Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нексенофобная Украина. Модель № 12

Как детский лагерь «Джерела толерантності» формирует в детях сознательное противостояние дискриминации и активную гражданскую позицию
19 сентября, 2013 - 12:17

Сегодня в Украине все чаще появляются новости о ненависти и нетерпимости к тем, кто не похож на тебя — ни по национальности, ни по языку, ни по внешнему виду. Ты можешь родиться в этой стране, писать на украинском на «отлично», хорошо знать историю государства, однако все равно быть «чужим». Не из-за этого ли больше года после драки находится в коме Даниэль — украинский гражданин, который родился и вырос в Киеве, но «имел неосторожность» быть вьетнамцем по этническому происхождению? Не из-за этого ли каждый раз сжигают ромские лагеря? Либо же продолжается со значительными нарушениями суд по делу нигерийского студента Олаолу Феми?

Впрочем, Украина — неоднородная, в ней, кроме украинцев, проживает, согласно данным Всеукраинской переписи населения (2001 год), свыше 130 национальностей и народностей, а это немного больше 20 % всего населения Украины. Не знаю, какая погрешность в цифрах: безусловно, данные за 12 лет устарели. Однако не настолько, чтобы наше разнообразное государство превратилось в монохромное. Даже по грубым подсчетам выходит, что следует бояться каждому пятому жителю нашего государства за «не-нашесть»? И только общество со здравым смыслом делает безосновательными такие выводы.

...Этим летом мне удалось побывать в межнациональном детском лагере «Джерела толерантності». Его программа воспитания детей — уникальна. Целью проекта является формирование сознательного блока противостояния ксенофобии в результате воспитания толерантности, формирования активной гражданской позиции у молодежи, распространению знаний о национальном разнообразии Украины и других стран. Пол, национальность, религия, цвет кожи, родной язык, место жительства ребенка значения не имеют. Именно так позиционирует свою деятельность организатор лагеря — Конгресс национальных общин Украины. И уже 12-й год подряд Конгрессу удается при участии детей моделировать нексенофобную Украину.

В этом году на старшую смену приехало 85 детей из Украины, Грузии и Беларуси. По ним можно было составлять национальную карту нашего государства — украинцы, россияне, евреи, крымские татары, греки, болгары, армяне. Здесь были также и дети-беженцы, некоторые из них не боялись раскрываться и рассказывать свою историю лишений.

В национальные дни коллектив лагеря «жил» национальной жизнью определенного общества. Так, мое утро в лагере начиналось с выполнения гимна и поднятия флага страны, которой был посвящен день. Здесь я вместе с детьми изучала движения армянского танца «Лорке» и румынской «Пеленицы», попробовала петь на крымскотатарском и болгарском, пробовала грузинские хачапури и украинский борщ, переводила граффити с греческого.

В тематические дни дети глубже погружались в тему прав человека (в частности, в вопрос работорговли), играли в футбол против расизма, выражали свой протест против вражды на концерте «Рок за мир».

Сильное впечатление произвела кинолента «Хайтарма» крымскоготатарского режиссера Ахтема Сейтаблаева. Переживая трагедию 18 мая 1944 года (сталинская депортация крымских татар), многие из зрителей не могли сдержать слез. В массовых сценах фильма снялось более тысячи человек со всего Крыма. Большая их часть — люди преклонного возраста, которые пережили трагические события. Дети в них «узнавали» своих бабушек и дедушек.

По словам одной из вожатых, когда дети делились впечатлениями, никто не повторился, рассказывая о самых ярких образах в фильме. Лично мне запомнилась немного подчеркнутая пафосная сцена празднования приезда летчика Аметхана Султана. За одним столом собрались крымские татары, евреи, россияне, украинцы, армяне. Живут они по-соседски, делят хлеб, защищают родную землю. Вряд ли кто-нибудь из них мог назвать изменником того, с кем сидел рядом? По-моему, режиссер не случайно изображает полинациональный Крым. О ксенофобии тогда не знали. Как и о понятии толерантности. И когда дружили или ссорились — то, очевидно, несмотря на цвет кожи, разрез глаз, непохожесть языка...

Для большинства детей такие мероприятия не являются обычными игрушками. Некоторые из участников приезжают в лагерь во второй или в третий раз (одна девочка-«ветеранка» — уже восьмой раз!). Большинство вожатых являются воспитанниками лагеря. Один из них здесь познакомился со своей женой, и уже во «второй отчий дом» привез свою дочь, которой было всего 15 дней (абсолютный рекорд!).

Конечно, как и в каждом коллективе, в лагере возникали споры. Но удивительная вещь(?!) — дети пытались отстоять свою позицию посредством личного первенства, несмотря на национальность или внешний вид «соперника».

В сущности, участники лагеря, погружаясь в разные культуры, не только расширяли личные культурные горизонты, а учились жить вместе с теми, кто не совсем похож на тебя. И дело не столько в неискренней терпимости, сколько в уважении к человеку благодаря его характеру и талантам, его поступкам. Каждому из них было безразлично, какой национальности их сосед (соседка) по комнате. Их больше интересовало, умеет ли он (она) играть в футбол, или плести браслет из бисера.

Я убеждена, здравый смысл и здоровое общество не появляется «ниоткуда». Так же как и те, кто проявляют свой страх перед чем-то иным. По моему мнению, бессмысленно ненавидеть только из-за того, что не знаешь точно. И тем более демонстрировать свое сомнительное «преимущество» только тем, кто родился «нашим».

Стереотипное мышление мешает общаться, делать собственные культурные открытия, рассказывать другим о себе. И хоть со стереотипами жить вроде бы проще, однако такая жизнь однозначно более зашоренная и духовно бедная.

В лагере дети становились свидетелями разрушения стереотипов, но только от них зависело — оставаться открытыми миру и «непохожими» или собирать обломки своих мифов.

...Сопровождая в поезде детей, я случайно услышала пророненную фразу проводника «И откуда их насобирали?». Усталый и немного нервный от шума проводник все же искренне удивлялся своим пассажирам. Светлые и темные, с большими и узкими глазами, круглолицые и с заостренными скулами. Осознавал ли он, что в то время его вагон был точной копией современной Украины?

Ирина ВИРТОСУ, Центр информации по правам человека
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