В период предвыборной гонки газета «День» обратилась к трем всемирно известным личностям с просьбой поделиться своими впечатлениями о подобных политических процессах в Великобритании, Республиканском Риме, а также в Афинах, когда там правил демос (народ).
ВЫБОРЫ ПО-АНГЛИЙСКИ
Дорогой сэр! Ваша страна — Великобритания — ступила на путь представительского управления чуть ли не первой в истории Западной Европы и накопила за века немалый опыт избирательных кампаний. Хотелось бы познакомить читателей газеты «День», почитателей вашего таланта, с вашими мыслями по этому поводу. Вопрос первый: «Приходилось ли вам наблюдать за избирательными кампаниями в провинции Старой Англии?
— О, да. Именно там я имел честь убедиться в преимуществах британской демократии, не менее предсказуемой и надежной, чем пресловутая британская погода. Взять хотя бы городок Итенсвилл, продемонстрировавший классический пример джентльменской борьбы между двумя политическими партиями — Голубых и Желтых. Эти партии разделили обитателей города на два непримиримых лагеря, которые категорически расходились между собой абсолютно во всем. Не успели желтые предложить ремонт обветшалой ратуши, как негодующие голубые выступили с массовыми манифестациями протеста. То же самое произошло в ответ на обнародованные намерения голубых установить дополнительный насос для улучшения водоснабжения города. Желтые, пораженные такой подлой акцией, поднялись, как один, на защиту справедливости и свободы граждан. Вообще, перед каждыми выборами в жизни города трудно было найти вопрос или заведение, которые бы не были партийно окрашенными. В частности, магазины и гостиницы разделились на «голубых» и на «желтых», то же самое произошло с пабами и даже в единственном храме города существовали «голубой» и «желтый» приделы.
— Какую роль играет во время выборов пресса Итенсвилла?
— Руководящую, разумеется. Особенно активны там два партийных издания — «Итенсвиллская газета» партии Голубых и желтая «Итенсвиллская независимая». Хорошие газеты — какие вдохновенные атаки на противников, какие яркие материалы! Приведу для примера несколько заголовков: «Газета» позорит город и всю Великобританию!», «Не читайте бессовестно-плебейско-вульгарное издание — «Независимую!», «Газета» — сборище лжи и инсинуаций для дураков!» Подобными материалами обе газеты неизменно вызывали восторг одной половины города и возмущение другой. Каждая газета была глубоко уверена, что за ее политической борьбой следят, не переводя дыхания, не только итенсвиллцы, но также Лондон, Англия и весь цивилизованный мир. (Кстати, Итенсвилл — совсем маленький городишко; о его существовании знают только те, кто там обитает.) Каждое утро перед окнами газет собирались толпы их сторонников и часами выкрикивали «Ура!», хотя большинство крикунов газет, конечно, не читало. Однако, для толпы, как Вы понимаете, вовсе не обязательно иметь причины для крика.
— Но, по-видимому, были в Итенсвилле и такие граждане, которые не интересовались политикой?
— В подобных случаях самое безопасное делать то, что делает толпа.
— А если в городе несколько толп?
— Рассудительный человек всегда присоединяется к наиболее многочисленной!
— Очень благодарна, многоуважаемый мистер Чарльз Диккенс, за интересные сведения и полезные советы.
ВЫБОРЫ ПО-РИМСКИ
Аve, достойный Гай Светоний Транквилл! Прошу немного рассказать об избирательных кампаниях прославленного Юлия Цезаря. Уже больше двух тысяч лет ходят слухи об избрании молодого Юлия Цезаря на влиятельную общественно- политическую должность Великого понтифика. Это произошло, якобы, только благодаря открытому подкупу избирателей. Так и было?
— Действительно, сана Великого понтифика Цезарь домогался методами безрассудной расточительности, и это при том, что он не был зажиточным человеком. Чтобы бросать деньги избирателям направо и налево, ему пришлось взять в долг весьма большие суммы. В день выборов, выходя утром из дома, он поцеловал мать и сказал: «Или я вернусь понтификом, или вовсе не вернусь!» Деньги, однако, принесли свои плоды — Цезарь получил большинство голосов даже в тех трибах («избирательных округах»), которые выдвигали его соперников.
— История избрания Юлия Цезаря консулом (высшая государственная должность республиканского Рима) считается скандальной. Что там, собственно, произошло?
— В Риме всегда избирались на определенный срок два консула, которые вместе правили государством. Цезарь заключил предвыборное соглашение с одним из претендентов — Луцием Лукцеем, который не имел особого политического влияния, но был очень богат. В обмен на политическую поддержку Цезаря Луций начал щедро раздавать избирателям деньги от имени обоих. Их противники — партия честного Катона — вынуждены были также пойти «на подкуп в интересах государства», по словам Катона. Выиграли Цезарь и Луций, однако правил, как и ожидалось, только один из них. Современники шутили: «Все консульские постановления подписаны, согласно законам, двумя консулами — Цезарем и Юлием!» Так Юлий Цезарь впервые получил высшую безраздельную власть над Римом.
— Когда Цезарь стал сенатором, он создал мощную «фракцию» и начал диктовать Сенату свою волю. Как это воспринималось сенаторами и народом?
— Рассудительной политикой Цезарь привлек на свою сторону часть сенаторов, проводил свои предложения и достиг бы своего, если бы не могущественный антагонист — Марк Катон, которого Рим весьма уважал за честность и принципиальность. После одной из пылких обвинительных речей Катона Цезарь чуть не погиб. Вооруженные римские всадники (класс «новых» богатых римлян), постоянно тогда окружавших Сенат под предлогом его охраны, начали угрожать Цезарю смертью за самовольство и непомерное упрямство. Большинство коллег покинули Цезаря на произвол судьбы и всадники со стилетами в руках уже приближались к Цезарю — казалось, что ему конец. В последний момент, однако, несколько сенаторов взяли Цезаря под защиту — окружили его, обняли и прикрыли своими тогами. Всадники отступили.
