Перед выборами все сферы общественной жизни активизируются. Не исключение — и религия, представленная как крупными административными структурами (каковыми в Украине являются православная, греко-католическая и собственно католическая церкви), так и более мелкими, сосредоточивающими в себе более децентрализованные направления христианства (например, различные протестантские конфессии) или объединения представителей других вероисповеданий. Какую позицию не занимала бы церковная власть, она не сможет избежать политической тематики. Даже отказ от участия в голосовании, провозглашенный с алтаря, уже представляет собой определенную позицию. Но, понятно, наиболее демократический вариант, который, к счастью, выбирается большинством церквей, — это отказ от прямой агитации за конкретного «мессию», желание дать верующим право (как-никак, конституционное!) выражать собственные симпатии к определенным политическим силам. Или даже антипатии. Казалось бы, негативный опыт выборов 2004 года дал о себе знать, и именно поэтому довольно многие религиеведы (наше TV их показывает редко: депутаты же куда более универсальны — обо всем сами расскажут, без всяких экспертов) еще несколько месяцев назад предполагали, что участие церквей в избирательном процессе будет очень ограниченным. Действительно, сейчас иерархи христианских конфессий занимают более осторожную позицию, пытаясь сосредоточиться скорее на социальных, чем на политических вопросах.
Так, в частности, на первых совместных заседаниях УПЦ КП и УПЦ МП, направленных на установление диалога, главным приоритетом стало преподавание христианской морали в школах и решение острых социальных проблем. Но нужно учесть один интересный факт: если священнослужители нынче действительно пытаются скрыть политические симпатии под длинными рясами и уютными кабинетами религиозных управлений, то политики искренни, как никогда, — и молятся, и крестятся, и поклоны бьют, и на святые земли ездят, и «лепту» на церковь отдают. Очевидно, сезон церковного пиара в этом году начался с визита патриарха Кирилла — весь политикум должен был реагировать так, как того требует истинная православная религиозность. Но если у нас в Украине православные составляют процентов где-то около 60 (по соцопросам), то, очевидно, почти половина политиков (они ведь представляют весь народ!) придерживается альтернативных взглядов. Но факты свидетельствуют о другом — аренда веры куда более выгодна, чем провозглашенный конституцией секуляризм. Если политики действительно искренни в своих убеждениях (о чем мечтает каждое общество!), то почему общий моральный климат во власти настолько далек от христианской любви?
Если административным ресурсом может воспользоваться лишь часть политиков, то «духовным» у нас хоть пруд пруди. Уже сейчас в разных газетах и газетенках, которыми время от времени штабы кандидатов «спамят» наши почтовые ящики, появляются то крест, то просто церковь, то какие-то обещания договориться с Богом об увеличении бюджета страны (при посредничестве церквей, конечно!). О нерелигиозных, атеистах и представителях других вероисповеданий никто не думал — будь они неладны, безбожники! Словом, священнослужители оказываются в большом искушении, ухватившись за тонкую грань, отделяющую Богово от кесарева.
Искушений в этом году и так хватает. Один из украинских телеканалов сделал большую серию репортажей о темных уголках отечественных церквей. Но часто и сами священники, не желая мирно уладить внутренний конфликт, начинают выносить сор из избы.
Ничего удивительного в этом нет. Такой «сор» всегда попадается среди любого скопления людей — «слаб человек», как говорит знакомый батюшка. Судя по общественному резонансу, который на этот раз зашел куда дальше, чем разговоры о «нашем попе» в маршрутках (были же даже заявления отдельных епархий), в социальном образе священников появились большие дыры, проеденные хитрыми церковными мышами. А возможно, воскресли образы благочинного Балабухи и отца Харитона из «Старосветских батюшек и матушек» Нечуя-Левицкого? Спешим заявить одно: проблемы, подрывающие авторитет Христовой церкви, нельзя просто оставлять на своих местах, превращая корпоративную этику в круговую поруку. Наверное, Церковь сама должна отсеивать «зерна от плевел». Иначе всегда найдется сторонник библейского Хама — просто возьмет и откроет то, о чем обычным верующим лучше не знать.
Но ведь, как гласит неписаный церковный принцип номер один, священник всегда прав. Поэтому возможно прежде, чем делать голословные заявления о диалоге с другими церквями, религиями, властью, бизнесом, стоит сначала начать диалог... со своей собственной паствой. Иначе рейтинг доверия к церкви, который сегодня, по последним опросам, достигает почти 50% (куда уж там разным ветвям власти!), может существенно измениться в негативную для церкви сторону. Не стоит забывать и о других изменениях в религиозной среде — например, если Украина когда-нибудь наконец войдет в Европейский Союз (лет эдак через 20—30, простите за пессимизм), нас будут встречать там... мусульмане. Учитывая демографический кризис среди коренных европейцев, доля исповедующих ислам в некоторых странах Европы достигнет почти 50%. Это не пророчество, а обычная статистика. К тому же, убеждения большого числа современных европейцев специалисты окрестили так называемым чтоизмом, символом веры которого служит классическое: «Что-то там на небе есть, но что именно и как — не знаю...».
Будет ли церковь принимать участие в избирательном процессе? Бесспорно, да. Мы уже констатируем активизацию религиозного фактора. Но в отличие от прошлых выборов, церковь будет принимать более взвешенные решения. А вот власти, судя по нынешним событиям, до сих пор воспринимают религию как одну из продуктивных политтехнологий. Не думаю, что это проблема конкретных политиков или конкретных церквей. Это реальность нашего общественного сознания, которое вместо демократических ориентиров часто ищет свою идентичность в откровенно средневековых моделях политической жизни. Кажется, пришло время собирать камни. И поэтому первые шаги к межцерковному диалогу имеют, бесспорно, позитивный характер, какими мифическими ни казались бы их перспективы. Но не только отношением к «чужим» живет церковь — время подумать и о своих, о том, какой вид имеет церковная иерархия в глазах самих мирян. А для этого, кроме неуклонной работы на собственный социальный имидж, стоит помнить, что нельзя давать веру в аренду политикам. Иначе она просто может затеряться.