Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Небо, Земля, Человек

Мастера икебаны раскрывают тайны японского «букета»
20 мая, 2004 - 00:00

«Искусство, основанное на древних традициях, интересно не только для той страны, где оно зародилось. Если японцы испокон веков находили что-то для себя в икебане, то в ней частичку для себя может найти и представитель совсем другой культуры». Так подготовила меня к восприятию японского искусства специалист киевского отделения школы Икенобо Татьяна Надбережная. А еще попросила взять с собой самые любимые цветы. И хотя я считала себя человеком не без эстетического вкуса и фантазии, когда передо мной поставили приплюснутую японскую вазу — ощутила почти страх. Словно на контрольной работе — тебе дали только один лист без возможности использовать черновик.

Наверное, поэтому мое творение, как и полагается, вышло несколько «комом», вовсе не похожее на ажурные и легкие работы более опытных поклонниц этого творчества. «Это и есть одна из задач икебаны — открыть «легкое дыхание», — говорит Т. Надбережная, — ведь начинать творить икебану можно с плохим настроением, гнетущими и ненужными мыслями».

Интересно, что особенность создания японских композиций заключается в том, что сам процесс занимает намного меньше времени, чем подготовка к нему. Композиция может родиться за несколько минут, в то время как ее продумывание — затянуться на недели. Хотя стоит сказать, что спонтанность в этом искусстве также имеет место. «Иногда и идеи, и мысли приходят неожиданно, — говорит Татьяна Надбережная, — на творчество может вдохновить как оригинальная ваза, необычный цветок, так и готовая тема. Например, я долго думала, как передать впечатление от путешествия на самом большом паруснике Украины. В конечном итоге удалось найти специальные вазы и сделать паруса из цветов». Цель заключается в том, чтобы привлечь внимание другого человека, поразить его, заставить трактовать композицию на свой лад. Именно поэтому икебанам не дают названия, чтобы не навязывать зрителям свое мнение.

Искусство икебаны берет свое начало еще в Индии, касается Китая и наконец прочно закрепляется в японской культуре. Сначала эти композиции использовались для украшения буддистских храмов. В их основе наблюдалось переплетение двух линий — символов неба и земли, светлых и темных сил. Исключительное право заниматься таким творчеством имели только буддистские монахи, поэтому в храмах Японии и сейчас можно увидеть композиции рикки — древнейшего стиля икебаны.

Уже более 500 лет «три кита» японского искусства — это син, соэ, тай, то есть небо, земля, человек. В соответствии с этим вся композиция «танцует» от главных ветвей, имеющих определенные пропорции и расположение. Однако четко придерживаются этих элементов только в классических стилях. В икебане их четыре: морибана, нагеире, секка и рикка. В конце 70-х появился новый стиль — секка симпутай. Таким образом, секка обрела новое дыхание, поскольку «симпутай» означает «свежий ветер». В 90-х его обрела и рикка, появилась рикка симпутай. Все новации дали художнику возможность не только четко придерживаться законов и пропорций, но и привносить свое настроение в композицию.

Непосвященные в тонкости японского искусства часто путают его с флористикой, то есть умением составлять букеты оригинальнее веникоподобных связок роз или тюльпанов. Однако, как выразилась Татьяна Надбережная, икебана — это прежде всего композиция с японским вкусом, а в флористике акцент делается на соотношении цветов и форм. Там нет такого философского подтекста, как в икебане, где все основано на древних традициях. К тому же в икебане акцент делается на растении с интересным изгибом стебля или переплетением листьев, чтобы подчеркнуть его естественность и красоту. В японском «букете» можно убрать все лишнее, а оставить единственный цветок, чтобы отметить именно его неповторимую красоту. Поражает икебана и своей лаконичностью, когда можно из трех цветочков сотворить завершенную и оригинальную композицию. Сегодня такой минимализм отразился на тенденциях в европейской флористике — чем меньше цветов, тем интереснее и контрастнее.

Основной темой любой японской композиции является непрерывное течение жизни, прошлое и будущее, зарождение нового и умирание старого. Например, бутоны на цветках символизируют будущее и зарождение жизни. Поэтому обязательным правилом в композициях икебаны является использование только живых растений. Хотя иногда особое звучание приобретает композиция с увядшими листьями — символом предков, их опыта и наследия молодым поколениям. А во «фристайле», то есть свободном стиле дзиюка (который пришел в икебану после Второй мировой войны) допускается привносить искусственные элементы, как-то проволоку или компакт-диски. «Это придает композиции более современное звучание, напоминает о сегодняшнем ритме жизни и создает особое романтическое настроение», — говорит Татьяна Надбережная.

Сейчас в Стране восходящего солнца» более двух тысяч школ икебаны, а ведущими являются четыре, среди которых и Икеноба. Кроме того, азы икебаны преподают и в общеобразовательных школах. Правда, сказать, что эта традиция для каждого японца обязательна и приравнивается, скажем, к умению готовить национальные блюда, нельзя. Встречаются японцы, не знакомые с ней. «Во время моей стажировки в Японии, — рассказывает Татьяна Надбережная, — я встретилась с девушкой-японкой, которой открыла икебану. А на занятие к одной моей коллеге в Молдове также ходила девушка, которую на родине икебана совсем не интересовала, — наверное, именно проживание в чужой стороне заставило ее вернуться к древним традициям».

Олеся ПАЛАМАРЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