На этой неделе в Международном выставочном центре в Киеве количество оригинальных идей на квадратный метр пространства зашкаливало. Часть павильона заняла китайско-украинская научная выставка технологий и инноваций. Рядом свои идеи и разработки демонстрировали университеты, научные центры и частные стартапы. Нашлось место и для выставки инноваций от членов Малой академии наук — «Будущее Украины».
ЦЕЛЬ — ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАЛСЯ
«Выставка проходит уже восьмой раз. В этом году мы соединили «взрослую» профессиональную выставку с изобретениями юных ученых, чтобы они смогли показать себя и в то же время пообщаться со старшими коллегами и послушать лекции, — рассказывает президент МАН Станислав ДОВГИЙ. — Наша цель — довести каждого изобретателя до реализации его идеи. Мы помогаем детям защитить разработку и представить ее в виде стартапа, который сможет принимать участие в конкурсах и государственного, и международного уровня».
В Киев свои работы привезли около сотни старшеклассников из всех областей Украины. Они распределились на семь секций: электроника и приборостроение, материаловедение и перспективные технологии, машиностроение, информационно-коммуникационные системы и технологии, экология и ресурсосохранение, техническое творчество и изобретательство, робототехника.
Перед началом выставки дети заметно нервничают. Кто-то вновь и вновь повторяет речь для комиссии, а кто-то фотографируется на фоне баннеров МАН. Пока одни участники посматривают в сторону китайской зоны, другие настраивают устройства. Между стендами уже ходят посетители, вчитываясь в презентационные постеры или расспрашивая детей об «умениях» их изобретений.
Здесь есть чему удивляться: наряду с теоретически обоснованными разработками и исследованиями — полусырые, но перспективные прототипы. Многие юные ученые направили усилия на решение практических задач: использование альтернативных источников энергии, борьбу с паразитами, шумом и неблагоприятной погодой, методы переработки отходов и тому подобное. Впрочем, изложение информации на постерах часто слишком сухо и официально, поэтому с исследователями лучше общаться лично.
«ВЗЯЛИ ИДЕЮ У ПИРАТОВ»
Десятиклассник из Красилова Хмельницкой области Евгений ВАСИЛЬЧУК привез на выставку очки для водителей. «Много аварий случается из-за того, что фары встречной машины ослепляют водителей. Лампочки на оправе будут светить над одним глазом, таким образом адаптируя его. Поэтому такого водителя не напугает неожиданный луч света, и он сможет продолжать движение», — объясняет парень.
Научный руководитель Евгения предлагает мне протестировать модель — старую оправу с прикрепленными к ней тремя светодиодами и батарейкой. «Мы взяли эту идею у пиратов, которые именно для такого эффекта закрывали один глаз темной повязкой. Прибор действенный, я сам автомобилист, тестировал за рулем», — с улыбкой заверяет учитель. В любом случае батарейки, светодиоды, провода и старые оправы — достаточно доступные элементы, поэтому изготовление чудо-очков обойдется в несколько десятков гривен — можно смело экспериментировать.
Ученик Мариупольского технического лицея Никита РЫБА тоже является сторонником экспериментов. По малопонятным для непосвященного чертежам парень изготовил на удивление простую вещь — стол-подставку из гофрокартона. Никита мечтает стать архитектором, поэтому так тренируется разрабатывать чертежи и визуализировать свои идеи в пространстве.
«Люди используют слишком много материалов, которые не разлагаются и загрязняют окружающую среду, а я попробовал вот такую альтернативу, — делится школьник. — Лекала для этого столика сделаны из одного листа картона. Да, он недолговечен, но быстро складывается, мало весит, и после использования его можно легко утилизировать. Недорогой и более-менее функциональный вариант для короткой поездки или отдельного мероприятия, человек может собрать и разобрать его собственноручно. Правда, еще нужно поработать над его стойкостью и прочностью».
