компетентности, которым выпускник должен соответствовать — информационная, политическая, трудовая, поликультурная, коммуникативная и другие.
Технология заключается в том, что в начале процесса со всеми учениками и учителями проводится диагностика, определяющая уровень нынешней компетенции и объем ценностных характеристик, которыми обладает ученик. Потом, исходя из результатов этой диагностики, педагогический коллектив планирует личную воспитательную работу с каждым из учеников для того, чтобы, во-первых, дополнить его компетентность и объем ценностей, во-вторых, корректировать их, исправлять недостатки воспитания и образования, пополнять ученика новыми знаниями и ценностями. Общая диагностика проводится каждые полгода и мы имеем возможность таким образом отслеживать динамику учебно-воспитательного процесса и его эффективность.
Много сил мы тратим на то, чтобы диагностика была полной и объективной. Для этого проводится интервью и анкетирование самого ученика (самодиагностика), а также его одноклассников, родителей, учителей, медицинских работников. Эти результаты заносятся в компьютерные системы и анализируются личностными и социальными психологами. За динамикой всех показателей ведутся наблюдения на протяжении всего периода обучения, осуществляется статистическо-количественный анализ и прогнозирование развития ученика, постоянно принимаются учебно-педагогические меры с целью коррекции поведения и пополнения объема знаний учеников. Это логичный этап развития компьютеризированного учебно-воспитательного процесса...
— Показала ли эта методика свою эффективность?
— Да, мы вводим уже второй ее этап и теперь понятно, что такая методика — это путь к воспитанию человека с глубоким гражданским элитарным мышлением и качествами, дающими ему возможность успешно реализовать себя в условиях свободы и демократии.
Все учебные предметы у нас преподаются по принципам философии и методологии украиноведения. Мы понимаем украиноведение как процесс познания себя, рода, народа, что обеспечивает социальный комфорт и психическое здоровье воспитанников. Украиноведческая работа в гимназии проводится под патронатом Научно-исследовательского института украиноведения МОНУ и его руководителя Петра Петровича Кононенко. В гимназии реализуются значимые воспитательные проекты — систематически отмечаются праздники народного календаря, знаменательные даты в виде театрализаций, различных мероприятий, выставок. Например, «Муза любові і боротьби», посвященная памяти Елены Телиги, «Лиш коливання свічі у тумані» — памяти жертв Голодомора, «І слава їх встає не вмерши», посвященная героям Крут.
Мы регулярно принимаем участие во Всеукраинском конкурсе знатоков украинского языка им. П. Яцика, празднуем годовщины Независимости Украины вместе с сельскими школами Крыма. У нас регулярные заседания клуба «Харизма», гостями которого были В. Чорновил, патриарх Филарет, П. Попович, А. Яценюк, Э. Умеров, А. Ивасюк, П. Кононенко, П. Вольвач, И. Плющ, Б. Олийнык, П. Осадчук, М. Слабошпицкий, С. Николаенко, А. Матвиенко. В школе создана картинная галерея из работ известных художников — В. Полянициной, Т. Шевченко, Н. Кричевского,К. Кричевской-Росандич, постоянно демонстрируются фотовыставки, проводятся благотворительные ярмарки, на которых реализуются товары, изготовленные гимназистами. Воспитанники гимназии систематически посещают детский дом в селе Строгановка под Симферополем, детское отделение онкодиспансера с подарками и концертными программами, проводят сбор средств на лечение детей, которые в этом нуждаются, на строительство Тарасовой церкви.
В гимназии реализуется комплексная программа физического воспитания. Школа имеет большую спортивную базу, которая позволила открыть класс спортивного профиля с созданием баскетбольной команды. Также работают секции плавания, футбола, тенниса, туризма, создан кружок боевого гопака, во всех классах в учебную программу включен третий урок физкультуры — плавание...
— Хорошо, обнаружила ли эта методика недостатки в предыдущей организации воспитательного процесса?
— Да. Например, оказалось, что главный недостаток детей сегодня — отсутствие коммуникационных способностей. Телевизор и компьютер делают свое дело — современные дети умеют больше общаться с монитором и интернетом, чем друг с другом. Поэтому наши социальные психологи разработали детальную программу развития коммуникационных навыков, за выполнением которой мы ведем тщательный мониторинг.