На следующий день у дома Цезаря собралась огромная толпа — римский плебс бурно предлагал ему помощь, защиту. Но Цезарь был достаточно тонким политиком, чтобы ухватиться за эту стихийную поддержку. Совсем наоборот — он успокоил своих сторонников и уговорил их разойтись по домам. В результате еще недавно враждебный Сенат вынес ему благодарность и предоставил новые полномочия — Цезарь опять выиграл.
ПЕРИКЛ ИЗ АФИН
Газета «День» осмелилась обратиться к признанному эксперту по делам античной политики — к Плутарху из Херонеи с просьбой рассказать об избирательной системе древних Афин, города-государства, где появились первые ростки той демократии, которые через несколько тысячелетий так пышно расцвели в поздней западной цивилизации. Плутарх отказался разговаривать с современным читателем на такую неаппетитную тему; вместо этого он предложил рассказать о личности Перикла (V ст. до н.э.), в правление которого Афины не только усовершенствовали демократическую систему правления, не только достигли скоропреходящего политического могущества, но и навеки прославились своим искусством.
«Перикл был весьма богатым человеком, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей. Но начав заниматься политикой, он стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов, — несмотря на свои природные склонности, отнюдь не демократические. С тех пор он изменил весь свой образ жизни; так, в городе его видели только на одной дороге — на той, которая вела к площади-агоре (центр политической и общественной жизни Афин.) Раз и навсегда Перикл отказался от приглашений на обеды, на другие дружеские встречи, ибо не хотел допускать панибратства, перед которым не может устоять ни один авторитет. В Народном собрании он также появлялся не часто — чтобы не надоедать народу. Перикл «приберегал себя» для самых важных дел».
«Благодаря постоянной работе над собой, Перикл усвоил высокий образ мышления и развил блестящее красноречие, а в своих привычках постоянно демонстрировал скромность во всем и толерантность. Рассказывают об одном нахале, который как-то целый день поносил Перикла на агоре. Перикл молча терпел и продолжал заниматься своими делами. Когда вечером он направился домой, нахал пошел за ним и продолжал ругаться. К дому Перикла они пришли уже затемно. Поэтому Перикл велел слугам взять факел и провести этого сквернослова до его дома.
За высокое красноречие Перикла прозвали «Олимпийцем». В современной ему комедии говорится: «Когда он говорит с народом, то мечет гром и молнии, словно носит на языке самого Перуна». А Фукидид, один из политических противников Перикла, пустил в обиход шутку, которая пережила тысячелетия. На вопрос, кто из них двух — Перикл или Фукидид — лучший борец, Фукидид ответил: «Когда в поединке я валю его на землю, то, лежа на спине, он начинает говорить и доказывать, что выиграл. И убеждает в этом всех зрителей на стадионе». (Древнегреческие политики активно участвовали в спортивных соревнованиях).
«Были среди афинян и такие, кто считал Перикла надменным и тщеславным и обвинял его в том, что он не искренен в своих достоинствах. Афинские же мудрецы советовали подобным критикам приобрести и себе немного такого тщеславия. Ведь непрестанная показная добродетель, утверждали философы, постепенно вырабатывает в человеке стойкую привычку к ней».
«Став правителем, Перикл положил начало раздаче больших денежных сумм гражданам Афин — «на зрелища» (чтобы народ мог достойно участвовать в праздниках); оплату за выполнение государственных обязанностей (это дало возможность бедным гражданам участвовать в управлении); на обустройство тех, кто отъезжал в далекие греческие колонии, в частности, в Херсонес. Тем самым Перикл подкупил народную массу и стал пользоваться ею для борьбы с аристократическим Ареопагом («Сенатом»). Как говорили современники, Перикл «наливал гражданам слишком много неразбавленного (водой) вина свободы».
Как правитель Афин, Перикл весьма заботился не только о том, чтобы развлекать народ, но и об «трудоустройстве», «желая как освободить Афины от безработной и потому опасной толпы, так и помочь бедным». Это очень ценили афиняне. Еще больше одобряли граждане начатые Периклом перестройку, обновление и украшение города. Значительная часть памятников, которыми и сегодня восхищается человечество (Парфенон, Пропилеи и др.), построена именно в правление Перикла. Для их сооружения и декора он пригласил в Афины лучших мастеров Греции во главе со славным Фидием. Для древних афинян это означало также большой спрос на строителей, мастеров резьбы по камню, скульпторов, декораторов и т. п. Интересно, что именно за реконструкцию Афин, более, нежели за что-либо иное, осуждали Перикла его политические противники: «На деньги, предназначенные для войны, мы золотим и наряжаем город как женщину- кокетку, увешивая его дорогим мрамором, колоннами, статуями богов, которые стоят нам тысячи талантов».
«Перикл всегда мог весьма умело руководить народом. Причиной были не только его красноречие и талант политика, но и слава его жизни, безусловное доверие к нему граждан — все видели бескорыстие и неподкупность Перикла. Ибо, хотя Перикл и превратил Афины из великих в величественные и богатейшие, хотя своим могуществом превзошел многих современных ему царей и тиранов, он ни на одну драхму не увеличил того богатства, которое оставил ему отец в наследство».
P.S.
При подготовке материала с огромным удовольствием использованы источники: «Посмертные записки Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса (ХIХ в.), «Жизнь двенадцати цезарей» Светония (I-II вв. н.э.), «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (I-II вв. н.э.)