Несмотря на все законодательные и морально-этические нормы, которые пропагандирует украинская власть, проблема коррупции не теряет своей актуальности. С ней сталкивался каждый — в государственных учреждениях, больницах, на дорогах или в образовательных заведениях. Но, по официальной статистике, борьба с коррупцией, скорее, приводит к увеличению сумм в конвертах, чем к большему сопротивлению населения.
Наиболее уязвимыми для взяточников сферами остаются образование и медицина — именно здесь происходит каждое пятое злоупотребление властью. Только за первое полугодие текущего года в системе образования было выявлено более 200 фактов взяточничества. Всплеск раздачи взяток традиционно приходится на время, когда студенты сдают сессии или вступают в высшие учебные заведения. Еще летом в Государственной службе по борьбе с экономической преступностью сообщали, что среднестатистическая взятка в 2006 году составляла 8,5 тысячи гривен, а в системе образования колеблется в частности, от полутысячи до 60 тысяч гривен. Проверки в вузах проходят регулярно, и каждый раз для правоохранителей и налоговиков находится работа: к уголовной ответственности за полгода было привлечено 119 человек, среди которых два ректора, пять проректоров и семь деканов украинских высших учебных заведений.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Актуальным вопросам этики и морали в украинском образовании была посвящена в этом году IX Фулбрайтовская конференция. Передовые украинские ученые обсудили условия возникновения и пути преодоления коррупционных мероприятий в высшей школе — учитывая взятки, «кумовские» договоренности, вымогательства и другие превышения полномочий.
Существует два периода, во время которых совершаются попытки материального влияния на участников учебного процесса — это вступительные экзамены и экзамены во время сессии. По мнению ученых, избежать взяточничества в первом случае куда проще, чем во время учебного процесса — достаточно только отделить вступительные процедуры от учебного заведения. «Система взяточничества в Украине иерархическая, она идет от ректоров, директоров, деканов — до низших должностных лиц, — говорит преподаватель университета экономики и права «Крок» Александр Мережко. — Нынешняя система образования коррумпирована тотально, и мы зашли в этом так далеко, что обычными методами, которыми пользуются в Европе и США, мы уже не сможем вернуться к некоррумпированному образованию».
Эффективным средством противодействия коррупции при вступлении является как раз независимое тестирование — хотя бы по тем схемам, которые ныне предлагает Украинский центр оценивания качества образования. В большинстве же западных стран зачисление в вуз происходит исключительно по рейтингу, и ключевое значение имеют школьные оценки. Для Украины такой вариант является неприемлемым, поскольку коррупционные махинации просто сместились бы в школы, тем более, что и сейчас есть случаи покупки призовых мест на последних этапах ученических олимпиад.
По словам Александра Мережко, не последнюю роль в преодолении коррупции играет и публичное, открытое обсуждение проблемы. «Нужно, чтобы ни студенты, ни абитуриенты, ни преподаватели не боялись высказываться против взяточничества вслух, боясь потерять должность или образование», — уверен А. Мережко. Еще одним действенным и ограничивающим шагом должно быть ограничение срока ректорства по принципу «чем меньше — тем лучше». Тогда преподаватели научились бы самоуправлению и могли бы создать собственный профсоюз, который занимался бы вопросами защиты прав и в частности, проблемой коррупции.
СТУДЕНТЫ — ТОЖЕ НЕ АНГЕЛЫ
Впрочем, злоупотребления существуют не только материальные и не только со стороны преподавательского состава. Преподаватели с опытом говорят, что мораль и этику в учебном процессе формирует и сам студент. «Жертвоприношения» происходят, например, после того, как во время экзамена у экзаменованного находят шпаргалки или другие «первоисточники». По правилам, такому студенту сразу надо ставить «неудовлетворительно» без права апелляции или пересдачи. Фактически же — бывает по-разному.
Собственную коллекцию студенческих «шпор» собрал заведующий кафедры биофизики Национального аграрного университета Юрий Посудин. По его наблюдениям, в последние годы изменились не только методы списывания, но и способы договориться с преподавателем. «Раньше пользовались тонким пером, вкладывая маленькие бумажки в потайные места. Теперь в ход идет и компьютерная техника, и мобильные телефоны, — рассказывает Юрий Иванович. — Но это все напрасно — тех, кто хочет списать, собирается списывать, сразу видно по глазам».
Шпаргалок, однако, не становится меньше, как бы преподаватель ни предупреждал о возможных последствиях. Во время сессии больше коррупционных «соглашений» реализуется через личные договоренности. Так выработался иной способ сдачи экзаменов: за студентов приходят просить преподаватели, иногда из других факультетов или кафедр, или родители. Мол, такой ребенок хороший — вы же не обижайте. «Правда, если к ним не прислушиваться, то таких гонцов становится меньше, — объясняет Ю. Посудин. — Я всегда предупреждаю студентов, чтобы никого не присылали. Так теперь, когда приходят, объясняют, что «ребенок ничего об этом не знает».
ЖИЗНЬ — ЭТО ДВИЖЕНИЕ
Другой точки зрения придерживается Александр Тохтамыш из Киевского городского педагогического университета имени Бориса Гринченко. По его мнению, украинцы просто поддались «комплексу трипольской культуры» — мол, у нас все лучшее и ничего чужого нам не нужно. «Для избежания коррупции существует немало возможностей, — объясняет А. Тохтамыш. — Стоит хотя бы прислушиваться к тому, что делается в мире, и ориентироваться на лучший опыт, скажем, западных стран».
Например, в случае с гонцами за границей человек, который что-то решает, не спешит вызывать милицию, а корректно отвечает: «Вы хотите помочь университету? Хорошо, но приходите через два-три года, когда мы вашего сына хоть чему-то научим». В нашем обществе бытует мнение, что коррупция вечна, что избавиться от нее невозможно. Но это очень пессимистический взгляд. Например, к коррупции приводит и снижение уровня жизни, в частности преподавателей — следовательно, нужно на законодательном уровне способствовать улучшению общего уровня жизни. «Все участники конфликта должны принять внутреннее решение в отношении того, как действовать, — убежден Александр Тохтамыш. — К тому же существуют формальные или неформальные правила внутри любого коллектива. Если эти правила позволяют «брать» и «давать» — против них надо выступать».
В нашем обществе главное все-таки — не сидеть сложа руки, а что-то делать. Поскольку трудно сказать, чего в Украине больше — дают или берут. Так же трудно идти против течения — это всегда риск: лишиться образования или положения в обществе, или денег. Взятка — кратчайший, но не лучший путь к решению проблемы. Если же действовать по совести, то выигрыш на стороне правды будет всегда, пусть и моральный.