После активизации военных действий диверсионных групп недалеко от Мариуполя жители города встревожились. Эти настроения населения не остались на уровне переживаний, а вылились в очереди у касс на вокзалах, в многочасовые ожидания на блокпостах для выезда, скупки продуктов в магазинах. Официальная власть выступает с призывами не поддаваться панике. Так, городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей записал видеообращение с просьбой не скупать продукты и горючее. Но среди людей продолжают распространяться панические настроения. О том, есть ли реальные основания для таких неспокойных настроений у населения города или это очередной элемент информационной войны, «День» поинтересовался у представителя военных и местной общественной активистки.
Пресс-секретарь командира батальона «Азов» с позывным Байда отмечает, что определенная опасность для города была, однако ныне панические настроения лишние:
— Две ночи подряд со стороны РФ обстреливались позиции пограничников. Причем обстрелы эти были настолько точными и настолько плотными, что пограничники пункта «Новоазовск» вынуждены были отойти. Оттуда зашло несколько десятков российской техники. И была такая угроза, что техника будет идти на Мариуполь. В воскресенье и понедельник происходили локальные бои с их разведгруппами, и всю эту технику оттянули на север — в сторону Тельманово, Иловайска, Амвросиевки. Так что угроза для Мариуполя была, но в данное время ее нет.
«ДНР» к власти в Мариуполе уже так просто не придет. Мариуполь — огромный город как для военных действий. Страшнее всего, что может быть, если вдруг у противника появятся настолько большие силы, что, возможно, только при поддержке со стороны России, это — осада. Ныне в городе какой-то ажиотаж — попытки людей выехать, запастись продуктами и горючим — и это частично оправдано. Но также хочу отметить, что очень многие жители выходят на связь с бойцами и спрашивают: «Куда нам обращаться, куда нам идти, чтобы принять участие в обороне Мариуполя?». То есть люди реально не хотят никакого возвращения «ДНР».
В данное время острая фаза прошла, в ближайшие несколько суток бояться чего-то не нужно. Также стоит понимать, что те боевые действия, которые были в выходные, происходили вдалеке от Мариуполя, так что паника сейчас лишняя.
По словам координатора Центра патриотических сил «Новый Мариуполь» Марии Подыбайло, паника в выходные была, однако ныне она стихает. Активная часть общины города вынуждена еще больше объединяться и мобилизоваться в такой сложной ситуации:
— Если к власти в Мариуполе придет так называемая «ДНР», все понимают, что это может быть непосредственно регулярная российская армия. А самопровозглашенной республики и «ополченцев» как таковых уже не осталось — только вооруженные кадровые военные РФ. Угроза есть, и она реальна, ведь Новоазовск, Коминтерново — это приближенные к Мариуполю пункты, бои там действительно идут. Кроме того, еще ближе к Мариуполю, такие пункты, как Седово, Безымянное, постоянно подвергаются обстрелам с моря.
В Мариуполе же, прежде всего, власть не организовала правильно гражданскую оборону, не сообщила в случае чего и куда надо идти, какие подвалы пригодны для использования как бомбоубежища и т. п. Лишь в понедельник были опубликованы списки так называемых «бомбоубежищ» — фактически это просто подвалы девятиэтажек. Они для этого не приспособлены, поэтому, в сущности, это — братская могила. Через комитеты самоорганизации населения поступила тихая команда, вероятно, от власти, запасаться продуктами и водой, и действительно началась паника. В понедельник целый день был ажиотаж в магазинах. Также длиннющие очереди на заправках, потому что у людей есть опасение, что будут перебои с горючим. По 2-3 часа стояли очереди на блокпостах, люди выезжают из города в направлении Запорожья. Паника была вызвана еще и тем, что накануне на блокпосты в Мариуполе были осуществлены нападения, были раненные среди украинских военных, а диверсионная группа нападающих бежала. По состоянию на вторник, как будто уже стихают панические настроения. Ночью и сегодня ситуация уже более спокойная. Вероятно, все ожидают результатов переговоров в Минске.
Люди же учатся справляться с такими ситуациями самостоятельно, насколько это возможно, без участия власти. А где что-то действительно нужно — требуем: «сделайте это, дайте то». Мы сотрудничаем с медиками и военными. Понемногу получается. Помогаем армии, раненные все на нашем обеспечении — и лекарства, и продукты, и медицинские аппараты. В Мариуполе уже нет тех лекарств, которые необходимы раненным, поэтому ищем, где их можно приобрести. Помогают волонтеры со всей Украины, закупаем лекарства в Днепропетровске и Запорожье, медпредставители делают нам скидки, хорошие люди помогают деньгами — так и справляемся.