Кто еще, кроме полищука, может сказать о деле, которое затянулось, «словно о пенек споткнулось»? И его самого, главу Житомирской областной государственной администрации Сергея РЫЖУКА, также можно смело охарактеризовать народной пословицей: где родился, там и пригодился. Здесь, на Полесье, он начинал свой путь, учился, профессионально рос (вплоть до сельскохозяйственного министра) и уже во второй раз работает губернатором. В ноябре прошлого года жителям нескольких поселков отключили газ. И Рыжук, что бывает нечасто, как говорится, просто вышел из себя. «Если еще раз такое сделают, я подниму людей лично, и говорю не как губернатор, а как председатель Житомирской областной организации Партии регионов: мы к газовикам приедем, их контору заблокируем, а их автомобили продадим», — пугал он. Поэтому и интервью с губернатором «День» начал с вопросов крайне важных для житомирцев.
— Как отреагировали в Житомирской области на социальные инициативы Президента Виктора Януковича и сильно ли придется напрягаться, чтобы их реализовать, ведь для этого, в частности, следовало бы нарастить вклад области в государственный бюджет?
— После 7 марта, когда Виктор Федорович эти инициативы обнародовал, все работники областного звена, все чиновники администрации принялись анализировать наши возможности. Работать в этом направлении будем и дальше, постоянно. Провели встречу с советом предпринимателей и промышленников области, за ней — с работниками социальной сферы, обсудили все четыре блока социальных программ, о которых говорил глава государства. Все, что он сказал, воспринимается очень хорошо. Наложили эти инициативы на нашу область и получили полностью позитивный и даже очень позитивный ответ. По этому поводу у меня хорошее настроение. Нет особых проблем, чтобы увеличить пенсии на 100 гривен (и на 165 гривен — военным пенсионерам, которых у нас 28 тысяч). Экономика области имеет такие возможности хотя бы потому, что мы за последние два года почти в пять раз увеличили поступления из области в государственный бюджет. Постоянно выполняется и план бюджетных поступлений в казну области и районов.
И что бы там ни говорили скептики, прирост экономики области — это факт. Я говорю об этом не потому, что работаю здесь, как иногда называют, губернатором, а потому, что это правда. В промышленности мы выросли в прошлом году на 22%, в сельском хозяйстве — на 11,5%, а валовой региональный продукт (это для области то же, что для страны ВВП) составил 11,2%. Мне очень приятно называть эти данные, потому что по последнему показателю у нас второе место в государстве после Донецкой области. То есть мы свою часть в возможность провозглашения социальных инициатив внесли. Обеспечим и их реализацию. Я считаю, что правительство имеет право подать соответствующие изменения в бюджет страны, а Верховная Рада их непременно утвердит. Напомню: еще в конце прошлого года, подписывая бюджет на 2012 год, Президент отметил, что делает это исключительно для того, чтобы государство не осталось без своей главной сметы. Но, как сказал тогда Виктор Федорович, этот бюджет нужно менять уже в феврале-марте.
— То есть вы, как и некоторые другие губернаторы, поднимаете вопрос о том, чтобы центральная власть увеличила помощь областным бюджетам?
— Я не поднимаю такой вопрос перед Киевом. Я уже говорил, что у нас все возможности есть. Мы готовы увеличить свой вклад в бюджет, что, в частности, позволяет государству по-новому посмотреть на социальные проблемы и темпы их решения. Правильно сказал премьер-министр: не надо идти от вчерашнего дня, от достигнутого. Нужно считаться с нынешними условиями жизни и нацеливаться на то, чтобы как можно быстрее их улучшать. Такой подход мне очень импонирует, и не потому, что я чиновник — глава государственной администрации области. Я на самом деле реалист, прагматик. Если в течение двух предыдущих лет у нас еще не было возможности выдвигать социальные инициативы, что в настоящее время сделал Президент, то мы о них и не вспоминали. Зачем зря сотрясать воздух? И нас за это упрекали. Справедливо или нет — люди рассудят. Если теперь есть такие возможности, хотя в Европе и кризис, даже некоторым странам угрожает дефолт, то на нас он, слава Богу, не распространяется, у нас экономика растет. Барометром этого может служить ситуация в бизнес-среде. Деловая активность растет, предприниматели никаких серьезных вопросов перед областной властью не ставят. Потому что мы поснимали почти все ограничения, работаем над тем, чтобы во всем придерживаться демократического правового принципа: что не запрещено, то разрешено. Все это создает почву для того, чтобы бизнес мог работать лучше. Особенно нас радуют (я в области также занимаюсь этой темой) предложения Президента о развертывании строительства доступного для населения жилья.
