В конце лета в центре города на строительной площадке, где ведется строительство офисного центра, откопали несколько подземных помещений. Новость сразу вызвала довольно большой резонанс среди винничан. Ведь находка в действительности оказалась поражающей: строители откопали четыре арочных прохода и три помещения со стрельчатыми арками, деревянным полом и отверстиями для вентиляции. Активисты говорили, что это легендарные винницкие катакомбы, местные историки не говорили о ее исторической ценности, называя «подвалом флигеля соседнего дома, построенного на грани ХІХ—ХХ веков».
Несколько недель напряжение в социальных сетях не спадало: создавали группу, устроили опрос, что делать с находкой на частном участке, а в городскую раду посылали письма с требованием провести необходимое исследование и дать профессиональную оценку, поскольку Винница и так не богата историческими объектами, в частности подземельями. Чтобы расставить все точки над «і», Центр истории Винницы на днях организовал круглый стол «Винницкие подземелья: диагноз и рецепты лечения». Свыше двух часов историки, краеведы, ученые, представители религиозных общин и все желающие обсуждали, что же делать с «неудобным» наследием, которое время от времени напоминает о себе, — забыть, потому что нельзя восстановить, или сохранить, что осталось, поскольку нельзя игнорировать. В конечном итоге пришли к согласию, что сначала нужно эффективное археологическое и историческое исследование объектов и территорий центра Винницы, в том числе его подземного наследия. А возможно оно лишь при условии безотлагательного создания соответствующей городской программы. Однако когда она будет, так и не сказали.
ПОГРЕБА — НЕ КАТАКОМБЫ
Исследователи связывают появление подземных коммуникаций в Виннице со строительством комплексов иезуитского, доминиканского и капуцинского монастырей в первой половине XVIII в. Их использование было разным, но главными были оборонно-фортификационные, хозяйственные и санитарные функции. В течение ХІХ—ХХ веков городские подземные коммуникации устарели, часть из них обустроили для хозяйственных потребностей, а отдельные ходы замуровали. До сих пор обстоятельного исторического или археологического исследования подземелий Винницы никто не делал и, откровенно говоря, делать в совершенстве не будет. Во-первых, это достаточно большие деньги, а во-вторых, сами ходы находятся за пределами правового поля, так как не являются исторической достопримечательностью. Они существуют, но не задокументированы.
«Подземная Винница есть, и она время от времени напоминает нам о себе, — признает директор Центра истории Винницы Александр ФЕДОРИШЕН. — Первое полноценное упоминание о существовании подземелий, каналов подземных ходов есть в летописи капуцинского монастыря и датируется 1786 годом, это как раз воспоминания об инициативе старосты Часновского о строительстве такого подземного канала. Позже об этом вспоминали исследователи других времен. Но полноценного археологического исследования, посвященного теме винницких подземелий нет, они рассматривались исследователями в контексте других работ. В реалиях XIX—XX веков все городские коммуникации приходят в упадок, потому что исчерпывают первичную оборонно-фортификационную функцию, и вспоминаются в контексте хозяйственных или санитарных сооружений. Поэтому если говорить о «катакомбах», то терминологически это не подходит к винницкой ситуации. Широкое приложение к винницким подземельям этого термина не является корректным, так как классическими катакомбами можно называть те подземелья, которые пролегают под комплексом исторических достопримечательностей «Стены» и вокруг них. А обнаруженные во время строительства расположены за квартал».
Разделяет это мнение и доктор исторических наук, доцент ВДПУ им. М.Коцюбинского Татьяна КАРОЕВА. Говорит, что найденный участок — скорее флигель с возможными более древними ответвлениями. Помещение, на месте которого ведется строительство, было построено до начала Первой мировой войны. Об этом свидетельствуют найденные образцы кирпича разной типологии, а следовательно, подвалы строили и перестраивали, в частности в XX веке, когда каждый добротный дом с придомовой территорией для престижа хозяев должен был иметь большой погреб.
«Прежде всего я сторонник того мнения, что у Винницы нет катакомб, но у нас в городе есть система старинных подземных ходов раннемодерного времени, к которым уже позже врезались подвалы под домами, — сообщает историк. — Долгое время винницкие подземелья жили своей жизнью. Их использовали в качестве погреба для хранения льда где-то до августа-сентября, чтобы поддерживать холодную температуру для хранения продуктов. А когда в Виннице проложили водопровод, а канализация появилось лишь через несколько десятилетий, то очевидно в эти резервуары попадали отходы и вывозились ночью. Более того, есть сведения, что Винница была одним из центров реализации контрабандного товара, и вероятные подземные ходы могли использоваться и в этом направлении. То есть функций эти помещения выполняли много, но говорить о системе сохраненных подземных ходов не приходится».
В подтверждение ее слов архитектор Сергей ЦАРЕНКО отметил, что в 2006 году во время проектирования реконструкции трамвайных путей на улице Соборной было подтверждено существование в городе многоуровневой системы подземелий, но единой системы подземелий в Виннице уже нет, а те находки, которые есть в настоящее время, в аварийном состоянии, засыпаны, забетонированы, восстановлению они не подлежат.
