Кое-кто и до сих пор говорит, что, мол, независимость легко досталась украинцам. Это является относительной правдой только касательно последнего поколения СССР, но никоим образом — не предыдущих. А больше всего это касается власть имущих Украины, которые, пользуясь постгеноцидной слабостью общества, пересели в государственные кресла самостоятельной страны прямо из партийных.
В действительности украинцы отдали за независимость столько жизней, как мало какой другой народ Европы.
Вот что пишет диссидент и правозащитник Семен Глузман: «Я отсидел 7 лет в лагерях. До меня сидели люди и еще после меня сидели. Ни одного белорусского диссидента никогда не было. Не было ни одного узбекского диссидента. Киргизского... Можно еще перечислять. При Солженицине и Брежневе наибольшей этнической группой заключенных в лагерях были украинцы... КГБ выбирал не по моральным критериям. Я говорю о том, что на этой земле есть какой-то фермент сопротивления».
И еще: «При Сталине в политических тюрьмах самой многочисленной группой были выходцы с Украины. Тогда — ... преимущественно из Западной. Когда я сидел, номером один также были выходцы из Украины, на этот раз с востока, так называемые жертвы урбанизации. Они получили неплохое школьное образование в селе или райцентре. Росли в украиноязычной среде, которая там была, в атмосфере официальной пропаганды, которая говорила, как советская власть любит человека. Приехав получать высшее образование в большой город — Киев, Донецк, Харьков, Днепропетровск — они обнаруживали, что в действительности и язык там не тот, и отношение. Искреннее возмущение этим часто и заканчивалось зоной».
Квинтэссенцию осознания смысла борьбы украинцев, как ни один другой автор, уловила «Книга Буття Українського народу» Кирило-Мефодиевского общества, написанная еще до гекатомб трагедий ХХ века в 1845 году неизвестным автором — или при участии Тараса Шевченко, или под его влиянием. Эта книга так до сих пор и не познана, и недооценена, хотя до сих пор дает ответ на ключевые актуальные вопросы для Украины:
Вот как к примеру «Книга Буття Українського народу» трактовала XVII век: «И бачуть ляцькі пани і московський царь, що нічого не зробить з Україною, і сказали поміж собою: не буде України ні тобі, ні мені, роздеремо її по половині, как Дніпр її розполовинив, лівий бік буде московському царю на поживу, а правий бік — польским панам на поталу. І билась Україна літ п’ятдесят, і єсть то найсвятіша і славніша війна за свободу в історії, а розподіл України — найгірше діло, яке тільки можна знайти в історії».
А еще же был ХІХ век, в котором под колоссальным ассимиляционным давлением, включительно с запрещением языка, которого, в ХІХ веке не знал ни один европейский народ, украинским интеллектуалам удалось создать действительно большую литературу.
А еще были персональные усилия миллионов. Лишь в украинских повстанческих отрядах времен Освободительных войн 1917—23 гг. насчитывалось около 1,5 млн. человек, большинство из них погибло. В украинском повстанческом движении 1940-50 гг. пребывало свыше полмиллиона человек. Собственно, и Голодомор и массовые репрессии были направлены против этого свободолюбия Украины.
В последние десятилетия существования СССР деукраинизация достигла такой силы, которая угрожала самому существованию народа. Именно в последние годы существования СССР был перейден рубеж в 50% обучения на украинском языке учениками общеобразовательных школ. В 1988-89 гг. на русском языке в Украине обучалось большинство учеников — 52,2% против 47,8% на украинском. Так, в Крыму, где по данным переписи 1979 г. удельный вес украинцев составлял 26%, в 1980-х годах не существовало ни одной украинской школы.
Украину, откуда в Россию в ХІ—ХVІІІ веках пришла славянская грамота и образование, в благодарность за это саму лишали родного языка и образования. Лишь одна цифра: в 1988 г. в вузах УССР на украинском языке читалось не более 5% лекций.
