Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непривычный марксизм

Борьба Юлиана Бачинского за независимость Украины
4 июня, 2004 - 00:00


Государства, согласно Бачинскому, добиваются своей самостоятельности не для того, чтобы изолироваться от остального мира, но чтобы лучше развиться культурно и экономически, благодаря чему в дальнейшем смогут занять достойное место в будущей «всесвітній людській родині».

Для человека, живущего в постсоветском государстве, может показаться достаточно странным, что на полках любого крупного книжного магазина в Нью-Йорке можно найти очень много литературы, посвященной марксизму. Причем это не книги, направленные на раскрытие ложности учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, не литература по антимарксистской пропаганде. Кроме работ классиков марксизма, там можно найти много серьезных теоретических исследований, написанных в последние годы. К сожалению, наша теоретическая мысль пока не может похвастаться такими достижениями. А жаль. Добрая старая традиция, согласно которой каждая новая идеология стремится предать забвению свою предшественницу и все с ней связанное, продолжает господствовать в нашем обществе. Поэтому приятным исключением оказался выход в серии «Спадщина» социал-демократического издательства «Основні цінності» книги Юлиана Бачинского «Україна irredenta», написанной в конце XIX в., в которой впервые в истории украинского национального движения была доказана, причем на основе исторического материализма (!), необходимость независимости Украины.

Фигура Юлиана Бачинского, члена Украинской Национальной Рады и руководителя Чрезвычайной дипломатической миссии Украинской Народной Республики в США, одного из активных деятелей и основателей сначала Русско-украинской радикальной партии, а затем и Украинской социал-демократической партии, мало известна как историкам, так и политологам. И это при том, что Ю.Бачинский был первым из политических мыслителей, кто сделал попытку теоретически обосновать необходимость государственной независимости Украины.

Неоднозначность восприятия фигуры Бачинского, от полного замалчивания до стереотипного его восприятия в качестве духовного вождя украинской независимости, вызвана как недооценкой влияния на украинское национальное движение социалистических и социал-демократических идей, так и попыткой приватизации национальной идеи со стороны ряда представителей правых политических сил. Тут будет очень кстати вспомнить мысль немецкой исследовательницы творчества Ю.Бачинского Керстин Иобст (Гамбургский университет бундесвера) о том, что на сегодня многие политические движения несоциалистического толка создали в обществе впечатление, что только лишь они являются «отважными борцами за независимость украинского государства и способны разрешить эту проблему как теоретически, так и практически». Подобная приватизация истории, перерастающая в ее мифологизирование и идеализирование, одной из целей чего является сделать этот «продукт» пригодным для того, чтобы стать основой для узаконивания действий этих политических сил, превращает историю развития украинского национального движения в историю идей, зачастую балансирующих на грани радикального этнонационализма, а порою плохо завуалированного нацизма. Иную традицию представляет «Україна irredenta» Ю.Бачинского.

Кто же такой Юлиан Бачинский? Он родился в 1870 году на Тернопольщине в семье видного церковного деятеля. Отец Юлиана, Александр Гаврилович, был канцлером митрополичьей капитулы греко-католической церкви и ректором Львовской греко- католической семинарии. Род Бачинских, принадлежащий гербу Сасов, имеет шляхетское происхождение. После окончания юридического факультета Львовского университета Бачинский активно занимается политической и публицистической работой. В 1890 году он вступает в Русско- украинскую радикальную партию, где вместе с В.Будзиновским, Е.Левицким, Н.Ганкевичем был одним из лидеров «молодежного» (социал-демократического) крыла. А уже в 1899 году Бачинский становится одним из основателей Украинской социал-демократической партии. В 1919 году он делает попытку на практике реализовать свою идею о независимости Украины и едет в Вашингтон с целью добиться признания Украинской Народной Республики Соединенными Штатами. Однако его миссия окончилась неудачей. До 1934 года он находился в Австрии, Германии, но потом принимает решение переехать в СССР. Живя в Харькове, он занимается редактированием вместе с В.Юрницом, С.Рудницким «Української радянської енциклопедії» вплоть до своего ареста по сфабрикованному обвинению в участии в «Союзе освобождения Украины». Приговоренный к десяти годам заключения, он умер в лагере в 1940 году.

Уже в самом названии его книги («Україна irredenta»), напоминающем скорее политический лозунг, представлена оценка Ю.Бачинским той социально-политической и экономической ситуации, в которой находилась тогда Украина. Слово «irredenta» можно перевести и как неосвобожденный, и как невоссоединенный, причем оба перевода подходят в нашем случае, на что, скорее всего, и рассчитывал автор. В истории известно итальянское общественно- политическое движение кон. XIX — нач. XX вв. — «ирредентизм» (от итал. irredento — неосвобожденный) — за присоединение к Италии тех пограничных земель Австро-Венгерской империи, в которых проживало итальянское население.

Впервые «Україна irredenta» была издана в 1895 году (затем она переиздавалась в 1900 и 1924 г.), т.е. когда ее автору было не более 25 лет. Эпиграфом к ней послужили строки Николая Чернышевского, в которых превозносится вечная смена форм, отбрасывание всего преходящего, отжившего. Этот мотив имеет отголоски и в личной жизни Бачинского. Ведь, будучи сыном священника, он в своей книге занимает жесткую антиклерикальную позицию и утверждает преходящий характер религии. Этим самым он, как и многие его соратники, безо всякого сожаления, вполне в духе Чернышевского, отбрасывает все то, что, по их мнению, отжило свое время. Этот революционный романтизм и юношеский атеистический максимализм, хорошей подпиткой которых стали работы революционных демократов, зачастую прорывается и в тексте самой «України irredenta».

