Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неиспользованный потенциал дворцового наследия

На Винничине обследуют памятники архитектуры, чтобы включить их в туристические маршруты и... сохранить
16 ноября, 2018 - 12:14
ДВОРЕЦ В ЧЕРНЯТИНЕ ПОСТРОЕН В СТИЛЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ — И ЭТО ТОТ РЕДКИЙ СЛУЧАЙ В XIX ВЕКЕ, ГДЕ ТАКОЙ СТИЛЬ ИСПОЛЬЗОВАН В СВЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ

В Винницкой области количество самобытных дворцов и мещанских имений достигает более сотни, но большинство из них в плачевном состоянии. В советское время их использовали по-разному — отдавали под школы-интернаты, дома культуры, конторы колхозов, перестраивали и надстраивали. Но хуже всего то, что неподъемным грузом стали они и для независимой Украины. И если в западных областях местные громады давно пытаются реанимировать памятники архитектуры за счет туризма, то на Винничини только начали обследовать дворцы и усадьбы, расположенные в сельской местности, чтобы определить их туристический потенциал и возможность включения в маршруты.

«Вновь созданные маршруты будут предлагаться потенциальным туристам, которые отдают предпочтение индивидуальным путешествиям, и туристическим операторам, которые осуществляют деятельность на внутреннем рынке. Главная цель — посодействовать промоции Винничины как туристически привлекательного региона, — комментирует заместитель директора департамента международного сотрудничества и регионального развития Винницкой ОГА Вега КУЛЯВЕЦ. — Почему-то Винничину до сих пор ассоциируют с дворцом Потоцких в Тульчине, Грохольских-Можайских в Вороновице, или графини Щербатовой в Немирове, но это далеко не все интересные достопримечательности. Особенность Винничины — в рассредоточенности потенциально привлекательных для туристов объектов по территории региона. Изысканные дворцы и усадьбы в окружении парков возводились там, где жила шляхта, а впоследствии — дворянство времен Российской империи за пределами областного центра, в районах. Преимущественно — это памятники архитектуры XVII—XIX веков, уникальные архитектурно-парковые объекты, которые дышат прошлым и готовы удивлять. Они скрывают туристический потенциал, который может помочь обществу создать добавленную стоимость для своих территорий. Наше задание — промониторить состояние таких достопримечательностей, обследовать туристическую инфраструктуру и наработать механизмы для их промоции».

Обследование архитектурных объектов с целью определения их туристического потенциала происходит в рамках областной программы по развитию туризма, общий объем финансирования которой составляет 3,5 миллиона гривен. Во время обследования дворцово-парковых комплексов специалисты определяют, в каком они состоянии, какая вокруг имеется туристическая инфраструктура, подъездные пути, заведения общественного питания, чтобы создать экскурсии наподобие «Винничина дворцовая». На прошлой неделе эту идею «отработали» на туристических операторах из Винничины и соседних областей, предложив им увидеть неиспользованный потенциал дворцового наследия Винницкой области и пройтись тропинками не раскрученных туристических маршрутов. Первым объектом стала усадьба адмирала Чихачева в селе Мытки Барского района.

ПОСТРОЕН ДЛЯ ДОЧКИ, А СТАЛ ШКОЛОЙ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ

Адмирал Николай Чихачев решил построить усадьбу для своей дочки Софии на землях нынешнего Барского района еще в 1861 году, когда впервые приехал на Подолье как управляющий департаментом путей сообщений Российской империи. Строительство длилось десять лет, с 1885 по 1905 годы, по индивидуальному проекту архитектора Леонова в смешанном готическом и романском стиле. Сама архитектура усадьбы навеяна романтическим представлением о средневековых готических замках Англии. Вокруг нее высадили парк с редкими деревьями, а сосны были посажены таким образом, чтобы с высоты птичьего полета можно было прочитать имя «Соня». Однако пожить Софии в роскошном имении не удалось. Местные старожилы рассказывали, что она приезжала в имение, но не жила здесь ни одного дня, не успела, из-за всем известных событий. С 1926 года в усадьбе функционирует сельская школа. Помещение, как рассказывает директор Мыткивской общеобразовательной школы Нина Гадасюк, от погромов и грабежей сохранили местные жители.

