Бортничи — историческая местность. Это здесь обнаружены ценные исторические остатки многих поселений (эпохи белогрудовской, днепро-донецкой, среднеднепровской и тшинецкой культур). Название Бортничи происходит от слова «бортниковать», то есть — разводить пчел. Поселок упоминается в 1508 году как бортная земля, которую ее владелец Салтан Албеев продал Микильскому монастырю. А в 1585 и 1598 годах произошло разграничение земель Бортничей между Микильским монастырем и Киево-Печерской лаврой и они уже упоминаются как поселение.
Еще одна, невеселая, страница в истории Бортничей была вписана в 1965 года, когда построили Бортническую станцию аэрации (аэрация — это насыщение кислородом или воздухом). Сегодня станция очищает бытовые и промышленные отходы, не только Киева, но и некоторых прилегающих городов Киевской области.
ВЫЖИВАЮТ, КАК МОГУТ
Работники ОАО «АК Киевводоканал» бьют в набат, говоря о станции аэрации в Бортничах. Она уже давно отработала свое, работает же она свыше 40 лет. Все ее ключевые узлы нуждаются в наиболее кардинальном обновлении и переоснащении. Схема обработки сточных вод уже устарела и не соответствует современным требованиям.
Правда, есть слабые попытки изменить ситуацию. Ну, а средства? Их мизерность не позволяет говорить о больших сдвигах к лучшему. На ОАО «АК Киевводоканал» указывают, что такое слишком уж неторопливое отношение киевской власти может запустить ситуацию настолько, что будет поздно, ведь не исключен сброс неочищенных стоков города в Днепр, а это уже угрожает экологической катастрофой не только Украине, но и Европе.
КАК ТОРМОЗИТСЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Железобетонные и металлические конструкции технологических сооружений не выдерживают испытания временем, выходит из строя основное насосное и воздуходувное оборудование, технологические трубопроводы страдают от коррозии, иловые поля перегружены (более чем в 2,5—3 раза) из-за отсутствия технологии утилизации осадков, которые образовываются в процессе очистки стоков. Чтобы предотвратить выливание осадков на двух иловых полях временно наращиваются дамбы, хотя и они не всегда спасают ситуацию. Иногда осадки переливаются через дамбы. В осадках высокое содержание тяжелых металлов, поэтому они запрещены к использованию в сельском хозяйстве как минеральные удобрения. Уже свыше 20 лет иловые площадки действуют как илонакопители. А сейчас отступать уже некуда, резерва свободных площадей нет совсем. Наращивание некоторых дамб пока еще дает некоторые площади для удаления осадков с технологических сооружений станции. К сожалению, и этот не слишком уж надежный (но пока что единственный и чуть ли не самый дешевый) способ предотвращения выливания осадков не финансируется в полной степени. Что уж тогда говорить о реконструкции! Из нужных на подсыпку дамб 29,9 млн. грн. профинансировано только 7,6 млн. грн.
Еще в 2004 году на Бортнической станции аэрации, при поддержке Киевской городской государственной администрации, была начата реализация совместного украинско-датского проекта переоборудования четырех аэротенков (очистительное сооружение для очистки стоков биологическим путем) и установления в них современной схемы биологической очистки стоков от соединений азота и фосфора, устройство зон нитрификации-денитрификации и биологического удаления фосфора по технологии одной из датских фирм. Подобная схема очистки давно используется в других странах мира. Сейчас наблюдается постоянное увеличение содержимого соединений азота и фосфора в очищенной сточной воде. Старые же нормативы не предусматривали очистку воды от этих элементов.
Датской стороной выполнены все необходимые расчеты и бесплатно поставлено оборудование на сумму около 1 млн. долларов. А вот украинская сторона за четыре года выполнила работы только на двух аэротенках, но и то с большими недостатками, поэтому они так и не были запущены в работу. Работы по реконструкции еще одного аэротенка, опять же из-за отсутствия средств, также прекращены еще на начальной стадии.
Существующие решетки (в грабельных отделениях) не задерживают всего мусора, который поступает на станцию со сточными водами, и он выносится на сооружения очистки. Сооружения и технологическое оборудование засоряются, выходят из строя. Накопление мусора в отстойниках приводит (особенно летом) к возникновению процессов брожения, в воздух выбрасываются метан и сероводород. Как тут не посочувствовать жителям Харьковского массива, которые давно и часто жалуются на неприятные запахи от сооружений станции.
В 2006 году на станции сделана попытка реконструкции грабельных отделений. Выполнена замена пяти устаревших механических решеток на современные шведского производства за средства городского бюджета. После этой процедуры в сточных водах уменьшилось количество мусора и твердых включений, а также загрязнение атмосферы. Переоснащение все же не суждено было довести до конца, хотя за средства городского бюджета в октябре 2007 года и было закуплено еще 6 решеток того же производителя. Не до конца проведенная оплата за эти решетки так и не позволила их смонтировать. Уже больше года они пылятся на станции.
А станция и дальше — понятно, что не от хорошей жизни — продолжала накапливать долги по ремонту. И опять — шуршание бумаг. Еще в конце 2007 года по Договору между Киевской городской государственной администрацией и одной немецкой фирмой подготовлено технико-экономическое обоснование реконструкции, определены основные этапы реконструкции.
И, как и раньше, все застопорилось на стадии финансирования или, точнее было бы сказать, — недофинансирования. Приблизительная стоимость внедрения проекта — 420 млн. евро. В течение 2008 года проект реконструкции станции не финансировался. Работы, которые было необходимо начать срочно, так и не были выполнены. И только в конце октября 2008 года обоснование было утверждено в Киевской администрации. В 2009 году планируется разработать проект и начать строительные работы. При стечении всех благоприятных обстоятельств, до 2013 года вся реконструкция станции, возможно, и будет завершена. Высокая стоимость проекта — чуть ли не самая большая причина, которая может повредить осуществить запланированные работы вовремя.
В течение последних семи—восьми лет на Бортнической станции аэрации наблюдается постоянный рост концентрации практически всех загрязняющих веществ в сточной воде, которая направляется на очистку, хотя постоянно уменьшаются расходы сточных вод. В сравнении с 2001—2003 годами концентрация зависших веществ выросла в 1,3—1,5 раза, хотя объем стоков уменьшился в 1,3 раза.
Высококонцентрированные стоки — это проблема для очистительных сооружений, рассчитанных на снятие только определенного процента загрязняющих веществ. Конечно же, увеличивается количество ила в аэротенках, уменьшается содержимое растворенного кислорода ниже допустимых норм (это ухудшает процесс биологической очистки), а в результате — как следствие, качество очищенных сточных вод тоже ухудшилось. Растут объемы осадков на без того переполненных иловых полях, повышается нагрузка на аэротенки, а накопленный избыточный ил периодически выносится с очищенной сточной водой. Работники станции в подобной ситуации могут лишь молиться, что руководство города наконец сжалится над ними и поймет, насколько станции нужна полная реконструкция.
Бортническая станция аэрации погибает в бумажной круговерти. Как говорили классики: «Заседание продолжается...»