Их имена менее известны, чем Надежда Савченко или Олег Сенцов, однако также эти люди принадлежат к когорте кремлевских узников. Их адвокаты считают оба дела сфальсифицированными и созданными машиной российской пропаганды. Дела разные. Александра Костенко судят, в сущности, за участие в Майдане, что якобы 18 февраля 2014 года он бросал камнями в беркутовцев из Крыма. Поскольку впоследствии они перешли на сторону России, то теперь это преступление рассматривают как касающиеся граждан РФ. Другой случай — еще более абсурдный. Сергея Литвинова, жителя Луганской области, обвиняют в расстреле 39 мужчин, которые отказались идти в ВСУ или Нацгвардию, изнасиловании их жен и убийстве 12-летней девочки. Адвокат Литвинова Виктор Паршуткин считает, что это как раз показательное дело, которое играет на руку российской пропаганде, мол, смотрите, как украинцы издеваются над пророссийскими гражданами.
ОБА ОБВИНЕНИЯ — БЕЗ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Однако адвокату с помощью нашего Центра общественных свобод и консульства Украины в России удалось собрать доказательства, что все обвинения — надуманные. Виктор Паршуткин описывает обстоятельства, при которых арестовали его подзащитного: «Сергей Литвинов приехал в Россию добровольно, туда же выехал сначала его брат с родней. Задержали его в августе 2014 года и привезли в Москву, чтобы провести психологическую экспертизу. Потому что Литвинов человек с проблемами психического развития, его в селе называют дурачком и манипулировать им просто. Он подписал все протоколы о его преступлениях, там такой объем информации, такие политические пассажи и эпизоды преступлений, о которых человек с изъянами может и не знать».
Паршуткин защищает нашего заключенного с апреля 2015 года. При поддержке Центра гражданских свобод удалось записать комментарии местных жителей Комышного, откуда родом Литвинов (Станично-Луганский район). Оказалось, о совершенных им преступлениях никто не знает, трупы в морг не доставлялись, информации об этом у милиции нет, а те лица, которых якобы убил Литвинов, не существуют вообще. Указанные адреса — тоже фикция. Эти материалы передали следствию, и дело в суд так и не дошло.
Но потом возникло другое обвинение: если раньше Литвинова презентовали как бойца батальона «Дніпро», то в июне 2015 года выдвинули обвинение в разбое как обычному гражданину, который с двумя военными в соседнем селе забрал два авто у гражданина РФ. Однако адвокат вместе с украинскими правозащитниками опять разбил это обвинение полностью: нашли доказательства, что потерпевший во время преступления был за пределами Украины. В последний раз жители видели его здесь в декабре 2013 года, потому что у него там свой дом. А МИД Украины представило доказательства, что похищенные авто принадлежали другим лицам.
13 ноября должен был быть суд, но ввиду обнаруженных адвокатом фактов, срок содержания под стражей продлили до 13 февраля 2016 года. А 20 февраля 2016 будет уже полтора года, как Литвинов находится под следствием. Как объясняет Паршуткин, по российским законам это предельный срок содержания, дальше Литвинова должны выпустить под подписку о невыезде. И таким образом российские спецслужбы должны признать свое поражение.
ЧЕТЫРЕ ГОДА В НЕВОЛЕ — ЗА МАЙДАН
К сожалению, это единственное дело, которое имеет позитивную динамику. Теперь адвокаты говорят об 11 политических заключенных. Дело Александра Костенко — запутанное и пока без особой надежды на победу адвокатов. Дмитрий Сотников, который защищает права украинца в российских судах, лишь две недели назад узнал, куда же этапировали его подзащитного после вынесения приговора. В исправительную колонию Кировской области.
Александр Костенко принимал участие в Майдане, был помощником коменданта КГГА, 18 февраля помогал эвакуировать госпиталь с Майдана, и отсюда же был похищен. Под Брянском ему удалось бежать и вернуться домой в Крым. «5 февраля 2015 года на выходе из подъезда своего дома он был связан ФСБшниками, побит, ему сломали руку, предплечье, на протяжении дня его били, потом доставили в следственный комитет, и там он написал явку с повинной, что на Майдане бросал камнями в беркутовцев. Тогда прокурор Крыма Поклонская решила обязательно посадить майдановца, и нужно было добавить какую-то статью, чтобы он получил реальный срок. Поэтому проводится обыск его помещения, подбрасывается оружие и открывается дело по другой статье — хранение оружия. По совокупности преступлений Костенко дают срок 3 года 11 месяцев», — описывает суть дела защитник Костенко Дмитрий Сотников.
Адвокат отмечает, что на данном этапе дело фактически завершено, единственное, что остается, подавать иски, что и делают совместно с Украинским Хельсинским союзом по правам человека (между прочим, наше консульство приобщилось к процессу недавно). Пострадавший и измученный Александр Костенко не побоялся подать иск против ФСБ. «В крымский гарнизонный военный суд подали жалобу относительно истязаний. Суд решил, что на заседание, которое будет 25 января, нужно участие Костенко через скайп. Это будет прецедентное заседание, когда Костенко встретится со своими палачами и в лицо скажет им свои обвинения», — добавляет Дмитрий Сотников.
Отдельно подана кассационная жалоба, где основными свидетелями должны быть участники Майдана, а также адвокат рассчитывает на пересмотр дела в связи с вновь выявленными обстоятельствами, связанными с фактами истязания Костенко. В декабре адвокат планирует посетить Александра, проверить, предоставляется ли ему необходимая реабилитация. Ведь поломанную руку в течение трех месяцев отказывались лечить. Таким образом, пытались выбить показания против других майдановцев. Операция была проведена аж после объявления приговора, однако никакой реабилитации не было, рука фактически неработающая. Адвокат допускает, что Костенко необходимо еще одно хирургическое вмешательство и собирается на этом настаивать.