— Говорят, вы даже обещали своим заместителям премии за выполнение соответствующих заданий?
— Большей премии, чем им положено по закону, я, конечно, выписать не могу. Но стимулировать работу на результат можно по-разному. Можно и просто поблагодарить, и это подействует наилучшим образом. Но до премий нам действительно еще далековато. Придя к власти, мы увидели огромное количество долгостроев: и индивидуальных жилищ, и многоэтажек. А за эти два года мы в среднем по 200 тысяч квадратных метров жилья вводили в эксплуатацию. К сожалению, сегодня 3/4 этого жилищного фонда не заселено, пустует. Потому что все те, кто имел деньги (от местных олигархов до крепких фермеров), уже приобрели жилье, а некоторые и не одну квартиру. Но очень много остается людей, которые не имеют не только приличного жилья, но и даже крыши над головой. Разве это настоящий человек, когда ему даже негде голову приклонить, разве у него настоящая жизнь? К тому же, у нас в области традиционно развит строительный бизнес. Чтобы он получил сегодня второе дыхание, нужно, как отметил Президент, чтобы и не очень обеспеченный человек мог получить кредит под 2—3% на строительство жилья или на покупку квартиры. Такие возможности ощутимо ослабят социальное напряжение в обществе, успокоят людей, дадут им добрые надежды, перспективу. Только подумайте, что сегодня делать человеку, когда он уже 25 лет в очереди на жилье, а взлелеянная в мечтах квартира все отдаляется и отдаляется? В прошлую пятницу я проводил прием граждан. Собралось со своими проблемами и предложениями свыше 70 человек, из них треть — по жилищному вопросу. Человек смотрит мне прямо в глаза и говорит: уже дальше некуда идти, у меня дети, живем в холоде и голоде, что делать?
Как видим, вопрос доступного жилищного строительства не только назрел, но и давно перезрел. Поэтому я со своими подчиненными готов, как говорится, и днем, и ночью этим заниматься, чтобы только это дело сдвинулось. Тем более что Президент уже обозначил путь, как это можно сделать.
— Разрешите спросить. Не потому ли у вас так хорошо обстоят дела в экономике, что налоги собираются заранее?
— Раньше немного брали, скажу честно. Потом, когда до меня дошла эта информация, я «уважительно», но с прижимом попросил налоговиков этого не делать. Они же показали мне пальцем вверх, дескать, это оттуда идут указания. Но нам все же удалось повернуть оглобли. Я могу опять же сослаться на итоги встречи с предпринимателями, где эти вопросы ни разу не затрагивались. А на самом деле в области сегодня просто нет необходимости это делать. Если в прошлом году за два месяца промышленность дала 22% роста, то в этом году — 45%. Бюджет первых месяцев область выполнила на 10 дней раньше. А уже в последней декаде марта, по закону, будем иметь право дополнительно распределить между учреждениями здравоохранения и на другие социальные потребности 22 миллиона гривен. Поэтому брать налоги заранее и разрушать бизнес — глупость, то же, что рубить сук, на котором сидишь.
— В нашем государстве существует также такая проблема, как весьма распространенная коррупция. Я могу предположить, что она существует и в вашей области. Я слышал, что какие-то чиновники вашей администрации растратили значительную сумму... Что можете сказать по этому поводу и вообще о борьбе с коррупцией? Она, эта борьба, с вашей точки зрения, происходит в действительности или это только имитация?
