Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не трогайте астрологию!

Гороскопы могут иметь психотерапевтический эффект
22 сентября, 2004 - 19:59
В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДСКАЗАНИЙ ГАДАЛОК, СОВЕТЫ ЗВЕЗД МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ПОЛЕЗНЫМИ. ГОРОСКОПАМ ВПОЛНЕ ПОД СИЛУ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ САМООРГАНИЗОВАТЬСЯ, СТАТЬ СИЛЬНЕЕ И ТЕРПИМЕЕ / ФОТО ВАЛЕРИЯ ГАРМАТЮКА

«День», как и положено продвинутой газете, удачно использует интерактив, интересуясь, к примеру, у читателей, что хорошего, по их мнению, произошло в Украине и у них самих в последние дни. И читатели пишут о всяких радостных событиях. Вот и я хочу поделиться радостью, которую доставила мне Виктория Герасимчук заметкой «Почему украинцы верят гадалкам?» («День» 9.09.2004). Она поведала, сославшись на ученых социологов, что «украинцы верят астрологам больше, чем соседям, милиции, налоговой милиции, прокуратуре, Президенту, Верховной Раде, правительству, политическим партиям, страховым компаниям и банкам». Вы спросите (с подозрением, конечно), с чего это обуяла меня радость вместо печали. Отвечаю. Вполне еще юное дарование под моим началом пишет диссертацию об астрологии, а один профессор высказался недавно в коридоре, что все это чушь и научного исследования никак не заслуживает. Мы было приуныли, а тут неожиданно обнаружилась всенародная поддержка. Как не радоваться?!

В.Герасимчук задалась вопросом, «откуда берется такая вера и что она может человеку принести?» Вообще, разговор там о предсказаниях. Подключены ученые психологи. От их рассуждений радость моя сменилась недоумением. Ну, к примеру: «Наиболее остро ищут консультации у предсказателей люди, не уверенные в своем будущем и стремящиеся переложить ответственность за свою судьбу на внешние факторы, например, на звезды. А всенародная популярность предсказаний является симптомом социального неблагополучия, невротизации и наиболее острым ощущением народом своего бессилия». Ох, уже эти ученые гуманитарии! Доколе будете вы сеять моральную панику, ныть по поводу невротизации народа и его бессилия? Здесь, на мой взгляд, все не так. Скажите, кто, кроме дураков, уверен в своем будущем? Вспомните хотя бы того ответственного товарища, который еще на закате дня был твердо уверен, что поздним вечером под его председательством состоится собрание литераторов, а в это время Аннушка уже разлила подсолнечное масло на трамвайные рельсы. И что это за бессилие народа, если во всех странах мира астрология процветает? И разве не отражает популярность предсказаний понимание разумными людьми того, что мир как никогда раньше оказался открытым опасностям? Мир стал опасным для человека. Поэтому просчитывать наперед исходы сложных процессов — ответственная задача, стоящая перед обществом и отдельными людьми. «В нашем новом информационном обществе время ориентировано на будущее» (Джон Нейсбит). В традиционном обществе, добавлю, время ориентировано на прошлое.

Живой человек пребывает в настоящем, он живет настоящим. В самом деле, настоящее только настоящее, остальное — не настоящее, остальное в небытии — позади настоящего и впереди. В настоящем человек силится обнаружить следы прошлого и знамения о будущем. Меня лично больше привлекает футурология, нежели история. Но положение этих наук не одинаковое. Историк по крохам собирает свой материал и кропотливо вырисовывает все более точные и впечатляющие образы прошлого. У него есть что представить публике для оправдания своих занятий. А что футуролог? Ничего он не предсказывает, это совершенно ясно. Вспомним скандальный провал советологов, для которых исчезновение Союза было как снег на голову. Или кто мог хотя бы два десятка лет назад в социалистическом бытии предсказать появление у нас молодых людей с миллиардными состояниями? А терроризм? Думал ли кто-нибудь в недавнем прошлом, что эта проблема станет мировой проблемой номер один, что слово «заложник» в СМИ станет ключевым?

Далее я выскажу предположение, если и не объясняющее процветание астрологии на протяжении двух с лишним тысяч лет, то хотя бы указывающее на общий принцип объяснения подобных культурных феноменов. Патриарх российских физиков, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург известен как ярый противник астрологии. В прессе периодически появляются его резкие разоблачительные статьи и письма. Последнее из известных мне писем опубликовано в «Известиях» под заголовком «Астрология добралась до правоохранительных органов». Его подписали еще три российских академика. Там идет речь об учреждении при Культурном центре Вооруженных сил РФ «Центра научной астрологии». Академики отреагировали так: «Большего издевательства над здравым смыслом трудно придумать». Между тем один спокойный ученый, тоже физик, советует эту разоблачительную деятельность оставить. «Идиотизм — имманентное свойство человека», пишет он. Пусть себе, пусть живут, ведь «гороскопы — это вещь из совсем другого мира, не имеющего никакого отношения ни к математике, ни к физике, ни к здравому смыслу» (Дмитрий Квон). Из какого же мира гороскопы? Для ученых — из мира идиотов.

