Последняя неделя ушедшего года в жизни столицы проходила не только в русле интенсивных приготовлений к встрече нового тысячелетия, но и в русле продолжения учиться тому, как, собственно, работать в этой супер-новой реальности. Например, обучению новым формам библиотечной работы, которые внедряет в нашу действительность программа «Менеджмент в библиотеке». Смысл ее в том, чтобы превратить отечественые библиотеки — бедненько финансированные, плохонько отапливаемые, недостаточно укомплектованные новейшей литературой, но все еще очень хорошо посещаемые — в открытые информационные центры, которые помогут нашему обществу стать действительно информационно насыщенным.
Объединив финансовые, технологические и организационные усилия, Министерство культуры и искусств Украины, Международный фонд «Відродження» и Британский Совет в Украине эту, во многом новаторскую для библиотекарей нашей страны, программу реализуют достаточно необычным способом.
Во-первых, кроме традиционных печатных материалов и презентаций, в которых рассказывалось о возможностях такого типа обучения, вся информация о конкурсе была размещена на веб-сайтах этих организаций. Во-вторых, чтобы стать участниками программы, библиотекари должны были не только «играть в конкурс», но и выполнить некоторые процедуры. Зарегистрироваться в режиме «он- лайн», сформулировать, какие темы и аспекты менеджмента наиболее актуальны для них и рассказать, какой опыт у них уже есть. А дальше — для всех, кто успел заинтересоваться и заинтересовать собой (а таких прогрессивных и ориентированных на новаторство в Украине не так и мало — 30 библиотек из 14 регионов страны!) началось обучение в виде встреч, семинаров, тренингов. В перспективе — создание информационного портала в Интернете и прямые контакты с зарубежными партнерами. Из интересного — также и принцип отбора участников международной конференции «Крым- 2001»: кроме обычного конкурса, который будет объявлен в марте сего года, участники программы сами, внутренним голосованием, выберут двух наиболее достойных представителей, тех, кто поедет в г. Судак летом. Все украинские участники программы получат, кроме всего прочего, и серию книжек «Менеджмент за неделю», издание Британского института менеджмента, переведенное на украинский.
В Пуще-Озерной проходил один из семинаров программы. Под странным названием «Менеджмент в период перемен» «зашифровано» умение эффективно искать внебюджетные средства для введения новых технологий и грамотно писать проекты. А проводить его приехали из Москвы координатор программ учебного центра «Школа Рудомино» Мария Чуркина и его директор Наталия Жадько.
— Госпожа Наталья, насколько программы, в которых вы участвуете, изменяют отношение библиотекарей к своей работе, как это влияет на новый статус библиотек как информационных центров?
— Библиотечное образование на территории бывшего советского Союза существует с 1934 года, и можно спорить о его качестве и содержании, но оно сформировало эту громадную сеть библиотек. Высшее библиотечное образование также существовало, и курсы повышения квалификации проходили постоянно. Однако в последние 10 лет, отказавшись от идеологических установок, библиотекам оказалось необходимым прибавить, собственно, к традициям библиотечной практики — каталогизация, систематизация, обслуживание читателей — еще и новые принципы управления. Именно этим мы и занимаемся, специализируясь на том, что можно назвать принципами принятия решений. Эта работа тесно связана с Институтом открытого общества (Россия), хотя все, что было сделано и в России, и в республиках бывшего Союза, делалось при его поддержке, но я не думаю, что результаты этой деятельности могут быть приписаны этому институту. Он, как организация независимая, негосударственная и благотворительная, делает определенные вклады, а то, как они будут использованы, станут работать в каждой конкретной стране — зависит от тех, кто и как может использовать эти принципы. Я знаю, что существует очень давнее и сильное ожидание, особенно в регионах, что фонды Сороса стремятся что-то изменить. На самом деле они платят деньги и ищут тех людей, которые могут эти перемены осуществлять.
Библиотеки — очень стабильные структуры, но в каждой из стран бывшего Советского Союза есть две-три очень мощных библиотеки, которые прошли достаточно сложный путь от классической советской библиотеки до информационного центра со своей особенной стратегией развития.
— Наблюдали ли вы национальные особенности перехода от старых форм работы к новым?
— Есть общие тенденции, связанные, я думаю, с взаимопроникновением культур, с тем, что библиотека отходит от идеологической работы и возникает новая библиотечная философия. Она базируется на организации библиотечного сервиса и открытого доступа. Это есть уже везде, в большей или меньшей степени. От предыстории библиотеки отказаться очень трудно, а работать в масштабной сети публичных библиотек, сформированной нерационально — еще более сложно. Если с легкостью отказаться от этого багажа, так же легко можно отказаться и от библиотек вообще. Перед новыми независимыми государствами, на мой взгляд, очень остро стоит проблема открытого доступа к источникам информации. В России качественный рывок уже произошел. Многие подключены к Интернету, и речь уже идет не только о том, чтобы доступ оплачивался каким-нибудь фондом. Речь идет о платных услугах, провайдеры, каналы библиотеки не могут оплачивать полностью, но абонентскую плату со своих читателей они могут взимать. Для того, чтобы заниматься подобными услугами, библиотекари наши не всегда готовы, им нужно учиться.
— Насколько активно библиотекари хотят осваивать новые технологии при их загруженности и малой зарплате?
— Всегда есть прогрессивная часть работающих, которым просто интересно освоить новые технологии. Конечно, есть и другое. Не так давно коллеги из одной очень крупной библиотеки Петербурга жаловались нам, что они никак не могут заставить своих работников делать что-то для веб-сайтов. Авангард есть, но есть и те, кто хочет тихонько дожить до пенсии. Вряд ли их можно загонять в новые технологии. Молодежи сейчас не очень много в библиотеках, в малых городах и Москве их почти нет. Малые города вообще живут почти без молодежи — Москва «вымывает» специалистов в бизнес.
Мы занимаемся тем, что постепенно меняем у библиотекарей представление о своей профессии как о несовременной, и о том, какие решения нужно принимать, чтобы библиотека становилась современной. Но главная сложность в том, что можно научить людей находить решения, но невозможно заставить принимать эти решения на практике. Мне очень приятно, что уже существует, сформировалось профессиональное сообщество, в котором мы работаем, готовое внедрять новые вещи, анализировать свою работу и видеть перспективы.
— А появились ли в России новые библиотеки?
— Знаете, создать новую библиотеку было по силам только советскому государству, настолько это сложно. Тогда все работали за гроши и были счастливы спокойствию. Сейчас никто их создавать «с нуля» не будет, поэтому и нельзя разрушать — на их месте просто ничего не появится. В этом плане очень важно понимать, что можно конвертировать из того, что уже существует в наших библиотеках. Как создать те возможности, которые обществу сейчас нужны.
— Много ли сейчас людей пользуются услугами библиотек в России?
— Да, у нас очереди в библиотеки. Понятно, что во многом — это студенческий бум, но ведь и дети, и люди других социальных групп и возрастов активно пользуются их услугами.
— Насколько пополняются фонды российских библиотек?
— Количественный показатель пополнения фондов не является сегодня самым важным. Раньше было проще: любой библиотекарь мог из небольшого общегосударственного перечня изданий создать приличные фонды, сейчас этот перечень — в тысячи раз больше. И проблема выбора состоит в том, чтобы грамотно укомплектовывать профиль именно данной библиотеки. Теперь уже не надо рыдать над подпиской, поскольку читателю можно предложить альтернативные источники информации. Но нужно уметь это делать.