Ключевое влияние на взгляды Бачинского оказали работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, австромарксистов. Исторический материализм стал не просто теоретической основой, на которой развивал свои идеи Бачинский. Автор воспринимает его не догматически, а прежде всего как методологию научного исследования общественных процессов. И именно это позволяет ему утверждать, что он занимает объективную, незаинтересованную позицию исследователя, который лишь просто фиксирует «естественный» ход общественных изменений, и, с другой стороны, говорить о достижении Украиной независимости как о естественном историческом этапе.

В начале своей книги Бачинский исследует процесс зарождения капиталистических отношений, возникновения предпринимательства и превращения крестьян в пролетариат на галицких землях в конце XIX в., а также причины эмиграции украинских крестьян. Он утверждает, что государство — это форма господства определенного класса и что оно призвано обеспечивать интересы этого класса. Более того, государственная справедливость, согласно Бачинскому, — «то справедливість, що відповідає інтересам лише певних класів, а не якась «абсолютна» справедливість». Поэтому любая политическая борьба рассматривается им как выражение экономического противостояния. Эти принципы стали основой для обоснования Бачинским своей идеи о необходимости независимости Украины.

Автор «України irredenta» утверждает, что национальная идея — это, по своей сути, идея буржуазная. Она возникает тогда, когда старый феодальный способ ведения хозяйства уступает место капиталистическим отношениям, т.е. только тогда, когда, собственно, и формируется буржуазия. В новой ситуации сама логика экономических отношений требует создания национальных государств, в противовес абсолютистским монархиям прошлого. В основе единства нации, согласно Бачинскому, лежит общность происхождения, но не кровнородственные связи между ее членами. Автор «України irredenta» уже в конце XIX в. утверждает, что украинская нация должна представлять собой не столько этническое образование, сколько прежде всего политическое. Он специально подчеркивает, что борьба за политическую самостоятельность Украины не относится исключительно к украинцам по этническому происхождению, а касается всех, кто населяет Украину, «без огляду на те, чи се автохтон-українець» или «великорос, поляк, єврей чи німець».

Бачинский констатирует, что Украина разделена между двумя империями: Австро-Венгерской и Российской. При этом необходимый распад как одной из них, так и другой (эту необходимость распада больших империй в новой экономической ситуации он утверждает на основе ряда исторических примеров) должен привести, вследствие внутренней борьбы между украинской, российской и польской буржуазиями, к образованию национального украинского государства. Относительно Российской империи в «Україні irredenta» утверждается, что в ней отсутствует экономическая целостность, а соответственно, и политическая. Российская империя, согласно Бачинскому, экономически разделена на три территории — польскую, украинскую и российскую, которые в будущем станут основами независимых государств (причем, по мнению Бачинского, наиболее выгодно это Украине как самой экономически отсталой, а наименее выгодно — экономически развитой Польше). А толчок к этому распаду даст введение конституции в империи, превращение ее в федерацию.

Таким образом, согласно «Україні irredenta», стремление к независимости — это стремление в первую очередь экономическое, выгодное для предпринимательских кругов. Причем ту борьбу за независимость, которая в будущем ждет Украину, автор описывает так: «Буде се страшний час — час страшної муки і терпіння, але і найкращій час життя української буржуазії». Однако буржуазные слои присваивают продукты общественного труда, вынуждая тем самым наемных работников выступить на борьбу за свои права, за учреждение общества без классовых привилегий. Поэтому формирование независимой Украины как политическое закрепление ее экономической самостоятельности не является наивысшей целью развития. Капиталистические отношения логически развиваются от единства национального к, как пишет Бачинский, «єдності вищого ряду» — интернациональной, глобальной, международной. И это вполне отвечает общей логике развития марксистской мысли, поскольку как из разделения общества на классы возникло государство, так с упадком классов происходит и упадок государства. Отвечая на вопрос М.Драгоманова о том, что будет делать Украина после достижения своей независимости, Бачинский недвусмысленно заявляет, что это отнюдь не конечный этап развития. Общеисторической целью оказывается не создание национального государства, но благо отдельного индивида, ради которого, собственно, это государство и создается. Государства, согласно Бачинскому, добиваются своей самостоятельности не для того, чтобы изолироваться от остального мира, но чтобы лучше развиться культурно и экономически, благодаря чему в дальнейшем смогут занять достойное место в будущей «всесвітній людській родині».

Следует подчеркнуть, что взгляды Бачинского не были на тот момент неожиданными. Украинский радикализм — движение, созданное Драгомановым, Франко и Павлыком, начинает свою историю со стремления к формированию у социально обездоленных слоев чувства собственного достоинства, для чего, по мнению радикалов, необходимо было расширять просвещение в среде крестьян с помощью издания книг на их собственном, т.е. украинском, языке, с попыток социал-демократической организации наемных слоев для борьбы за их освобождение, на необходимости чего настаивал Бачинский.

Книга «Україна irredenta» не вкладывается в привычные представления как о марксизме, так и о национализме. Для марксизма она неудобна обоснованием идеи необходимости национальной независимости, для национализма — утверждением о том, что историческое развитие конкретного народа не имеет своей абсолютной целью провозглашение его политической независимости. Поэтому работа Ю.Бачинского во многом демонтирует ту мифологию национально-освободительной борьбы украинского народа, которую сегодня ряд политических сил наивно стремится превратить в государственную идеологию.

Денис КИРЮХИН, кандидат философских наук, Институт философии имени Григория Сковороды НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