Суровое, закаленное нелегкой жизнью и адскими размышлениями, сугубо «римское» лицо. Трагическая судьба: слава писателя и знаменитого философа-стоика, почетная придворная миссия — воспитание и «политическая консультация» императора Нерона (философ стремился привить этому властелину базовые принципы гуманизма, образованности, великодушия и культуры, однако испытал драматичную, страшную неудачу). Участие (очевидно, очень преувеличенное современниками) в закулисных попытках устранить Нерона-матереубийцу от власти. Самоубийство, осуществленное по приказу императора-тирана (Нерон желал, чтобы его наставник не был публично казнен преданными цезарю солдатами, а сам, собственноручно, вскрыл бы себе вены, что наш герой и сделал).
Это — Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), классик древнеримской литературы и философии, всемирно известный автор «Моральных писем к Луцилию», трактатов «О благодеянии», «О счастливой жизни», «О блаженной жизни», сатиры «На смерть императора Клавдия» а также многочисленных трагедий и политико-поучительных произведений. Его наследие — замечательное свидетельство того, что вершинные достижения античной культуры подобны гениальным фрескам; «отреставрировал» их, прочистив от «пыли забвения», сняв более поздние наслоения, убрав искажения, возобновив яркие краски людей, событий, страстей — мы получаем не только эстетическое наслаждение, но и в то же время (и в первую очередь!) всегда насущные уроки главного искусства, главной науки — искусства мудро жить. Эти уроки преодолевают пространственные или временные ограничения.
Вот, например, как использует в своих произведениях Сенека древнейшую, однако вполне подходящую, вечную метафору пути человека как путешествия, нередко — даже блуждания (так, что это — само блуждание, бывает, открывается нам слишком поздно) в морском — или океаническом — пространстве. Это — метафора жизненного пути, странствий через бытие. Что нужно человеку, чтобы достойно совершить эти странствия? Сумма конкретных знаний (тогда, в античные времена, мерилом образованности было знание текстов Гомера и умение их комментировать, сейчас — владение новейшими технологиями, колоссальным объемом информации, но вот проблема: помогут ли сами знания такого рода умению достойно «плыть» по океану жизни, достойно встретить смерть — momento mori, как известно, сугубо римская максима!). Природа человеческая не изменилась уж так кардинально за 2000 лет, эти вопросы со времен Сенеки никуда не делись, от них не спрячешься, а если попробуешь это сделать — вера в ошибочную иллюзию «успеваемости» отомстит жестоко.
Луций Анней Сенека прекрасно понимал это. Его беспощадное предупреждение адресовано и нам. Вчитаемся в эти слова: «Мне кажется совсем неинтересным исследовать, кто был старшим, Гомер или Гесиод, почему так быстро состарилась Гекуба, хоть она была младше Елены, или определять возраст Ахилла или друга его Патрокла. Неужели полезно изучать, где именно блуждал в своих морских странствиях Одиссей, чем беспокоиться о том, чтобы не заблудиться самому?» И дальше: «Грамматики не ленятся разбирать проблему, где скитался Одиссей, между Италией и Сицилией или вообще за пределами известного нам мира, потому что, казалось бы, невозможно блуждать так долго в таком тесном пространстве... А между тем нас самих ежедневно разрывают душевные бури, а наше бессилие насылает на нас все беды, которые испытал Одиссей!»
И действительно, здесь достаточно чудовищ, ужасающих своим видом, и врагов. В наших блужданиях души тоже есть чудовища, которые пьют человеческую кровь и поют при этом коварные, смертельные песни, наполненные сладкой лестью; есть и катастрофы судов, и все разнообразие несчастий. Поэтому лучше научи меня, как любить Отчизну, отца, жену, как приплыть к далекому берегу спасения, пусть даже после кораблекрушения. Потому что к чему нам разбирать вопросы, нарушила ли Пенелопа законы супружеской верности или соблюла свое слово? Научи меня лучше, что такое честь и добродетель, и насколько большим является благо, воплощенное в них, и должно ли оно ограничиваться телом — или же в первую очередь должно сохраняться в помыслах?»
Думаю, читатель, что полезным будет перечитать этот текст великого римлянина. Ведь проникаем в тайны Вселенной и микромира (на наноуровне) — а хаос в душах не уменьшается. А злоба, ненависть в нашем (и далеко не только нашем) обществе угрожающе растет. И именно Сенека, тот, кто, кстати, одним из первых выразил мнение о равенстве всех людей (это в рабовладельческом Риме! Кстати, вспомним, как начинается Декларация о независимости США, 1776 год: «Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы Богом равными и наделенные Творцом определенными неотчуждаемыми правами — на жизнь, свободу и стремление к счастью»). Именно Сенека мужественно и сурово обращается к нам сейчас: «Хочешь быть Человеком — одолей чудовищ внутри себя!»