— То, что эта зараза существует и мы пока еще ее не преодолели, — это правда. Но есть вопросы, которые сразу не решить. Я был на заседании правительства, где поднимался этот вопрос, слышал выступление Президента, понял его интонации. Речь шла о том, что бить кулаком по столу недостаточно, что не стоит гонять людей по тюрьмам, не следует пугать их суровыми наказаниями. Надо искать и ликвидировать причины, порождающие коррупцию, а не бороться с последствиями. Когда уже мы поймали взяточника, то это также последствия.
И я хотел бы через газету «День» обратиться к нашему правительству, чтобы оно как-то позаботилось об имидже госслужащих, которых в последнее время называют не иначе как чиновниками, хотя в действительности это иноязычное слово. Более того, чиновник в сегодняшнем сознании нашего народа обязательно носитель негатива, человек без души и сердца, который и шага лишнего не сделает без взятки. Пусть нас, государственных чиновников, будет меньше, хотя и сегодня уже немного, но пусть будет нормальная заработная плата, пусть госслужащий непосредственно не сталкивается с гражданином, а предоставляет свои услуги через Интернет. В этом направлении мы серьезно взялись за дерегуляцию разрешительной системы и уже 2600 документов либо поправили, либо отменили. Коррупция свила гнездо и в наших правоохранительных органах, и в налоговой, и даже я это чувствую, а особенно наши предприниматели, которым создают искусственные преграды. Бизнес часто ставят в такие условия, чтобы он сам понял, кому и что надо нести.
С коррупцией боремся доступными методами в пределах предоставленных законом полномочий. Речь идет о том, что при осуществлении в области любого проекта все контролирующие органы получат поручение способствовать ему и систематически докладывать о своей работе. Тогда им уже не до преград и взяток, так как все-таки дорожат своим местом. Второе направление, о котором я уже говорил, — невозможность не разрешать то, что не запрещено законом.
В то же время моя задача не допускать произвола со стороны правоохранительных органов, потому что это тоже порождает коррупцию. На моей памяти были уже десятки случаев несправедливых, незаконных обвинений. Правоохранительные органы почему-то считают, что для них главное — прокукарекать, а там пусть солнце и не всходит. Так было и с приведенным вами случаем. Когда я начал выяснять, то оказалось, что коммунальная служба по тендеру закупила какое-то оборудование, которое следовало установить до конца апреля. То есть этот процесс в настоящий момент идет. Я удивился, на каких же тогда основаниях открыто уголовное дело? Даже в том случае, если оборудование вовремя не поступит, то заказчики имеют возможность обратиться в суд. В чем же сегодня их вина? В действительности же деньги не украдены, а по закону и договору перечислены исполнителю работ. Воруют у нас, конечно, много. Но правоохранительные органы часто смотрят не туда и бегут не за тем. Но я не хотел бы их оскорбить или обидеть, потому что среди них большинство — честные и самоотверженные люди. Они работают в непростых условиях, и мы это понимаем. Тем более что перед нами одна задача — побороть коррупцию, которая сегодня является одной из самых больших преград для развития нашей экономики и общества в целом.
— На улице весна, и приятно, что вы уже успели поприветствовать ее праздником — фестивалем «Ковальська весна». С какой целью он проводился?
— Многие наши предприниматели работают не только ради денег, но и ради того, чтобы получить удовлетворение, похвастаться мастерством, которое уже почти искусство. Разве это удивительно, что люди влюблены в свое дело, в народные промыслы и ремесла? Поэтому и инициаторы фестиваля не просто кузнецы в квадрате или, может, и в кубе, для которых важно качественно сделать, скажем, ворота или ограждение и реализовать свою продукцию. Они, словно скульпторы, создают из металла различные художественные образы, стремясь не только кого-то этим удивить, но и привить хороший вкус, приучить людей к прекрасному. В канун фестиваля они приходили ко мне на прием, рассказывали, показывали. И, конечно, получили содействие, полную моральную поддержку, поскольку материальной и не требовали.