ЕСЛИ НЕ ВСЕ, ТО ХОТЯ БЫ «ТОЧЕЧНЫЕ»
Впрочем, большинство присутствующих на обсуждении экспертов сошлись на том, что сохранить нужно даже то, что уже не является единым комплексом. В качестве примера приводили популярные на весь мир любимые туристами полуразрушенные сооружения, некоторые из которых защищены лишь от осадков и ветра. Успешные кейсы реконструкции есть и у Винницы. Под костелом Девы Марии Ангельской (бывшего капуцинского монастыря) отреставрировали подземелье, куда сейчас устраивают экскурсии в рамках благотворительной инициативы Братьев Меньших Капуцинов. Как отметил настоятель храма отец КОНСТАНТИН, они имеют незаурядный спрос у туристов, потому что людям не нужно ходить по 10 километров по подземельям, достаточно короткого маршрута, чтобы понять и представить, как выглядит подземная Винница.
«Мы сохранили и показали «точечное», потому что все не нужно. Не думаю, что туристам будет интересно пройти, условно говоря, 10 километров по подземельям. Это может быть скучно. Не нужно раскапывать в настоящий момент всю Винницу и возвращать подземелье к состоянию XVIІI века. В Риме, например, не отстраивают Колизей, поэтому он сегодня не в первозданном виде, но выглядит фантастически, — отмечает брат Константин. — Нужно просто иметь несколько артефактов, возле которых можно рассказать историю того или иного места. Общую картину раскроет визуализация или современные технологии. Можно открыть несколько мест с доступом к подземельям и рассказывать там историю подземной Винницы. Такие вещи нужно найти, сохранить и сделать их доступными».
Кстати, в подвале костела туристам часто рассказывают, что там живет дух монаха — брата Шимона, который свалился в чан с пивным суслом, получил страшные ожоги и через месяц страданий отошел в небытие. Эта легенда вобрала у себя всю паранормальную активность, которая происходит в подвалах храма. Что бы ни случилось: кто-то споткнулся или услышал непонятные звуки — это монах виноват. Однажды он даже позволил сфотографировать себя на камеру мобильного телефона, и когда фото выставили в сеть, это была новость № 1.
СОХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ
Едва ли не единственным очевидным результатом обсуждения за круглым столом стало то, что наконец эта тема вышла за пределы сугубо исторического сообщества, приобщив к решению судьбы винницких подземелий активных винничан разных профессий. Обсуждение показало, что среди винничан нет дискуссии: существуют катакомбы или не существуют, а есть вопрос профессионального исследования, сохранения и путей для этого. Поэтому, как заявила депутат городской рады Анна ДАВИДЕНКО, которая является соорганизатором сообщества «Спаси подземную Винницу», они будут добиваться юридического оформления памятника архитектуры местного значения «Винница подземная».
«Это комплекс, который находится в центре Винницы под землей: старинные подвалы, как пример строительства домов на Подолье конца ХІХ — начала ХХ века; катакомбы и подземные ходы монастырей и храмов. Это все — наша история, которую мы должны уберечь и передать в наследство потомкам, — говорит Анна Давиденко. — У нас уже готов написанный грантовый проект на Украинский культурный фонд по исследованию Винницких подземелий. Мы его подавали в этом году, но он не был поддержан. Поэтому приглашаем всех доработать документ и подать уже в 2020 году, чтобы получить финансирование на исследование нашего культурного наследия».
Со своей стороны и.о. первого заместителя директора департамента архитектуры и градостроения Винницкой городской рады Евгений СОВИНСКИЙ отметил, что теперь в городе нарабатывается новая программа градостроительной документации, в которую будут включены мероприятия по исследованию винницких подземелий.
«В предыдущем Генплане города не были отображены никоим образом темы сегодняшнего обсуждения ни в текстовой, ни в графической части. Понимая важность этой темы, мы будем проводить консультации со специалистами, которые разработают новый план, с целью внесения в историко-архитектурный опорный план вопросов подземных сооружений, которые расположены в пределах или вне пределов охранительных зон памятников архитектуры, — заверил Евгений Совинский. — Специалисты могут нанести на графическую часть плана лишь обнаруженные объекты. Но в текстовой части мы можем предусмотреть блок документов, собственно литературных источников, документальных источников и блок текстовой информации, которая будет отображать эту проблему».
А пока владельцы частного участка, где ведется строительство, пригласили специалистов из столичной «Спасательной археологической службы» (САС). Под надзором исследователей раскопки продолжились. Как сообщил местному информационному ресурсу «На париже» совладелец участка, депутат городской рады Андрей Очеретный, предварительный вывод археологи уже предоставили, назвав находку хозяйственными сооружениями. Несмотря на это, разрушать древние подвалы не будут, а скорректируют проект и включат их в будущую застройку. Что именно будет в подземелье, он не уточнил.
Как писал «День» (см. материал «Винницкие «Афины» напоминают о себе» в №51-52 от 2018 года), всплеск любопытства к винницкому подземному миру произошел в прошлом году в марте, когда во дворе бывшего доминиканского монастыря, а в настоящее время Свято-Преображенского собора УПЦ образовался провал, который открыл проход в восемнадцатиметровый подземный ход с каменным сводом. Этим летом винницкие «Афины» неудобно напомнили о себе снова во время строительства офисного центра на частном участке. Очевидно, подземелья «гневаются», что слишком долго остаются белым пятном, так как заслуживают надлежащей оценки своей исторической значимости.