Оптимистические заявления о лучшем будущем отечественной кинематографии были лейтмотивом традиционного празднования Дня украинского кино, прошедшего вчера на территории студии имени Довженко возле памятника великому режиссеру. Упования на то, что в нашем кино наконец настало «время собирать камни», высказывали и министр культуры, а также знаменитый киноактер, Богдан Ступка, и нынешний директор студии Николай Мащенко, и бывший ее руководитель — академик Василий Цвиркунов. Торжество носило, конечно, персонализированный характер — ибо накануне кинематографисты отмечали также и день рождения Александра Довженко. Яблоки как неизменный атрибут довженковских дней присутствовали в изобилии, а камерный хор «Благовест» спел песню, которую очень любил Александр Петрович — «Чуєш, брате мій». В целом многолетний ритуал праздника был соблюден. Хор и духовой оркестр, торжественные речи и груды яблок — все само по себе походило на съемки некоего типично украинского фильма, которому столь же типично недостало финансирования. Хотя, быть может, украинское кино скоро действительно будет символизироваться цветущим яблоневым садом, а не разваливающимися павильонами главной киностудии страны, надеется Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День».
В минувшую субботу тихо и для широкой публики практически незаметно прошел День украинского кино. Лишь в Союзе кинематографистов с ностальгией вспоминали те времена, когда в этот праздник по всем киевским кинотеатрам разъезжалось 20-30 творческих групп, которые встречались со зрителями, представляли новые картины. Сегодня кинематографистам похвастаться особо нечем, да и зрители не торопятся заполнять залы кинотеатров. Как же случилось, что Украина, в которой еще 15 лет назад производилось 60 художественных игровых картин и 500 неигровых, превратилась в страну, где сегодня при поддержке государства и при его же участии делается в десять раз меньше фильмов? А документальных, научно-популярных, анимационных и того меньше.
Заместитель министра культуры и искусств Анна Павловна Чмиль , человек безмерно преданный кинематографу, считает главной и основной причиной нынешнего положения то, что реформация киноиндустрии в Украине начала происходить в период экономического кризиса, в отсутствие законодательной базы. «В 1991-м году, — говорит Анна Павловна, — кинематограф выбросили на свободный рынок. И происходило это очень драматично. Поскольку вместе с этим выбрасыванием на рынок и, собственно, в никуда, был выброшен и весь потенциальный зритель. Фактически, с одной стороны, художнику сказали, что он свободен, что он может творить то, что он хочет (и слава Богу — это нормально, закономерно). Но с другой стороны, эту свободу никаким образом не урегулировали законодательно, не произошли изменения, связанные с функционированием этой свободы. Даже, если художник в то время создавал произведение — художественную ценность — она уже была изолирована, недоступна зрителю, так как покупательная способность последнего начала резко падать. Это отразилось на стремительном уменьшении посещений кинотеатров».
Если те же 15 лет назад среднестатистический житель Украины ходил в кинотеатр 11 раз в году, то сегодня — 0,1 раза. Кинотеатральный показ стал абсолютно нерентабельным. «Вместе с тем, — продолжает Анна Павловна, — государство, перестав быть могущественным продюсером (просто сняв с себя эту функцию), не торопилось создавать протекционистскую политику по отношению к тем, кто так или иначе действовал и, к счастью, продолжает действовать на этом рынке».
А стоит ли огород городить, спросит иной строгий читатель. Ведь нельзя сказать, что жизнь наша в массе своей обрела экономическую стабильность и люди готовы вернуться в кинотеатры. Ну, во-первых, смотря в какие. Когда экран мигает, динамики безбожно хрипят, а кресла изрезаны и грязны, то вряд ли все это привлечет наших граждан. Но опыт «Кинопалаца», той же «Кинопанорамы», «Дружбы», которые оснащены современным оборудованием, где созданы больше ли, меньше ли, но все же комфортные условия, свидетельствует об ином: искусство кино отнюдь не утратило интерес у публики. Об этом свидетельствуют и социологические исследования, на которые любит ссылаться А. П. Чмиль: зритель среди наборов программ на каналах телевидения на первое место ставит фильм. Иными словами, у украинского зрителя есть потребность в кино. Другой вопрос какое именно кино предлагает им ТВ. В подавляющем большинстве зарубежного производства и, увы, зачастую не лучшего качества. Но стоит ли торопиться обвинять ТВ в злонамеренности. Надо честно признаться: часто ему просто не из чего выбирать. Да и новое отечественное кино далеко не всегда производит шедевры, мягко говоря. Но даже и их (пример тому та же «Роксолана», и последнее творение Николая Засеева «Черная рада») смотрят. Что уж говорить о грандиозном успехе «Буржуя», который сейчас запустился с новыми 15 сериями.
Кстати, генеральный продюсер канала «1+1» Александр Роднянский вообще считает, что в нашей стране если кинематографическая индустрия и возродится, то главным образом благодаря ТВ. Похоже, что он прав. Государственных денег все равно не хватит на всех, как бы ни исхитрялось Министерство культуры и искусств. Вот, запустили впечатляющий по размаху и бюджету проект Юрия Ильенко под рабочим названием «Молитва за гетмана Мазепу». Еще несколько крупных проектов на подходе, несколько менее масштабных картин запущено в производство. Но все это кардинальным образом ситуацию не изменит.
Вот Александр Роднянский и не собирается ждать милостей от государства, но при этом не скрывает, что будущее канала связывает с кинопроектами и потому «1+1» стремится завоевать себе право называться одним из лучших кинопроизводителей на территории СНГ. Хотя без привлечения партнеров финансово это очень непросто. Но один проект, убежден Александр, они должны делать в одиночку. Современное украинское кино с новыми, желательно молодыми героями, сделанное новыми, желательно молодыми людьми. Но — увы. Каналу пришлось столкнуться с дефицитом идей и личностей. Впрочем, это тема уже совсем иная, непраздничная.