— Насколько мне известно, гимназия занимается значительной научно-методической деятельностью?
— Да, я являюсь соавтором Программы по украинской литературе для общеобразовательных учебных заведений с изучением языков национальных меньшинств. Учитель украинского языка Т. С. Ми-хальчук создала авторскую программу «Украинская деловая речь», которая используется в школах г. Симферополя, учитель С. В. Ефименко готовит к печати учебное пособие по украиноведению для 5 и 7 классов. Педагоги гимназии систематически занимаются самообразованием. Наш лозунг: «Где начинается наука, там заканчивается провинция». Изучение современных образовательных технологий учителями проводится посредством участия в разнообразных проектах, таких как «Ориентация на личность» и тому подобное. Работы учителей печатаются в книгах, журналах и газетах — «Школа ума и сердца», «Ліцейна освіта в Україні», «Українознавство», «Дивослово», «Українська мова в гімназіях, ліцеях, колегіумах», украинском еженедельнике в автономии «Кримська світлиця», творческие достижения учителей гимназии публикуются во всеукраинских изданиях «Математика», «Початкова школа». В школе издается газета «Гімназія-Час». Национальное воспитание базируется на уважении к государственным символам Украины, к ее истории и ее героям. Каждый день в гимназии начинается с исполнения гимназистами Государственного Гимна Украины. Мы ставим перед собой задачу обеспечить стопроцентное поступление выпускников в высшие учебные заведения.
— Существует ли, как и раньше, конкурсный отбор детей на поступление в гимназию и как проводится прием?
— И здесь мы выступили новаторами, использовав возможности общины города. Набор новых учеников в первые классы проводится в гимназии, как правило, 1 марта. Об этом мы широко объявляем в прессе. Обычно очередь родителей собирается за несколько дней. Они приезжают целыми автобусами и устраиваются в них на ночевку. Потом открыто действует комиссия, в состав которой входят представители Министерства образования Крыма, городского отдела народного образования, представители общественности — правозащитники, журналисты, общественные деятели, принимает заявления и выносит решение о приеме. Это окончательное решение, изменения в которое гимназия уже не может внести. К сожалению, из многих сотен желающих ежегодно мы принимаем только три класса по 30 учеников, остальным приходится отказывать, советовать обратиться в другие школы. Таким образом, прием новых учеников в гимназию осуществляет сама община города, которую мы привлекаем и к решению многих других вопросов школьной жизни.
— В чем еще, с вашей точки зрения, система образования требует реформирования сегодня?
— Во-первых, для нас очевидно, что именно община города, села, поселка должна быть заказчиком образовательных услуг. Пока школы находятся в подчинении вертикали Министерства образования, до тех пор целью учебно-воспитательного процесса для рядовых школ будет не ребенок с его конкретными особенностями, а приказ министерства с его рутинными параграфами. Во-вторых, в связи с этим школам следует вернуть финансовую самостоятельность, которую должна будет обеспечить та же община, заказчик образовательных услуг, а не централизованная бухгалтерия министерства. Директора утратили интерес к управлению коллективом, когда в советской системе была сформирована централизованная вертикальная система управления в министерстве, но в условиях демократического государства такая централизация лишает школы возможности учитывать как региональные особенности, так и индивидуальные особенности учеников.
— Над решением каких еще проблем вы сейчас работаете?
— Нам удалось найти эффективные моральные и материальные стимулы для учеников и учителей. Это школьный конкурс престижа «Ластівка». Проводится он ежегодно среди всех категорий школьных работников. Лучшему учителю года, кроме красивого приза в виде ласточки, мы вручаем премию в пять тысяч гривен, лучшему техническому работнику — три тысячи, лучший ученик года получает премию в две тысячи гривен.
Мы пытаемся эффективно влиять не только на результаты учебно-воспитательного процесса в гимназии, но и на процессы семейного воспитания, ухода за ребенком. Для этого с родителями каждого ребенка установлен тесный контакт, что постоянно учитывается в мониторинге проекта модели выпускника. Еще мы стремимся удержать романтику, гимназийный патриотизм, незаангажированность, появившиеся у нас, когда мы не имели хорошего помещения и жить и работать было нелегко. Сейчас разрабатываем такой механизм, который бы давал лучшим выпускникам гимназии гарантии поступления в престижные вузы Украины на бюджетные отделения.