Земляк Никиты Кирилл СТРЕЛЬБИЦКИЙ, размышляя над причинами поломок домашнего бойлера, придумал способ сэкономить на электроэнергии до тысячи гривен в год. Его «умный бойлер» состоит из аппаратной части, облачного сервиса и приложения для устройств на Android. По специальным алгоритмам это устройство определяет оптимальный температурный режим работы для бойлера, что и позволяет семье экономить. Устройство окупится сразу, ведь стоит около 15 долларов.
К как можно более рациональному использованию ресурсов склоняется и Юлия ПИЗНЮР, школьница из Славутского района Хмельницкой области. Девушка сконструировала «собиратель тумана» — устройство, которое конденсирует воду из насыщенного влагой воздуха. Небольшие вентиляторы нагоняют воздух к охладительной установке. Когда температура доходит до «точки росы», на металлических предметах внутри появляются капли воды, которые собираются в резервуаре. За три часа в помещении с максимальной влажностью «накапало» 50 граммов воды. «Устройство собирает чистую питьевую воду для тех, кто не имеет к ней доступа. Его можно использовать не только на улице, но и в помещениях, чтобы снижать их влажность», — говорит школьница.
«МЫ — ЧАСТИЦА ВСЕЛЕННОЙ, И ДЕТЯМ НУЖНО ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ»
МАНовцы не только сами исследуют мир, но и помогают другим в этом. Например, сестры Анна и Анастасия ГЕТЬМАН из Смелы Черкасской области создали настольный планетарий для учеников младшей и средней школы. «Астрономия изучается только в 11 классе. Впрочем, даже маленькие дети часто спрашивают у родителей: а что такое Солнце? Как далеко звезды от нас? Мы — тоже частица Вселенной, и детям нужно об этом знать», — утверждают девушки и предлагают протестировать разработку.
«Черный ящик» собран из ДВП и обшит тканью. В одной из стенок — окуляр. Внутри лампы подсвечивают переменные пластины с изображением звездного неба или схемой Солнечной системы. Зритель воспринимает информацию еще и на слух: девушки начитали несколько мини-лекций, которые учителя могут включать на уроках. Сестры признаются: прототип обошелся недешево, но главная статья расходов — печать фотопластинок. Коробки же для мини-планетария могут собирать даже ученики старшей школы на уроках труда.
Пока в одной школе Смелы взгляды направлены в космос, в другой решили работать с земными объектами. Старшеклассница Елизавета ВАЛЯВСКАЯ включает на смартфоне свое приложение и наводит камеру на несколько объектов вокруг. Устройство узнает лампу на потолке и две эмблемы Малой академии наук по разные стороны от нас. Впрочем, главное назначение приложения — распознавать объекты на панорамных пейзажах, городской площади или в торговом центре и выдавать пользователю название объекта (это может быть здание, изображение, магазин и тому подобное) и короткую информацию о нем.
«Украина имеет хороший туристический потенциал, но он почти не развит. И иностранным, и нашим туристам трудно самостоятельно отыскать то, что действительно заслуживает их внимания. Мой сервис поможет им в этом», — уверена Елизавета. Электронный гид будет работать с базой данных, поэтому интернет и GPS-навигация ему не нужны. Первые информационные точки девушка сделала для панорам Львова. В перспективе школьница хочет создать веб-портал с информацией, которую смогут редактировать и дополнять сами путешественники.
После официального открытия выставки перед школьниками и учителями выступил американский ученый и предприниматель, третий космический турист Грег Олсен. «Начинайте с малого и не надейтесь только на помощь, особенно от государства, — призвал он слушателей. — Используйте ваш ум и креативность и не сдавайтесь только потому, что вам не хватило денег на реализацию идеи». Этот совет стоит взять на вооружение всем представителям украинской стартап-культуры, которая только зарождается. А государству все-таки стоит поддержать огонек в глазах юных ученых не только благодарностями, грамотами и мотивационными речами.