«Когда пришла советская власть, в Баре начали строить сахарный завод и на построение не хватало кирпича, тогда те «правители» решили разобрать усадьбу Чихачева, чтобы достроить один из цехов, но люди вышли с вилами и не позволили этого сделать. О Николае Матвеевиче жители Мыток вспоминают с большим уважением, потому что именно он подарил нам этот прекрасный дворец, а во-вторых, роскошную парковую зону, ландшафт которой был разбит по тогдашней моде, — рассказывает директор. — Видите, кирпич (показывает на стены — авт.)? Его он привез из Лондона, на нем есть специальная надпись. Он имел специальный рельеф, и поэтому с годами покрылся чем-то наподобие слюды, был поврежден грибком. Но в 1983 году, когда строилась сеть газопровода, на реставрацию имения выделили 36 тысяч карбованцев — это были колоссальные деньги. Возобновили каждый кирпичик, поэтому наша школа до сих пор имеет такой нарядный вид».

ИМЕНИЕ САХАРОВАРА КОГАНА В ВЫШЕОЛЬЧЕДАЕВЕ МУРОВАНО-КУРИЛОВЕЦКОГО РАЙОНА — ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ — ОСТАЛОСЬ БЕЗ НАДЕЖДЫ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

В прошлом году при поддержке меценатов и местного руководства в школе перекрыли крышу. Председатель Мыткивского сельского совета Петр Колодий рассказывает, что в помещении всегда сохраняется комфортная температура — и в мороз не замерзнешь, и в жару не «запыхаешься». Думали, что причина в толстых метровых стенах, но во время замены окон обнаружили тогдашний метод энергоэффективности — для утепления окон и дверей использовали шерсть скота.

«Когда осуществляли замену окон, то шерсти было в ладонь, местные старожилы вспоминали, как им родители рассказывали, что господин дал приказ начесать шерсти из скота, ее использовали в качестве современной стекловаты. Кроме этого, фундамент строился по специальным методикам: в растворы бросали яичные желтки и кости животных — для укрепления. За время существования усадьба менялась, перестраивалась, помещение имело чердак, подвалы и подземные ходы, но оно надежно стоит по этот день и не осыпается — детям тепло и безопасно», — признает Петр Колодий. И добавляет, что школа готова принимать туристов. В настоящий момент экскурсии для всех желающих проводят бесплатно. Начинают с первого зала, где в свое время, очевидно, размещался семейный театр, об этом свидетельствует специальная ниша в стене. Для роскошной светской жизни эти усадьбы не были приспособлены, использовались, скорее как дачи, но до сих пор не утратили шарма и тогдашнего лоска.

ПЕРЕСТРОЕННЫЙ, ИЗМЕНЕННЫЙ, НО УЦЕЛЕВШИЙ

Следующим объектом маршрута стал дворец Витославских-Львовых в селе Чернятин, Жмеринского района. Хозяевами этой усадьбы были два известных польских рода — Витославских и Дембовских. Игнатий Витославский и Текля Дембовская подписали договор и объединили свои земли. Создание комплекса началось с парка в 1814 году. Он ошеломлял разнообразием деревьев, широкими прогулочными лужайками и каскадом озер, которые сегодня находятся в запущенном состоянии. Само строительство дворца происходило в несколько этапов. Сначала возвели южное крыло с декоративной романтичной башней, украшенной короной. Но после польского восстания, в 1865 году, поместья, которые принадлежали шляхте, конфисковали, и на торгах дворец Витославских и близлежащие земли приобрела семья Львовых, подданных Российской империи. Село перешло в собственность Марии Львовой. Она перестроила дворец, дополнив его элементами ренессанса и классицизма, добавив второе крыло дворцу. Перед входом размещены две скульптуры львов. Раньше звери опирались правыми лапами на щиты с гербом владельца. Однако во время большевистского переворота гербы были уничтожены. А в помещении поселился Чернятинский совхоз «Ударник», который перерос в плодово-ягодный техникум, а в настоящее время здесь действует Чернятинский колледж.

«Первоначально усадьба была не совсем такой, какой вы ее сейчас видите, поскольку не раз перестраивалась, достраивалась и изменялась в интерьерах, но основа этого памятника архитектуры осталась, — говорит заместитель директора по воспитательной работе колледжа Аркадий Волкотруб. — Дворец построен в стиле готической архитектуры, что редко для того времени, обычно готический стиль использовали для объектов сакрального искусства, для протестантских храмов, а это тот редкий случай, где готическая архитектура использована в светском помещении. Его проект приписывают мальтийскому архитектору по происхождению Генриху Иттару. Для обустройства парка был приглашен известный в те времена парковый архитектор и садовник Дионисий Миклера. Парк частично сохранился, есть несколько очень старых деревьев, в частности толстых тополей, хотя большевики полностью уничтожили парковый декор — беседки и павильоны».