На этот праздник пришло много житомирцев. Особенно интересно было детям. Но я и сам с удовольствием наблюдал, как металл в руках кузнецов приобретал художественные черты, превращался в розу или человека, или сказочное существо. И даже не верилось, что все это сделано ловкими руками и горячим сердцем из обычного металла и почти так же, как это делали украинцы много веков тому назад.
— Такие фестивали, как теперь говорят, способствуют притоку туристов?
— Конечно, поэтому мы стремимся устраивать их как можно чаще. У нас уже прижились праздники рушников, хлеба, дерунов и т.п. Большой интерес вызывают конкурсы на лучшую украинскую свадьбу, лучший хор или оркестр. Благодаря этому возрождаются национальные традиции, развиваются народные ремесла. Но хорошо поется тому, у кого есть работа и заработок. А туризм может играть большую роль в создании новых рабочих мест. Поэтому мы заботимся не только об организации фестивалей или других этнографических праздников, но и о хороших дорогах, гостеприимных гостиницах, недорогих ресторанах. Турист не поедет в неухоженные, усеянные мусором и грязью города и поселки, поэтому уделяем внимание благоустройству, объясняем людям, что каждый из них может достаточно много сделать для своего села даже тем, что поставит красивый забор вокруг дома, высадит цветы. Всему этому мы уделяем большое внимание еще и в связи с Чемпионатом Европы по футболу. А в сентябре этого года область будет праздновать свой юбилей, на который приглашены много уважаемых гостей как из Украины, так и из-за границы. И сегодня мой рабочий день начался в семь тридцать утра с обсуждения общего с областным советом распоряжения о подготовке к юбилею, который будет отмечаться в День города Житомира. В присутствии главы государства Виктора Януковича в городе будет опять открыта Крестовоздвиженская церковь, которая много лет стояла без крестов (!). Мы добиваемся того, чтобы каждая аптека, больница, кафе, магазин и ресторан в городах и селах области выглядели современно и аккуратно.
Скажу от себя: жизнь в области интересная, есть чем заняться, если видишь перспективу и сам хочешь ее выстраивать. Если так, то ее, эту жизнь, можно сделать по-настоящему современной, такой, как в Европе. Поэтому и вас, и вашего главного редактора приглашаем на наш юбилей. Приезжайте! Гарантирую, дорога на Житомирщину из Киева будет отличной.
— А какая сегодня в области общественно-политическая ситуация? Скажем, недавно Житомир посещал Олег Тягнибок. Вы с ним встречались, на собраниях, которые он проводил, присутствовали?
— Нет, на тех собраниях я не был и не встречался с этим нашим гостем. По-видимому, это я неправильно делаю. Возможно, потому что указанные мероприятия проходили не очень публично. Массовые собрания в нашем городе у «Свободы» пока еще не получаются, возможно, потому что сторонников не так уж и много.
— Считаете ли вы, что оппозицию следует также привлекать к каким-то делам, чтобы добавлять ей конструктива?
— Могу сказать, что мы всегда стремимся работать так, чтобы оппозиция видела: с ней считаются. Например, сегодня я разговаривал с одним из руководителей БЮТа. Пригласил его на достаточно ответственную должность областного уровня. И я был рад, что он согласился. «Я в оппозиции, — сказал он, — но к кому? Разве к своему народу?». В моей практике неоднократные встречи с деятелями нашей местной оппозиции, хотя мы с ними, естественно, не заигрываем, а только терпеливо убеждаем в правильности и системности наших действий. Оппозиция же, как ей и положено, относится к ним предвзято. Это — ее право. Но мы живем в нашем общем крае, в единой украинской семье. Есть несогласованности и особые позиции в принципиальных вопросах. Но, несмотря на это, в областном совете у нас с оппозицией достаточно конструктивное сотрудничество. Никто не травит оппозицию, не напоминает ей о вчерашних грехах. Я привык к принципу руководства: делай, как я. Но никогда не отстаивал требования: делай только так, как я сказал. В нашем доме, житомирском, луганском, львовском, мне хочется настоящего мира. За 20 лет независимости нам пора уже понять, что такое сила мягкого знака. Спасибо «Дню», что он нам об этом рассказал.