В третьем классе в Житомирской специальной школе-интернате №11 для детей со сниженным зрением идет урок. Учительница Людмила Кравец терпеливо объясняет воспитанникам, как считать, как решать задачки. Квалификацию ее видно по уверенности, с которой работает. Детишки очень стараются, хотя не все у них получается. И как везде, есть кто-то более ловкий — симпатичная девочка, ее звать Таня, все время тянет руку, чтобы ответить на задание. Впечатление такое, что она одновременно стреляет глазами в мою сторону — смотрите, мол, какая я молодец. Потом за партой все (еще две девочки и один мальчик) сосредоточенно чертят в тетрадях отрезки. Кроме карандаша, главным инструментом служит огромная лупа из очень толстого стекла, но не круглая — я таких и не видел никогда. Это чтобы дети могли увидеть линию, которую нужно провести. Для тех, у кого зрение нормальное, это простое дело, для них — напряженный труд.
...У воспитанников заведения степень потери зрения разная — предельная нижняя граница определена в 0,4. То есть они все же видят, хоть и плохо. Всего их 112, из них десять учатся дома. Часть имеет недостатки умственного развития, что, понятно, усложняет обучение. Большинство приехало из районов области, но на выходные их забирают домой. 47 детей имеют статус инвалидов по зрению, 12 — это сироты или лишенные родительской опеки ребятишки. Срок обучения, принимая во внимание проблемы со здоровьем и развитием, увеличен на один год по сравнению с обычными общеобразовательными школами. В последнее время, говорит «Дню» директор интерната Анатолий Паламарчук (среди главных его регалий звание «Отличник образования» и медаль имени А. Макаренко), количество детей с недостатками зрения растет. Причина — компьютеры и телевизоры, у которых они с самого малого возраста просиживают часами. Его кредо: необходимо учить детей так, чтобы они получили знания и определенные навыки, а, следовательно, были конкурентоспособными уже во взрослой жизни. Интернат дает полное общее среднее образование. В нынешнем году его выпускники проходили независимое оценивание наравне с другими школьниками и успешно сдали тесты. Однако, говорит директор, в местах их написания таким детям следует обеспечивать соответствующие условия, например, специальное освещение. Наиболее подготовленные воспитанники интерната учатся в житомирских университетах, колледжах, училище культуры и искусств имени Ивана Огиенко и т.д. А те, кто не поступает в вузы, переходят в специальный лицей (в Житомире) для людей с ограниченными возможностями, где овладевают различными рабочими специальностями. Есть среди воспитанников и свои знаменитости. Мне довелось поговорить с десятиклассницей Еленой Мельничук из села Сколобова Червоноармейского района. Недавно на всеукраинском турнире по шахматам на соревнованиях «Поверь в себя» в центре для паралимпийцев под Евпаторией она завоевала два первых местах (среди девушек своей возрастной группы и среди всех девушек) и третье в общих соревнованиях, где участвовали и мальчики.
Если говорить об оборудовании, то наибольшее впечатление производят компьютерные классы (их два) и лингафонный кабинет. Заместитель директора Татьяна Федорчук продемонстрировала их возможности. По ее словам, воспитанников сразу приучают к современным средствам — для этого используются специальные программы для овладения компьютерами, которые (со специальными звуковыми подсказками) позволяют освоить обычную, а не со шрифтом Брайля, клавиатуру, изучать иностранные языки.
Два учебных корпуса (а есть еще мастерские, другие помещения) красиво отремонтированы, кроме светлых классов, есть уютные спальни, столовая, игровая комната, спортзал, словом, все, что нужно для качественного обучения и отдыха. Заметно, что мебель, кафель, компьютеры в основном новые, и если соотнести этот факт с тем, что А. Паламарчук пребывает на своей должности с 2005 года, есть основания отнести это к его заслугам. Сам директор говорит, что его тревожат не столько проблемы интерната — тут, как он считает, грех жаловаться — сколько дальнейшая судьба воспитанников. Государство, на его взгляд, должно больше заботиться о них, в том числе и в вопросах достойного заработка или дополнительной помощи, особенно в плане возможности получить свое жилье. Кроме того, при определенных условиях житомирское заведение могло бы принять к себе детей, которые совсем не видят — и в него обращались с такими просьбами некоторые родители. Но для этого нужна серьезная реорганизация, дополнительный персонал и, понятно, средства.
Однако, когда «День» поинтересовался в соответствующих инстанциях, рассматриваются ли какие-то планы в данном направлении, то с удивлением узнал, что там не знают, сколько всего детей школьного возраста, у которых полностью потеряно зрение, есть в области. На вопросы по этому поводу мне не смогли ответить ни в Главном управлении труда и социальной защиты Житомирской облгосадминистрации, ни в Житомирском областном управлении Украинского общества слепых. А начальник управления образования и науки облгосадминистрации Александр Пастовенский откровенно признался, что этой проблемой подведомственное ему учреждение не занималось. И высказал предположение, что, возможно, она не относится к острым. Кроме того, по его словам, в условиях кризиса начинание серьезных реорганизаций — дело проблематичное. Однако уверил, что данным вопросом, хотя бы в перспективе, займутся.
Как удалось узнать, в Украине специальные интернаты для обучения незрячих детей существуют в Киеве, Харькове, Львове... Но в любом случае, для значительной части родителей или опекунов таких детей, проживающих далеко от этих регионов, привезти их туда — серьезная проблема. Хотя бы ввиду стоимости переездов. Особенно если условием принятия является требование забирать их на каждые выходные. Но хуже даже не это. Получается, ни общество, ни власти не беспокоятся о том, чтобы иметь реальную картину, скольких таких детей. То есть, чтобы, образно говоря, они не потерялись в семьях и не были потеряны для мира. Ведь имеем огромное количество примеров слепых гениев — вспомните хотя бы Гомера или украинских кобзарей...