ИМЕНИЕ В МЫТКАХ, КАК РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР МЕСТНОЙ ШКОЛЫ НИНА ГАДАСЮК, ОТ ПОГРОМОВ И ГРАБЕЖЕЙ СОХРАНИЛИ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ

 

Однако внутренние помещения в абсолютно нормальном состоянии. Имение состоит из 29 комнат, в которых сохранились каменные вазы, украшенные мифическими животными и ангелами. В вестибюле дворца сводчатый потолок украшают гербы владельцев и рельеф из цветов и геометрических фигур. Практически не пострадали от времени камин и кафельные печи, уцелели лестница и лепные розетки. Но деятельность техникума не прошла бесследно, и «креативные» педагоги несколько десятилетий тому назад внесли свой «художественный вклад» — разрисовали оригинальную лепнину в разные цвета, исказив ее первозданность. Уникальность дворца в том, что в одной из комнат до сих пор есть подземный ход, который выходит в парк, а, согласно легенде — ведет за пределы села. Но до сих пор никто не осмелился это проверить.

«ДВОРЕЦ ПШОНКИ» — БЕЗ НАДЕЖДЫ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

За 9 месяцев текущего года специалисты департамента международного сотрудничества и регионального развития Винницкой ОГА промониторили, сфотографировали и внесли в обновленный реестр 10 дворцов Жмеринского, Барского, Муровано-Куриловецкого и Крыжопольского районов. К сожалению, в мониторинг (да и промотур) не попало имение сахарозаводчика Когана в Вышеольчедаево Муровано-Куриловецкого района. В народе его называют «современным дворцом Пшонки» из-за роскошных покоев в мавританско-еврейских мотивах и в украинском эклектическом стиле. Не попало, потому что уже нечего исследовать. Памятник архитектуры местного значения остался без надежды на возрождение. Разрушается на глазах. Сельский совет был бы счастлив отдать имение в частные руки. Но никто не берет. Еще в 2009 году специалисты разработали проектно-сметную документацию. На то время необходимая для восстановления усадьбы сумма составляла около пяти миллионов гривен. В сельском бюджете таких денег нет, а меценаты — приехали-посмотрели-уехали. А тем временем в имении разрушается потолок, лепнина, местные или заезжие сняли батареи, старинные двери, повыбивали окна и начали свозить туда мусор. В настоящий момент речи о реставрации уже никто не ведет, хотя бы законсервировать то, что есть, говорит искусствовед Татьяна Журунова.

«Усадьба сахарозаводчика до недавнего времени могла бы стать интересным туристическим объектом, но все идет к тому, что от нее останутся лишь стены, — признает искусствовед. — До 2011 года в имении действовал детский садик, однако случилось возгорание чердака. Пожар быстро затушили, но помещение не отремонтировали, детей перевели в другое. С того времени бывшее величественное имение начало катастрофически быстро превращаться в руины. Общественность не позаботилась о том, чтобы сохранить эту достопримечательность. А теперь, если вкладывать государственные средства в реставрацию, это будут миллионы, их не найдут. Год назад мы выезжали комиссией от Винницкого областного краеведческого музея по приглашению местной власти, которая стремилась создать там музей этнографии. Мы предложили — открыть музей сахароварения, потому что такого в области нет, сформировать предложения для меценатов, написать проекты. Но все опять осталось на уровне идеи. Такое промедление, ожидание общества может дойти до того, что имение утратит свою возможность на восстановление».

В настоящее время на Винничине зарегистрировано 4296 памятников культурного наследия: 1739 — археологии, 1885 — истории, 526 — градостроения и архитектуры, 98 — монументального искусства, 47 — садово-паркового искусства, 1 — ландшафтный, 111 — имеют статус национального значения. Но 70% из них в запущенном состоянии и нуждаются в срочной реконструкции, 10% — в аварийном состоянии. Перестроенные, переоборудованные, часто поврежденные, они все еще хранят отголосок величия некогда прекрасных дворцов, имений и усадеб, которые стоит посетить хотя бы раз в жизни. Но поспешите...

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винничина, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