Как именно будет организован учебный процесс в школах в 2020/21 учебном году — точно никому неизвестно. Все зависит от эпидемиологической ситуации, говорят представители власти. Это еще больше добавляет неопределенности и неуверенности. В любом случае к новому учебному году следует готовиться и родителям, и детям. Больше, возможно, родителям, потому что от их организованности, планирования, предусмотрительных действий будет зависеть качество учебы ребенка, здоровья, в конечном итоге, спокойствие всех.
Согласно исследованиям, 65% украинских родителей разъясняли во время карантина детям материал и помогали выполнять домашние задания, 50% родителей ответили, что это усложняло им выполнение рабочих обязанностей, 78% являются сторонниками учебы ребенка в образовательном заведении. Как подготовиться родителям к новому учебному году, «День» расспросил у практического психолога, научного сотрудника лаборатории масс и сообществ Института социальной и политической психологии НАПНУ Анастасии ГОЛОТЫ.
«СЕЙЧАС В ШКОЛАХ НУЖНО ПРОВЕСТИ СОБРАНИЯ, ЧТОБЫ ДОГОВОРИТЬСЯ О БУДУЩЕМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
— Пани Анастасия, два месяца тому назад родители ждали окончания учебного года, чтобы отдохнуть от двойной или тройной нагрузки, связанной с необходимостью быть учителем для детей на карантине. К сожалению, обстоятельства подсказывают, что еще рано «выдыхать». Как бы Вы посоветовали подготовиться к новому учебному году?
— К началу учебного года следует готовиться заблаговременно. Пообщавшись с мамами относительно дистанционной учебы, я услышала, что больше всего сетований и сложностей было из-за того, что учителя работу переложили на родителей. Очень мало преподавателей в младшей школе проводило онлайн-уроки. В средней и старшей школе были другие проблемы: преподаватели каждый одновременно проводили уроки (если проводили), и из-за этого дети весь день сидели перед мониторами, лишенные отдыха и физической активности.
Я считаю, что в настоящее время в школах следует обязательно провести собрания, рассказать о своих трудностях, пожеланиях и договориться с классными руководителями и учителями относительно организации учебного процесса. Родителям следует заявить о своем желании и выступить со своими инициативами, не ожидая начала учебного года. Во-вторых, следует готовиться к тому, чтобы спланировать активность ребенка , чтобы весь день его не был проведен перед монитором. Возможно, необходимо закупить спортивный инвентарь, чтобы ребенок имел физическую активность, средства для творчества и тому подобное. В плане коммуникации необходимо обязательно подумать об обеспечении детей гаджетами, чтобы не было конкуренции за компьютер или планшет во время учебы, чтобы они не нервничали из-за недостатка — хотя бы самый простой вариант, потому что без этого уже никуда. Я бы посоветовала еще и провести предварительное обучение — как для родителей и детей, так и для учителей, потренироваться, обменяться опытом, так сказать, чтобы уметь использовать онлайн-технологии. То есть — подготовить оборудование.
— Поэтому готовиться к тому, что легко не будет?
— Безусловно, если вся семья на карантине, будет нелегко. Если дети посещают младшую школу, то кто-то должен быть дома, когда родители будут работать. Возможно, стоит объединяться с соседями, как-то договариваться — расширять социальный капитал. То есть, следует искать способы, как организовать детям учебу. Сейчас все — в подвешенном состоянии. Эта неопределенность добавляет раздражения — и родителям, и учителям, и детям.
«ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА МЫ НАШЛИ СВОИ СКРЫТЫЕ РЕСУРСЫ»
— Сколько люди могут выдержать такое «подвешенное» состояние, состояние неопределенности?
— Когда нас ограничивают, и мы не знаем, когда это закончится, это подавляет. Поэтому стоит искать смысл в том, что мы делаем ежедневно. Мы знаем, что как бы ни развивались события, детям нужно приготовить ужин, позаботиться, чтобы отдохнули все члены семьи — обычные будничные активности, без которых мы не будем жить полноценно. Следует опираться на эти привычные действия — в каждом дне искать свой маленький смысл. То, чем наполнить жизнь, зависит от нас. У нас уже есть невероятный опыт: мы все впервые столкнулись с такими карантинными ограничениями, к тому же внезапно. Поэтому мы уже точно можем опираться на этот опыт, на себя, своих близких, окружение и понимать, если мы уже это прошли раньше, то как бы ни не развивались события, мы точно справимся. В настоящее время весь мир в таком состоянии — всю планету трясет, но мы должны справляться с трудностями, человеческая психика очень адаптивна.
— Что говорят Ваши зарубежные коллеги о переживании людьми карантина — так же, есть ли какие-то особенности?
— Это общечеловеческий опыт. Можно говорить о том, что карантинные условия стали катализатором процессов, которые уже были, — и внутренних, личных, и глобальных. Например, данные, что увеличилось количество разводов по всему миру и в Украине. Причина — карантин ускорил процессы, которые были скрытыми. Наш институт проводил бесплатные психологические консультации, на это был серьезный запрос. Но оказалось, что очень много проблем не связано непосредственно с карантином: запрос касался отношений с родителями, партнерами и детьми. То есть процессы, которые были латентными, стали более выразительными.
Конечно, в разных странах — свои особенности, но в целом психологи прогнозировали более мрачные перспективы. Считалось, что у людей будет больше депрессий, невротичных обострений, но в целом человечество справилось. Последствия этого катализирующего влияния еще будут отсрочены на протяжении года, может, немного больше. Во-вторых, во время карантина человечество мобилизовало свои ресурсы — нашло то, за счет чего справились. Таким образом, мы нашли свои скрытые ресурсы, увидели, на что можем опираться в жизни, что для нас является действительно ценным — отношения, свои особенности, свой потенциал. Это дало возможность переоценить ценности — на уровне личности, сообществ, государств. Процесс запущен, а когда мы увидим результаты — пока неизвестно никому.