«Есть вероятность, что в случае обильных дождей или снега Ялту затопит», — говорит Ялтинский поселковый голова Дмитрий ЧЕРНИЦА. Но опасность подтопления для Ялты Азовской — не единственная проблема. В отличие от Крымской Ялты, здесь, на Азовье, ни о каких массовых туристах пока речи быть не может. Поселок делится на две части — старую и новую Ялту, и если в новой местные предприниматели пытаются наводить порядок, то старая — это «зона отчуждения»: пансионаты разгромлены, стекла окон выбиты, территория заброшена, кое-где осталась еще мебель, добротные лодки и рыбацкие сети. А само море здесь совершенно не морского цвета — берег покрыт илом, в некоторых местах до 50 метров вглубь моря. Дойти до воды невозможно — ноги грузнут в иле, будто в болоте. А чуть поодаль видно разделение: справа — уже очищенное море, а слева — ил. Картина, которая вполне могла бы стать декорацией к фильму фантастики, уж никак не способствует привлечению туристов. Отсюда перебралась даже часть местных жителей, остались самые стойкие.
ПРОБЛЕМА №1:
НЕЛЕГАЛЬНАЯ РЫБАЛКА
Местные говорят, что ситуация начала портиться лет восемь назад. До этого Ялта цвела и радовала туристов. Это был основной доход местных жителей. Сейчас все в основном стараются либо перебраться в новую Ялту, где есть чистый берег, либо вовсе выехать из поселка.
«За последние два года берег все равно стал чище, это видно. Раньше ситуация была еще хуже», — говорят нам жители Ялты. Главная причина проблемы, на их взгляд, — это рыбаки, которые устанавливали ставники. Вначале они ловили камбалу и пеленгаса, а теперь — бычков, рыбы почти не осталось. «Ставники — это стена, которая стояла в море и образовывала мусор вокруг себя», — поясняют нам. Ставники появились почти сразу после распада СРСР — рыбачить начали все, и в частности, нелегальным способом. Два года назад находящийся в Приазовье ландшафтный парк «Меотида» перевели из разряда заказников в национальный заповедник, после чего сразу же запретили ставить сети. По утверждению ялтинского поселкового головы, это хоть как-то помогло побережью: море за это время немного очистилось, но в целом ситуация не меняется. «К сожалению, около пяти километров побережья находится в глубоком иле», — комментирует он.
Моряк и предприниматель Павел ТАКАДЖИ уже десять лет занимается рыбной ловлей. Говорит, что если делать все законно, получать разрешения и иметь средства передвижения, то никто запрещать ловить рыбу не будет. «В море нет границ для ловли рыбы. Главное — не выходить на берег другого государства», — говорит он. «Случай с украинскими моряками этим летом — не единичный. Пограничники не раз вели себя по-хамски. Просто в этот раз дело закончилось иначе», — продолжает он. По словам Такаджи, если бы в Азовском море была рыба, то никто не ходил бы рыбачить так далеко, но из-за ила и из-за заводов, которые находятся на побережье, а также Мариупольского порта, вся рыба уходит в другую сторону. Других возможностей заработка в Ялте нет — только туризм и рыбная ловля.
ПРОБЛЕМА № 2:
ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА, ОБВАЛЫ И ЗАИЛИВАНИЕ РЕК
В Мариупольском порту свою причастность к сложившейся ситуации отрицают. По данным главного инженера порта Ю.Страхова, «участие грунтов, разрабатываемых при эксплуатационных дноуглубительных работах при объектах Мариупольского порта и отваливаемых на существующий подводный отвал, не является определяющим в заиливании пляжей поселка Ялта». Основна причина, по их мнению, — материковый сток. Вторая причина — изменение ландшафта Белосарайской косы, которая за последние 28 лет выдвинулась на 400 метров.
