Недавно Украина отметила День защиты детей, и, наверное, не было такого политика или государственного деятеля, который не посетил бы какое-то детское учреждение. Недостатка в детской аудитории не было — на сегодняшний день в Украине насчитывается почти 103 тыс. детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки. 29 тыс. из них живут и воспитываются в интернатах и приютах, причем с каждым годом число таких детей растет.
Впрочем, вспоминать о социальных «дырах» накануне праздников всегда было свойственно украинским властям. В этом можно убедиться, проследив законотворчество украинских депутатов: в этом созыве парламентарии предложили 107 законопроектов по налоговой политике, 113 — по государственному строительству и местному самоуправлению, и только 17 — по социальной защите детей. При этом из 17 законопроектов, посвященных защите детей, 6 подал народный депутат от БЮТ Александр Фельдман. Самыми значимыми можно назвать законопроект о предоставлении жилья и льгот по оплате коммунальных услуг для многодетных семей, приравнивание усыновленного и рожденного ребенка в вопросе выплаты единоразовой государственной социальной помощи, предложенные Президентом, и законопроект о детском омбудсмене.
НЕ ПО АДРЕСУ?
Одним из самых важных можно назвать предложения о внесении изменений в закон «О нотариате», которые предусматривают недопущение лишения детей жилья. Закон фактически закрепляет за государством обязательство охранять права детей во время операций с недвижимостью и предусматривает обязательное согласие органов опеки для осуществления любых действий относительно недвижимой собственности.
По Гражданскому кодексу, местожительством детей в возрасте от 10 до 14 лет считается местожительство родителей или одного из них. Таким образом, в случаях, когда из представленных нотариусу документов видно, что у ребенка есть право на это жилье, нотариусу обязательно требуется согласие органов опеки. Когда же по документам ребенок проживает по другому адресу, чем адрес имущества, которое отчуждается, нотариус имеет право не требовать согласия органов опеки.
Но иногда детей вообще выписывают из квартиры перед ее продажей, дабы избежать обязательного получения разрешения. Именно поэтому законопроектом Фельдмана предусмотрена обязанность нотариуса проверять наличие данных о детях владельца отчуждаемого жилого помещения в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан.
Вопросом жилья для детей Александр Фельдман занимается уже не первый год. Полтора года назад он предлагал законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс, предполагающий ответственность директоров интернатов за недвижимость, принадлежащую детям.
Начальник юридического отдела МБФ «Фонд Александра Фельдмана» Александр Мысенко отметил, что в законопроекте четко прописаны механизмы, позволяющие привлечь к уголовной ответственности людей, действия которых повлекли нарушения имущественных прав детей. «Сейчас, если директор интерната или опекун дал согласие на отчуждение недвижимости, он не несет за это ответственности. Законопроект же предполагает лишение свободы от 2 до 5 лет», — отметил он.
ЗАЩИЩАТЬСЯ НЕ ПО-ДЕТСКИ
Другой весомый законопроект предполагает появление института Уполномоченного Верховной Рады по правам ребенка, который бы осуществлял парламентский контроль за соблюдением и защитой прав и свобод ребенка, как этого требуют Конвенция ООН и Закон Украины «Об охране детства». Согласно Конвенции, ребенок — самостоятельный субъект права, и его интересы в обществе являются приоритетными. Для кого-то это может показаться играми в детство, но, если посмотреть милицейскую статистику, оказывается, что ежегодно против несовершеннолетних совершается 5 — 7 тыс. преступлений — абсолютно неприемлемая для европейских стран цифра. Насилие в семье в его различных формах приобрело в Украине такие масштабы, которые угрожают безопасности общества и личности.
В настоящее время достаточно острой остается проблема торговли детьми. В Украине возбуждено более тысячи уголовных дел, касающихся торговли людьми, из которых каждое десятое дело касается торговли детьми.
Идею появления детского омбудсмена озвучивал еще в 2005 году Роман Зварыч, будучи министром юстиции. Примерно в то же время Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева заявляла о начале реорганизации проекта по созданию института детского омбудсмена, и даже объявлялся конкурс по разработке такого института. Однако все это осталось на уровне идей.
Появление законопроекта Александра Фельдмана дает надежду, что детский омбудсмен в стране все-таки появится. По мнению депутата, это сможет решить проблему и с детской беспризорностью. «Число беспризорников постоянно растет, но при этом среди них только 7% биологических сирот, остальные являются сиротами при живых родителях», — отмечает депутат.
Введение детского омбудсмена, по мнению Фельдмана, позволит существенно улучшить ситуацию с защитой прав детей, обеспечит гарантии государственной защиты прав и свобод ребенка в Украине. Между тем, введение омбудсмена по правам детей сегодня не идея-фикс одного депутата, а норма времени — институты работают в 25-ти странах Европы, в России работают уполномоченные по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации. Поэтому шанс, что мы будем реализовывать лучшее из европейского опыта, все же есть.