С начала военной агрессии на востоке немало людей стали известными благодаря волонтерству. Они, как магниты, притягивали к себе всех нуждающихся в помощи воинов и их семьи. Киевлянка Леся Борсук-Янкивская метафорически называет себя «цепочкой добра». Женщина начала помогать другим еще с начала Революции достоинства. Сама она по образованию филолог и до войны писала детскую литературу. «Когда изменилась ситуация в стране, моя жизнь тоже очень изменилась. Я родилась в Киеве. Переняла от папы, Петра Борсука, патриотизм. Он был организатором митингов и первой Цепи единства по Киевщине. У нас впервые в Киевской области развивался еще в конце 80-х желто-голубой флаг, который пошила мама. Я начинала свое волонтерство с Майдана. Сначала не знала, чем могу помочь. Потом я получила от мужа революционный «подарок» — 10-литровую кастрюлю. Готовила для участников революции Достоинства обед и возила на Майдан к дому профсоюзов», — улыбаясь, рассказывает Леся Борсук-Янкивская. Однако через несколько минут радостный тон сменился на грустный. Нахлынули тяжелые воспоминания. Во время столкновений на Майдане погиб лучший друг семьи Барсуков — Виталий Васильцов.
«Он долгое время жил у нас дома, дети родились при нас. Когда он погиб, меня накрыло чувство безысходности. Потом начали отправляться первые автобусы на восток. Мне пришлось собирать 240 человек в батальон Национальной гвардии. Это были ребята преимущественно из сел. Мои коллеги очень активно подключились и начали передавать то бронежилет, то шлем. Именно тогда увидела, как много людей разного достатка — от предпринимателей, депутатов до стареньких бабушек — готовы делиться, чтобы помочь другим. Потому что сама я бы никак не одела и не собрала такое количество солдат. Речь шла о сотнях тысяч гривен на закупку шлемов, бронежилетов, оптики, раций», — говорит волонтер.
Леся два года подряд постоянно ездила на фронт. Потому что видела потребность не только в том, чтобы привезти одежду, обмундирование, а в том, чтобы приехать морально и поддержать наших героев. По ее словам, защищать страну пошли не только профессиональные военные, но и художники, писатели, артисты. «Они меня спрашивали: «Тебе не страшно сюда ездить», — я говорила, что вы меня защищаете, чего мне бояться. Это сразу поднимало их дух. Были случаи, когда видела совсем молодых ребят — 19—20 лет, почти дети. Они даже называли себя «смертниками», потому что боялись походов по минным полям, где их обстреливали и накрывали градами», — делится воспоминаниями волонтер.
Леся Борсук искала местных гитаристов в Луганской области и таким образом организовывали небольшие концерты для воинов.
ГЕРОИ ВЕЛИКОГО РОДА
После того, как в армии положение улучшилось, женщина начала меньше ездить на восток. Начала помогать многодетным семьям, где погиб кормилец. А еще детям из серой зоны в интернатах.
«Однажды мне позвонил знакомый командир подразделения и говорит: «У нас погиб хороший человек Андрей Широков. У него осталось пятеро детей и жена. Нужно поддержать жену». Я согласилась и долго себя настраивала на разговор с вдовой Анной. Однако она оказалась очень сильной женщиной. Я привезла одежду и помощь детям. Потом мы разговаривали с Анной целую ночь», — вспоминает Леся.
После этого потоком к Лесе посыпались сообщения о том, что многодетные семьи, где погиб отец, нуждаются в помощи. Некоторые отцы оставляли девять детей, пятеро, четверо, трое и шли защищать свою землю, свой великий род.
«Недавно в многодетной семье от болезни сердца умер кормилец — герой Владимир Швайка. Он был добровольцем из Львовской области. У него осталось девять девочек. Я познакомилась с его женой Марией, когда они ждали самую младшую дочь Ангелину. Я тогда привезла все необходимые вещи для малышни. И сейчас продолжаю поддерживать эту семью. Кое-что покупаю за свою деньги, многие люди также приобщаются. Я считаю, что помогать воинам — это священный долг, который улучшает карму», — убедительно говорит волонтер.
Каждый праздник Леся Борсук-Янкивская готовит подарки многодетным семьям. В ее списке ориентировочно 300 мальчишек и девочек, для которых она передает помощь. Особенно безрадостно волонтер воспринимает вести, когда герои возвращаются к семьям, но не могут их обеспечивать из-за травм и многочисленных ранений. «Есть семья в Харьковской области, где отец вернулся с инвалидностью. Он несколько лет добивается, чтобы ему назначили и начали выплачивать материальную помощь. Обращался в министерства, но воз и ныне там. На местах тормозят этот процесс. Той семье помощь тоже нужна. Хотя и отец жив. Ведь чтобы он не сломался, не потерял веру, нужно, чтобы хотя бы такие, как мы, волонтеры — приезжали и показывали, что он недаром воевал».
МЕДИЦИНСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Медики в полевых условиях спасают сотни жизней военным. Леся своими глазами видела, что кроме оказания неотложной медицинской помощи люди в белых халатах пытаются вылечить воинов от многочисленных тяжелых болезней и хотя бы немножко помочь восстановить здоровье.
«У меня есть подруга, которая начала со мной ездить как волонтер. Она посмотрела, какая большая нехватка медиков на фронте. Пошла, подписала контракт. Она в своем районе единственная женщина, которая за всю историю независимости служит в армии. Сейчас терпит все неудобства и лечит ребят. Я помогаю, если есть потребность, лекарствами, оборудование ищем. Бойцы часто болеют гриппом, у кого-то почки плохо работают, потому что вода некачественная, у кого-то проблемы со спиной. Там люди, не железо, поэтому потребность в медицинском обеспечении всегда актуальна», — добавляет волонтер.
В зоне ООС сейчас много добровольных медицинских объединений, куда помощь свозят обычно сами волонтеры или медики. Леся Борсук-Янкивская говорит, что в настоящее время активно помогают украинцы, которые живут за рубежом, а также иностранцы, среди них этнический немец, господин Дитер «Я горжусь этим человеком. Он не имеет никакого отношения к Украине, но сам арендует прицеп и везет нам медицинское оборудование, которое в Германии очень часто списывают по нормативам. Но оно еще может несколько лет проработать и находится в хорошем состоянии. Он три года подряд поставляет нам все необходимое. Ко мне несколько раз привозил тонометры, глюкометры, коляски и костыли для госпиталей, коляски инвалидные, которые я рассылала в госпиталя. Помимо этого он собирает и привозит помощь детям», — восторженно добавляет женщина.
На пятый год войны у каждого волонтера наступают тяжелые минуты, когда хочется отдохнуть и подумать о своей жизни и будущем. От эмоционального выгорания Леся спасается арт-терапией, кинезиологией. Она любит рисовать. Расписывает футболки и этим зарабатывает не только на жизнь, но и на потребности других. Кроме того, женщину очень поддерживают родные, которые смирились, что половину их жилища всегда занимают ящики с волонтерской помощью.