Ученые описывают реальность в терминах истины (существования) и лжи (несуществования). Они говорят примерно так: между жизненной траекторией человека и «небесными» явлениями не существует связи, как вы ее представляете. А потому все ваши гороскопы — ерунда. Я же настаиваю на том, что гороскопы вовсе не ерунда, даже если этой связи действительно не существует. Давайте исходить из тезиса известного антрополога Бронислава Малиновского: в культуре нет ничего бесполезного. Иными словами, если в культуре что-то существует, — значит, это для чего-то нужно. Всякая деталь в культуре выполняет свою функцию, и лишних деталей не бывает. Сей тезис важен как императив экологии культуры: не трогайте того, чего вы не понимаете. Не осуждайте, не искореняйте, не разоблачайте. Поймите! По-видимому, это — одно из следствий эволюционной теории. В ходе эволюции в культуре, как и в биологической системе — особи или популяции, закрепляются признаки, обеспечивающие адаптивное поведение. Мы можем не понимать, что к чему, и порой воспринимать эти признаки как индифферентные или даже вредные. Но они, так сказать, делают свое полезное дело. Возможно, известные заповеди — не убий, не укради, не лги и т.д. — имеют ту же природу. Они известны нам потому, что, закрепившись в культуре, обеспечили наше выживание.

Существуют формы поведения, с точки зрения ученого материалиста просто абсурдные. В одном австралийском племени практикуется процедура остановки Солнца. Когда охотник возвращается домой на склоне дня, он время от времени останавливается, чтобы навести на заходящее Солнце какую-то рогульку и подержать так. Иначе говоря, чтобы остановить Солнце и прийти домой засветло. На что он воздействует, — на Солнце? Нет — на себя. Он снимает психическое напряжение, успокаивается и, как следствие, оптимизирует расход энергии при интенсивной ходьбе. Что в действительности происходит? А это не важно. С прагматической точки зрения сказать «остановил Солнце» и «снял психическое напряжение» — значит сказать одно и то же. Ибо на выходе один и тот же результат. На другом конце света коряки выходят в океан, и, когда застает их шторм, они достают какие-то палочки и трут их одну о другую. Читатель, конечно, догадался: коряки укрощают океан. А проницательный психолог скажет, что они успокаивают себя, и после этой процедуры их действия по управлению лодкой становятся рациональными и, стало быть, эффективными. Опять-таки нет смысла спрашивать, что (или кто) успокаивается. Важен результат.

В западной материалистической традиции деятельность человека трактовалась как преобразование внешнего мира. Человек ориентирован вовне. Извне он черпает потребную ему субстанцию, силу, энергию. Обладание внешним является его целью. При этом сам человек, его внутренний состав представлялся чем-то инвариантным, некой константой. Точнее, человек просто не замечал сам себя, полностью сосредоточившись на неподатливой и ускользающей от понимания реальности. Постепенно этот объектоцентризм сменялся все более ясным пониманием того, что, имея дело с вещами, человек имеет дело с самим собой, что преобразуя мир, он преобразует самого себя. Это изменение ориентации означало обнаружение человеком себя в качестве объекта заботы. Я полагаю, что сегодня сосредоточение на себе, проще говоря, вложение в себя, становится главной целью, тогда как внешняя деятельность — лишь средством. Слово «вложение» использовано здесь намеренно, чтобы столкнуть старую лексику с новой семантикой. Вложить — значит ввести в себя нечто извне. А новый смысл — собрать себя внутренними силами. Для иллюстрации этого различия обращусь к месту из Евангелия, где описано исцеление Иисусом женщины через прикосновение. Иисус шел по родному городу с учениками, совершая чудеса. И женщина, страдавшая в болезни двенадцать лет, сказала себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Она действительно, подошедши сзади, прикоснулась к краю Его одежды. «Обратившись и увидев женщину, Иисус сказал: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мат. 9, 22). Возможна двоякая интерпретация этого рассказа. Физический акт прикосновения побудит современного биоэнергетика к рассуждениям о передаче от Иисуса к женщине каких-то флюидов, энергий или живительных сил. Внешнее воздействие, стало быть, и произвело эффект. Сама же женщина выглядит лишь объектом, пассивным реципиентом. Но ведь женщина СКАЗАЛА себе: «выздоровею»! И слова Иисуса здесь означают следующее: да, выздоровлением женщина обязана Ему, но через ЕЕ веру! Через внутреннюю силу собирания себя, исцеления.

Перейдем, наконец, к гороскопам. Вот несколько советов астролога (из респектабельной российской газеты), вынесенных в заголовок нескольких ежедневных прогнозов. «Ищите компромиссы, угадывайте возможные трудности, избегайте разговоров по душам, не обещайте слишком многого, никого не слушайтесь, будут кипеть нешуточные страсти, боритесь с ленью, отстаивайте позиции, не упустите свой шанс, берегите силы, будьте терпимее». И так далее, и так далее. Теперь представьте себе человека, который длительное время каждое утро прочитывает такого рода наставления и старается им следовать. Это занятие непременно скажется на его поведении. Он станет пристальнее вглядываться в жизнь, осторожнее оценивать человеческие отношения. И заметьте: ничего дурного астролог не советует. Не будем утрировать. Считать это манипуляцией человеческим сознанием, предсказывать для такого человека «рабство духа, паралич воли и застой мысли» (Семен Новопрудский). Речь идет только об одном из объяснений тяги людей к гороскопам. Возможно, они помогают человеку в его стремлении к самоорганизации и упорядочиванию себя. Если это так, то правят жизнью человека не звезды. Правит он сам, с опорой на традицию, уходящую в глубокую древность.

Владимир ШКОДА, философ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