«Совершенно естественный процесс с геологической точки зрения. Море мельчает все более. Как человек, ряд лет занимающийся морской геологией, могу сказать следующее: в Азовском море существует течение, направленное против часовой стрелки. Его создают Дон и Кубань, которые впадают в море и «закручивают» воду в нем. В последние лет пятьдесят, пожалуй, суммарный расход воды в этих реках снизился очень сильно за счет разбора воды на орошение в их долинах. Грубо говоря, если в ХІХ веке в осадок выпадал в основном песок и немного ила, то сейчас процент илистых частиц в общем объеме осадконакопления вырос в несколько раз. Есть, конечно, и другие факторы, но этот — сильнейший. Кстати, подобные проблемы у Финского залива. С поправкой на разницу в широте», — прокомментировал ситуацию доцент кафедры технологии и техники геологоразведочных работ горно-геологического факультета ДонНТУ Владислав РУСАНОВ.
«У нас нет промышленности, только сельское хозяйство и курортная зона. И на сегодняшний день туристические места теряют свою привлекательность — берег размыт, и рядом же мы видим заиливание», — говорит заместитель председателя Новоазовской райгосадминистрации Светлана КАЛИНИЧЕНКО.
Одной из причин заиления моря является заиление рек, впадающих в Азовское море. Реки быстро зарастают камышом и покрываются илом, вода застаивается, и течение ослабевает. Для Новоазовска это основная проблема. Здесь ее решают еще с 2004 года, но из-за отсутствия плановости в экономике, нехватки средств и человеческого фактора («тут воруют, там воруют») за это время очистили всего лишь часть реки Грузской Еланчик. Работы приостановились, и река начала вновь зарастать камышом.
Еще одна проблема — обвалы, которые могут привести к разрушению домов в близлежащих поселках. Поднималась эта проблема тоже давно, еще в 1970-х годах, но, по сути, вопрос до конца не был решен. В 2011 году начали серьезно заниматься укреплением береговой линии.
ПРОБЛЕМА №3:
ОТСУТСТВИЕ ПРОТИВОЭРОЗИОННОЙ СИСТЕМЫ И ЗАЛЕСЕНИЯ
Чтобы решить свои проблемы, и Ялта, и Новоазовск привлекли внимание научных сотрудников, которые разработали концепции по спасению моря. Но главный фактор, в который все упирается — финансирование. «В прошлом году финансирования было — ноль, в этом году — то же самое. Сегодня казна стоит, денег нет. Людей мы своих распустили — зарплату платить не из чего. Поэтому в этом году мы работать не сможем», — говорит директор донецкого регионального филиала проектно-изыскательского института «Днепрогипроводхоз» Владимир ПЬЯВКА.
В Новоазовске на сегодняшний день разработано два проекта по расчистке от иловых отложений, которые прошли экспертизу и по которым уже могут осуществляться работы. Их автором выступило ООО «Институт «Укрречтранспроект». Проект по расчистке моря уже прошел тендерные процедуры и сейчас находится на завершающем этапе. Что касается очистки русла реки, то на этот проект будет выделено 900 тысяч гривен, которые пойдут на осуществление части работ. По словам Калиниченко, этих денег не хватит, чтобы расчистить всю нужную территорию (из 800 метров может быть очищено только 300), но это как раз то, чем на сегодняшний день располагает бюджет района. Это средства от экологического сбора и часть средств из областного бюджета.
Еще одна причина, по мнению экспертов, — агропромышленного характера. «Первое — отсутствие агротехнических мероприятий вдоль русла реки Еланчик, отсутствует противоэрозионная система. Второе — отсутствие залесения. За последние 22 года не было посажено ни одного дерева. Сегодня процент залесения составляет 2% вместо минимальных 10%», — комментирует Пьявка. «Чтобы предотвратить дальнейшее заиление, нужно в каждом районе разработать защитную систему. Такие меры стоят значительно дешевле, чем последствия, которые мы имеем сейчас», — продолжает он.
Кроме того, эксперт подчеркивает, что все поля-курганы распаханы. Если бы в каждом населенном пункте нашелся хозяин и если бы за это были санкции, то ситуация сложилась бы иначе, считает эксперт. А сейчас из-за отсутствия контроля и жестких мер люди не жалеют земли и причиняют вред себе и другим.
