Увлечение у шестнадцатилетнего тернопольского школьника Максима Живки довольно необычное — он вышивает. Занимается этим рукоделием десять лет — первую работу создал, когда ходил еще в детсад. А примером для него была мама. Галина Леоновна после работы приходила домой, отодвигала в сторону тюли на окне и садилась на стульчик так, чтобы свет падал ей на полотно. Так часами в квартире царила спокойно-вдохновенная атмосфера вышивания. Максим, как все дети, хотел попробовать делать то, что мама. У него не получалось. Тогда он брал стульчик, садился напротив и, как в зеркальном отражении, повторял мамины движения на полотне. С тех пор мальчик вышивает левой рукой, но так мастерски, что любая опытная вышивальщица-правша ему могла бы позавидовать.
У Максима — более 30 работ. Тематически вышивки можно было бы разделить на пейзажные, изображения животных и цветов и натюрморты. Есть в его вышивках много икон.
Максим Живко ни одной своей работы еще не продал, хотя семья, потерявшая отца, живет скромно. Свои работы он может дарить друзьям, охотно выставляет их на выставках. Его вышивки видели не только тернопольчане. В этом году к Дню независимости вышивки Максима Живки экспонировались среди работ народных умельцев Украины на вернисажах, развернутых на Крещатике и на Певческом поле столицы.
Как светлое воспоминание об этом — многочисленные отзывы киевлян в наскоро приобретенном для роли «книги отзывов» календаре. Среди наград Максима — грамота Тернопольского областного центра социальных служб для молодежи за участие в выставке творческих работ к Дню независимости Украины, диплом участника второго Тернопольского городского фестиваля семейного творчества «Сузір’я талантів» в номинации «Семейная реликвия», который проходил недавно по инициативе городского центра детского творчества.
Кстати, как раз педагогам центра детского творчества Максим обязан в большой степени за раскрытие таланта. В младших классах он посещал кружок рисования. Очевидно, педагоги помогли мальчику увидеть в окружающем красоту и загадочность, скрытые для многих, но видимые для мастера-творца. Педагоги открыли тайны построения композиции картины, подбора цвета.
— Обратите внимание вот на эту работу, — говорит мне Галина Леоновна и показывает вышивку, на которой изображено семейство оленей. — Олениху с двумя оленятами на фоне лесного пейзажа мы вышивали вдвоем, и эта работа у нас год лежала готовая и в то же время незавершенная. Как- то, возвращаясь домой, нас позвала знакомая киоскерша, мол, почему не наведываетесь, я получила новые рисунки. Мы подошли, посмотрели и Максим сразу выбрал нужное: красавец-олень среди лесного буйства листев. В это мгновение сын понял: если дополнить нашу вышивку изображением оленя — главы семейства, картина будет завершена.
Вот такое оно, непредсказуемое творчество в вышивании. Этот дар, безусловно, передался Максиму по наследству. Ведь в семье мамы (она из села Сущина Теребовлянского района) все поколения вышивали. Галина Леоновна показывает мне вышивку еще 30-х годов прошлого века, покрывало с мережкой и сложным разнообразием цветных переплетений.
Галина Леоновна вытягивает из шкафа многочисленные рушники, скатерти, салфетки — удивительные творения ее рук. Среди рукоделия — много обрядовых рушников. Вышивает мама для сыновей — старшего Юры и младшего Максима, желая счастливой доли своим детям. А еще многие ее рушники — в церквях, монастырях Тернополя, области, других городов Украины и за границей. Галина Леоновна жертвует их на прославление Бога.
Необычная эта семья для нынешнего прагматического времени. Работящие, творчески одаренные люди, которые нуждаются в том, чтобы их заметили, помогли им. Но не одноразовой подачкой, а привлекая на выставки, к активной самореализации в масштабных творческих проектах. Сейчас Максим учится в одиннадцатом классе Тернопольской ООШ №5, через несколько месяцев ему надо решать, куда пойти учиться. Он очень хотел бы связать свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, но реально ли это, когда дома хронически не хватает средств...