Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нет выбора

Новая версия палаточного городка. Теперь от студентов-медиков
27 апреля, 2005 - 20:48

Сегодня ровно неделя как во дворе здания Министерства здравоохранения стоят палатки. Эффективность уже ставшего традиционным вида протеста нынче решили испробовать студенты-медики. Вынудил же, по их словам, к столь решительным действиям не кто иной, как министр здравоохранения. Напомним, Николай Полищук подписал указ, согласно которому по некоторым специальностям вводится двухгодичный мораторий на интернатуру. Касается это лишь, так сказать, слишком модных направлений. То есть, если, поступая, абитуриент видел себя через семь лет, скажем, офтальмологом, то нынче его ставят перед фактом: станешь фтизиатром, например. А еще, будь добр, проучившись по госзаказу, отработать некоторое время в сельской местности.

Неудивительно, что студентов такая постановка вопроса не устроила. Протестовали в Тернополе, Ивано-Франковске, Черновцах. На днях к урегулированию конфликта подключился и Президент. На встрече со студентами-медиками он сказал, что «родился в селе, и посему выступает за то, чтобы студенты-медики там работали». В то же время, по мнению Виктора Ющенко, министр здравоохранения должен вернуть им право выбора профессии.

Сам же Николай Полищук на своих позициях стоит твердо. «Почему украинская медицинская услуга не пользуется спросом? Почему к нам никто не едет лечиться? — задавал он риторические вопросы на встрече с журналистами. — А все потому, что мы не готовим врачей по европейским стандартам». Последнее же заключаются в следующем: есть 20— 30 базовых специальностей, а остальные считаются субспециальностями — их студенты осваивают лишь после «базы» и лишь при наличии вакансий. В итоге 60% врачей там — широкого профиля, поскольку могут справиться с 90% случаев.

В Украине специалистов общей практики — всего 4% от всего количества врачей. А работает и вовсе 3%. Не изменить ситуацию — означает забыть о семейной медицине как таковой. При всех ее очевидных плюсах: и врачи заинтересованы в здоровьи пациентов, и медицинская услуга становится доступнее — медиков просто не будет хватать. По оценкам экспертов, при нынешних темпах подготовки специалистов широкого профиля семейная медицина появится в Украине где-то через 74 года.

Не будет хватать и средств, даже если медицинский бюджет увеличить втрое. Ведь больницы-поликлиники надо содержать, и платить зарплату персоналу тоже надо. Уже другой вопрос, что, приезжая в Украину, иностранцы диву даются: как это врач, проучившись семь лет, может делать только УЗИ. Но так или иначе получаем: 90% средств идет на содержание отрасли. При этом врачи недовольны своей зарплатой, а пациенты самостоятельно платят за свое лечение. «Только подумайте, — возмущается Н. Полищук, — в Ивано-Франковской областной больнице, рассчитанной на 40 коек, работает 7 хирургов. Для справки: на такое количество пациентов, по нормативам, вполне достаточно и двух. Более того, там есть еще 10 офтальмологов, 11 лор-врачей, 14 травматологов и 16,25 ставок нейрохирургов. Интересно, чем они целыми днями занимаются, получая зарплату», — говорит министр.

Целесообразным видится и принудительная отработка в сельской местности. Заметим, еще давно прописанная в законе, но почему-то прочно забытая. Сегодня, например, 9 350 украинских сел не имеют у себя даже фельдшера. Несложно догадаться, что любое заболевание в данном случае запускается, и его последующее лечение либо очень дорогостоящее, либо, увы, уже неэффективное. Впервые в новом варианте бюджета-2005 запланировано 58 миллионов гривен на сельскую медицину. Разумеется, при нынешнем ее состоянии эта сумма — всего лишь пятая часть от необходимого. Однако местные власти обещают поддержку. Как рассказывает Н. Полищук, они готовы обеспечить врачей жильем, телефоном, автомобилем. Главное, чтобы было кого...

Сегодня Украина занимает предпоследнее место в Европе по продолжительности жизни. У нас официально объявлена эпидемия ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, а младенческая смертность, несмотря на заметные достижения в последнее время, все равно выше нормы. Как утверждают эксперты, отчасти виной тому низкое качество и сложный доступ к медицинской помощи. Оставим европейский опыт, возьмем Кубу. В 1994 году там активно взялись за подготовку врачей общей практики. Уже сегодня на Кубе в среднем живут на 10 лет дольше, чем в Украине; за последние четыре года там никто не умер от туберкулеза, а их показатель младенческой смертности вдвое ниже, чем наш. Словом, радикальные шаги нужны, как бы болезненно это ни было. Другой вопрос, что мораториев на специальности и европейских стандартов подготовки врачей может оказаться недостаточно.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