Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нетонущий «Немо»

Суд в третий раз запрещает работу столичного дельфинария. Что нужно, чтобы скандальное заведение наконец закрыли?
19 июля, 2017 - 11:21
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На сайте киевского дельфинария «Немо» отражается сообщение, что заведение временно не работает, а у потенциальных посетителей просят извинения за неудобства. Недавно суд наложил арест на имущество дельфинария. Это не первое судебное решение, блокирующее его роботу. Так, в августе 2013 года Хозяйственный суд города Киева постановил, что компания «Немо» должна снести самовольно построенное нежилое помещение, которое эксплуатируется как дельфинарий. Также были два судебных иска от общественных организаций, Киевского эколого-культурного центра и «ЭкоПраво-Киев», по которым судьи вынесли решение о закрытии дельфинария.

Но «Немо» всякий раз удавалось выходить сухим из воды. Даже после того, как в ноябре прошлого года предприятие «Киевводоканал» отключило заведение от городской сети за самовольное подключение к коммуникациям. Теперь ситуация иная. Дело не только в аресте земельного участка и помещения дельфинария, а в том, что на эту территорию претендует другой инвестор. Возможно, борьба материальных интересов наконец прекратит работу «хлорированной тюрьмы для дельфинов» — именно так называют дельфинарий экологи из-за недопустимых условий содержания животных и издевательства над ними.

ВМЕСТО ДЕЛЬФИНАРИЯ — ЗАПРАВКА?

Ходатайство об аресте земельного участка, где расположен «Немо», готовила Генеральная прокуратура Украины. Поэтому именно ГПУ должен довести дело до конца. А разбираться есть с чем. В судебном постановлении Печерского районного суда города Киева говорится, что теперь на эту территорию зарится предприятие «Ардал», которое на основании договора купли-продажи передает в собственность другому лицу земельный участок для строительства, обслуживания и эксплуатации автозаправочного комплекса.

Еще одна интересная деталь из текста судебного постановления Печерского райсуда: Государственная архитектурно-строительная инспекция не готовила разрешений на выполнение каких-либо строительных работ ни для ООО «Нерум», владельцев дельфинария, ни для предприятия «Ардал», ни для других организаций. Почему ГАСИ не препятствовала незаконному строительству двухэтажного здания дельфинария, почему на нарушение законодательства закрыли глаза в департаменте градостроения и архитектуры Киевской городской госадминистрации — это тоже хочет выяснить суд. Ведь по Уголовному кодексу Украины такие действия квалифицируются как «уголовное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 364 УКУ (злоупотребление властью или служебным положением)». Кстати, уголовное дело против киевского «Немо» основывается на нарушении сразу трех статей Уголовного кодекса: речь идет о мошенничестве в особо крупных размерах, подделке документов и злоупотреблении властью или служебным положением.

ОСВОБОДИТЬ ИЗ «КОНСЕРВНОЙ БАНКИ»

Экологическое сообщество давно выступает за закрытие сети дельфинариев «Немо». Сейчас эти заведения работают в Одессе, Киеве, Харькове, Бердянске и даже за рубежом. Ни в одном из них нет морской воды. При этом по украинскому законодательству дельфины не могут содержаться в неестественной среде. А еще есть нарушение режима питания, пребывания в бассейнах и изнурительные шоу-программы с участием, на первый взгляд, довольных животных. Простые цифры: в естественной среде дельфины живут 40—50 лет, а в закрытом пространстве, например дельфинарии, всего два-три.

«Следует подчеркивать то, что сеть «Немо» давно пора закрыть, — комментирует Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра. — Надеемся, что Генеральная прокуратура решит дело — это в ее силах. Потому что раньше уже было решение суда о снесении, и ничего не сделали. Когда «Киевводоканал» отключил дельфинарий от воды, руководство «Немо» заявляло, что это рейдерский захват, потом они оказали давление на мэра Киева Виталия Кличко, и доступ воды возобновился».

Эколог Наталия Вишневская тоже убеждена, что ключевую роль в ситуации с «Немо» должна сыграть Генпрокуратура. «Несмотря на существующие судебные решения и даже то, что по ним назначили судебных исполнителей, дельфинарий все эти годы действовал, подавал апелляцию, судебных исполнителей не пускал к себе на территорию. То есть это нарушение не только зоозащитного законодательства, а вообще законов Украины. Поэтому должна вмешаться только Генеральная прокуратура, — убеждена експерт. — Общественность должна обратить внимание на ситуацию, потому что я не вижу сильного давления с ее стороны. Нет активистов, которые бы лоббировали в прокуратуре, исполнительных органах власти, Министерстве юстиции то, чтобы дельфинарий таки закрыли. С другой стороны, открытым остается вопрос, куда перевезут дельфинов, в каком состоянии они сейчас, потому что в помещение не пускают ни общественных активистов, ни журналистов. И это вопрос к Министерству экологии и природных ресурсов, ведь содержание животных — его компетенция. Это же не макаронная фабрика — речь идет о живых существах, занесенных в Красную книгу Украины, которые сейчас, по сути, находятся в «консервной банке».

БЕСПРАВНЫЕ БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ

Возможно, для других стран, где животные имеют практически такие же права, как и люди, наша дискуссия вокруг существования дельфинариев кажется дикостью. У нас есть лишь один Закон «О защите животных от жестокого поведения», который не работает как следует.

Недавно комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы подготовил новый законопроект по защите животных. Документ содержит значительно более строгие правила соблюдения прав животных, предусматривается другая система наказаний за их нарушение. Так, документ запрещает публиковать в соцсетях, интернете и средствах массовой информации видео- и фотоматериалы, где показано жестокое обращение с животными. Также запрещается использовать электрошок, огонь, острые предметы, голодание, нанесения ударов при дрессировке животных. Использование животных в цирке и зверинцах не отменяется, но требуется, чтобы владельцы привели условия содержания животных к нормам европейского законодательства.

Но какие бы идеальные ни были законы, многое зависит от нас. Тот же дельфинарий «Немо» недавно открыл свой филиал в Кишиневе. Потом закрылся из-за отсутствия посетителей. Возможно, сработало экологическое сознание Молдовы, возможно, другие факторы. Но предложение всегда порождает спрос.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