«Человеческий фактор» сыграл свою роль и на Белосарайской косе, где жители застроили домами место, на котором ученые могли бы создать канал и тем самым спасти море. Теперь этого сделать не удастся, поскольку отселение людей займет гораздо больше времени и средств.
ОПТИМИСТИЧНЫЕ СЦЕНАРИИ
Местные чиновники надеются, что ситуация все-таки будет разрешена и туристы снова будут стремиться на берега Азовского моря. Впрочем, возникает скепсис: в связи с развитием лоукост-компаний и сервиса в странах Азии и Европы жители скорее выберут заграницу, нежели родное Приазовье. Но Ялтинского поселкового голову это не останавливает. В поселке он отремонтировал больницу, второй этаж которой полностью отдал для грязелечебных процедур. Ялтинская грязь была признана лечебной. «Если на море могут приезжать только летом, то на лечение — круглый год», — комментирует сельский голова. Совсем недавно в поселок приезжали японцы, чтобы опробовать местную грязь и, возможно, найти ей применение у себя, но пока результатов эта поездка не дала. Местные жители говорят, что был еще француз, который планировал засадить Ялту виноградниками и создать свой Прованс. На местном уровне его поддержали, а вот что случилось позже, неизвестно. Есть мнение, что «люди вышестоящие» предложили ему заплатить взятку, а тот испугался и отказался от своих планов.
Еще один способ развивать экономику местного населения — альтернативная энергетика. Построить ветряки на берегу моря здесь не удастся, а вот илы, которые сейчас создают проблему, могли бы стать и источником энергии, и новых рабочих мест. Об этом свидетельствуют совместные разработки украинских и российских ученых.
Так, в 2011 году Азовская научно-исследовательская станция (АНИС — совместный проект МГУ имени Ломоносова и Приазовского государственного технического университета, расположенного в Мариуполе) и «Геофизпроект» (г. Запорожье) провели георадарные исследования на берегу и по воде. В 2012 году АНИС совместно с кафедрой геофизики МГУ провела там же электроразведовательные работы. Геофизические исследования показали наличие множественных аномальных зон. А это говорит о возможном скоплении газовых образований на дне Белосарайского залива, что подтверждается постоянными наблюдениями выхода газов со дна. Количество биогаза и его чистота позволяют сбор и утилизацию метана сделать рентабельными. По мнению ученых, исследовавших участок, сжигая биогаз, мы вырабатываем электрическую энергию на специально созданной для этого установке. Кроме простого сбора морского биогаза, можно организовать замкнутый цикл преобразования солнечной энергии в электрическую, которую можно назвать гелиобиоэлектростанцией.
«В отличие от биогаза, получаемого традиционным путем в ходе переработки бытовых и сельскохозяйственных отходов на суше, метан морского происхождения намного чище. Биогаз морского происхождения содержит более 90% чистого метана, что позволяет, после компримирования (сжатия. — Авт.), использовать его и как транспортное топливо», — считают ученые.
К последнему сценарию в Ялте относятся скептически и намекают, что все равно вопрос о таком решении будет решаться «сверху».
P.S. Как представляется, дело украинских рыбаков, погибших 17 июля в Азовском море, — это следствие отсутствия видения развития региона и страны, его идеологии и финансирования. О погибших моряках и ситуации в целом «День» писал уже неоднократно. Но, как видим, до сих пор не было предложено альтернативы для других рыбаков, тех, кто еще занимается ловлей на баркасах и лодках. Для них не было создано ни рабочих мест, ни возможности законно вести свою деятельность (да, есть лодочные кооперативы, но могут ли они действительно создать нужные условия?). Видимо, эта тема будет подниматься еще не раз, как, собственно, и тема экологической ответственности. В случае подписания Соглашения об ассоциации мы просто вынуждены будем затянуть пояса и решать, наконец, свои внутренние проблемы. И чем раньше мы начнем — тем проще нам будет.