В сферах издательства, телевидения, кино ситуация еще даже хуже, чем в образовании. Украинское кино после ряда заседаний ЦК партии было практически ликвидировано. В конце существования СССР объем продукции на украинском языке на украинском книжном и газетном рынке в разных сегментах был в 4 —7 раз ниже объема русскоязычной продукции. Центральные газеты огромными тиражами печатались и распространялись в Украине. В результате тотального выдавливания Украины в Украине за считанные десятилетия были созданы целые регионы, где трудно было просто услышать украинский язык. Телевизор — ассимиляционный ящик уникального значения — был тотально русифицирован. Товарищ рассказывал, как в советские времена геологоразведочная партия с Украины в Монголии радовалась каждому услышанному слову по советским каналам об Украине, а о слове на украинском языке и не мечтала. Собственно украинское ТВ сознательно создавалось как удивительно провинциальное. Дошло до того, что о последнем украинском персонаже на украинском ТВ — «деде Панасе» — выдумали историю, чтобы отбить у родителей желание показывать его малышам.
Между переписями 1959 и 1989 годов в Юго-Восточных областях Украины часть тех, для кого родным языком был украинский, уменьшилась среди всего населения соответствующей области: на 8% в Херсонской области, на 8,6% в Днепропетровской, на 9,2% в Николаевской, на 10,7% в Харьковской, на 11,2% в Запорожской, на 13,3% в Донецкой, на 15.4% в Луганской.
Интересный взгляд будто и со стороны, и будто не совсем дает Глузман. И опять его цитата: «Я помню ужас русификации. Со мной в институте учились мальчишки и девчонки из сел. Через месяц-два они переходили на ломаный суржик, лишь бы как-то отойти от своего бывшего языка. Они рассказывали какие-то антиукраинские анекдоты для того, чтобы подчеркнуть, что они не такие. Это было ужасно и отвратительно. У меня даже есть эссе, которое я заканчиваю словами: «И тогда я понял, что в этой стране (Советской Украине) есть еще одни евреи, кроме евреев, — украинцы!».
Когда украинская диаспора на Пасху здоровалась: «Христос Воскрес — воскреснет Украина», большинство правительств мира в своих расчетах перестали принимать украинский народ как этнополитическую реальность.
Поэтому следует четко понимать: 22 года назад украинский народ стал независимым от реальной угрозы исчезновения.
Благодаря независимости мы стали независимыми от попыток втянуть наш народ в имперские преступления — и не только в роли жертвы, но и в роли палача. А это уникальное достижение для морального здоровья нации.
Ведь из украинцев на время развала СССР формировались две трети прапорщиков, старшинского и сержантского составов армии, 40% младшего и среднего офицерского состава войск и немножко меньше трети союзной милиции.
И это не говоря уже о вкладе интеллектуалов-украинцев в создание империи. С этой империей у Украины вообще был очень неравномерный обмен — Украина ей лучшие кадры и идеи, а в ответ — редкую деморализацию.
Благодаря независимости украинцы получили шанс избавиться от бессмысленного, расточительного и вредного управления.
И то, что, пока что, украинцы полностью не воспользовались этим шансом — вина не независимости, а десятилетий и веков темноты, которые ей предшествовали.
Когда те, кто могли хоть как-то постоять за свой народ, последовательно выкашивались, зато сознательно создавались пирамиды некомпетентности — наверх поднимались наименее достойные, чтобы в силу естественных инстинктов распихивать более достойных.
Как следствие, в настоящее время, украинцы наиболее успешно самореализуются за рубежом, где таких «пирамид некомпетентности» просто некому было создавать.
Однако, как говорил Сенека, и после плохого урожая нужно сеять.
Миллионы украинцев погибли с мечтой узреть этот день. Наибольшего сожаления достойны народы без государства. За эту истину очень много заплачено. Со своей страной мы — народ, который обязательно, и скорее всего рано, чем поздно, станет хозяином своей земли. Все нынешние неурядицы, власть предержащие, которые стремятся превратить народ в пришельца на своей земле, — временны. Нужно верить, что они минут, «як роса на сонці», а народ, за которого проливали кровь наши предки, останется.
В сущности, главная проблема независимости Украины заключается в том, что народ до сих пор не стал хозяином на своей земле. Граждане еще даже не знают, что такое — вкус настоящей независимости, когда из символов она переходит в персональное содержание.
Хотя, интерес украинцев в собственном государстве очевиден, выбор, который украинцам ежедневно придется делать за или против своей страны, — это больше чем интерес. Это выбор морали, за или против «други своя». Ведь каждый из нас зачем-то пришел на свет именно в Украине.
Поэтому в этот день стоит вспомнить слова Иллариона Киевского, написанные почти тысячу лет назад: «И пока стоит мир, не наводи на нас напасть искушений, не давай нас в руки чужестранцев! Пусть не прозовется город Твой городом плененным и стадо Твое забродами в земле несвоей! Пусть не говорят окружающие земли: «Где есть Бог их?»
«Украина — это страна, которая эволюционирует...»
Послы зарубежных стран — об украинцах, изменивших мир, а также о местах, которые иностранные туристы должны обязательно посетить
КИЕВ...
ЧУА Теонг Бан, Чрезвычайный и Полномочный Посол Малайзии в Украине:
1. Я могу назвать среди украинцев, которые открыли миру вашу страну, известного спортсмена Сергея Бубку. Он изменил восприятие Украины в мире, вывел вашу страну на мировую спортивную арену. Я думаю, он хороший посол Украины в сфере спорта.
2. Эта страна является для нас экзотической. Я бы советовал, прежде всего, посетить город с богатой историей — Киев. Все важные достопримечательности, имеющиеся в столице, — Софию Киевскую, Киево-Печерскую Лавру...
КУРОРТЫ...
Эйнулла МАДАТЛИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Украине:
1. Я хотел бы назвать выдающихся ученых — Агатангела Крымского, академика Евгения Патона. Из поэтов — наших современников, живых классиков украинской поэзии — Ивана Драча, Бориса Олийныка. Из тех, кто жил раньше, — Тараса Шевченко.
2. Украина — огромная страна, здесь много исторических мест и достопримечательностей. В первую очередь, нашим туристам нужно посетить Западную Украину. И Крым. Есть прекрасные курорты в Трускавце, в Крыму... В сезон в санаториях Трускавца больше половины составляют азербайджанцы, потому что мы любим вашу страну. А в целом везде необходимо побывать. Я лично посетил почти все регионы Украины. Вдоль по Днепру до Канева мы осуществили круиз — на родину Шевченко. Конечно, стоит побывать в Киеве с его историческими достопримечательностями.
Я ежедневно читаю газету «День». Считаю, что для укрепления независимости Украины, национальной государственности газета «День» делает очень много. В каждом номере можно найти интересные статьи, которые воспитывают граждан в духе патриотизма. С помощью вашей газеты я хочу поздравить всех украинцев и всех граждан Украины с Днем Независимости.
ТРАДИЦИИ...
Раджив К. Чандер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине:
1. На мой взгляд, когда мы говорим о личностях, изменивших мир, то стоит, прежде всего, говорить о простом народе. Простые люди Украины. Лидеры могут повести за собой, к переменам, но если простые люди не пойдут за лидером, изменений не будет, трансформации не произойдут. Это молодые украинцы, которые настойчиво учатся, которые становятся профессионалами своего дела и выстраивают демократию.
2. Карпаты, Буковель, старые церкви. Культурные традиции сохранены в Украине и с ними стоит знакомиться.
В Индии сложился положительный образ Украины. В декабре состоялся визит Президента Украины в Индию. Украинские компании задействованы во многих индийских проектах. Мы имеем кооперацию в космической, научной, культурной и других сферах подобное.
КАРПАТЫ И КРЫМ...
Карина МЮЛИН, Консул Королевства Дания в Украине:
1. Я думаю, что датчане воспринимают Украину как европейскую страну, как страну, которая эволюционирует.
Я всего несколько недель в Украине, но могу сказать, что Карпаты, конечно, будут очень интересны для иностранных туристов, а также Юг, Крым.
А сельскохозяйственная сфера может быть интересной для датских бизнесменов. Здесь уже есть датские фермеры, работающие в Украине.
Беседу вела Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»