Инженерное творчество в начале минувшего века в Николаеве оставило несколько ярких объектов. Фермы стапеля Адмиралтейства, водонапорная башня Шухова — только часть доживших до наших дней. Изделия из стали, благодаря новациям, примененным при их конструировании, смогли вынести лихолетья двух мировых войн, индустриализацию и деиндустриализацию уже в начале нынешнего века. Николаевцы, из числа любящих историю и свой город, обратили внимание, что эти инженерные сооружения уникальны и нуждаются в сохранении, а не утилизации.
Уже не первый год к башне Шухова приходят экскурсии, но именно в минувшем году они стали многочисленными и регулярными. Предприятие Николаевводоканал, на балансе которого находится башня, облагородило территорию вокруг. Заменена ограда, а на днях группа профессоров-исследователей инженерного наследия Шухова и его внук Владимир Федорович высадили аллею деревьев у башни в Николаеве.
Сделать вокруг башни прекрасную зону отдыха призывают николаевцев инженеры-ученые из Австрии, Германии, Швейцарии и России, которые популяризируют наследие гениального инженера-конструктора.
«Сохранение башни — это не только вопрос престижа, но и экономический смысл для города», — заметил профессор Р.Бартель из Мюнхенского технического университета. Туристы, молодые исследователи, студенты архитектурных и инженерных специальностей смогут приезжать в Николаев, чтобы познакомиться с этим величайшим образцом человеческого гения.
«Необязательно все ремонтировать, можно оставить бак, который не используется уже 55 лет, как есть, — считает доктор М.Шуллер из Мюнхена. — Нужно поднять самосознание, чтобы население хотело сохранить башню. Мы сегодня посадили аллею, но лучше в этом месте рассказать историю башни людям». Главное, по мнению экспертов и Европы и России, — работа с информацией для населения.
Интерес к индустриальному памятнику в Николаеве не такой, как в Мюнхене. Немецкий подход — малыми силами помочь конструкции. Нужно сделать минимальный ремонт сооружения, чтобы людям было не опасно находиться под ним. Малыми деньгами остановить коррозию. Не нужно тратиться на видеокамеры, лучше почистить фундамент и сделать хороший водоотвод! И, конечно, выкрасить металл.
Профессор О.Перчи из технического университета Штутгарта еще в 1990 году написал книгу про шуховские конструкции в соавторстве с учеными из Москвы с М.Гаппоевым и Р.Грефе из Инсбрука. Во вторник они впервые прибыли в Николаев и увидели башню. Именно они открыли Западу этого инженера из России. Их лица светились от радости и благодарности к украинским гражданам, которые сохранили раритет.
На Новгородщине брошенный объект на берегу Оки стал центром внимания громады — это Шуховская электроопора. Ее уберегли от утилизации. «Сохранить не действующий архитектурный объект очень тяжело. Нужно народное движение по использованию вашей башни! По гривне собрать у николаевцев, чтобы башня стала народной и любимой, чтобы ее показывали приезжим друзьям, гордились», — считает Владимир Федорович Шухов, президент фонда «Шуховская башня». «И вообще, Николаев, насыщенный памятниками промышленной архитектуры, может стать городом-музеем индустриальной эпохи, — заметил потомок великого инженера. — Нужно только создать электронную карту объектов инженерно-архитектурного наследия и продвигать ее в глобальной сети. Отличный климат и радушие людей у вас есть — гости потянутся, нужно только поверить!»
Р.Бартель, профессор из Австрии, высказал мысль, что нельзя в башне делать ресторан, как сделали с аналогичным гиперболоидом в Бухаре, — это дорого, а зал выйдет маломерным. «Но никто не мешает выпускать сувениры как в Париже с башней Эйфеля», — заметил Райнер Грефе.
Круглый стол в стенах областного краеведческого музея «Старофлотские казармы», который был посвящен сохранению Башни Шухова, был не только насыщенным идеями и комплиментами: он показал пример, как неравнодушные граждане пяти стран могут искать совместно пути сохранения общечеловеческого культурного наследия. Важно, что все участники круглого стола давали свои рецепты, исходя из богатейшего опыта, и расширяли кругозор николаевских исполнителей из мэрии и водоканала, которым принимать решения. Невольно событие продемонстрировало прок от евроинтеграции — лучше любого дипломатического раута.
Сегодня по всему миру в архитектуре модерн, особенно при возведении многоэтажных конструкций, используются мотивы и технические решения, которые более ста лет тому предложил Владимир Шухов. Ему же принадлежит авторство первого речного танкера под нефть. Российские и украинские ракетоносители в конструкции используют решения инженера Шухова. А чудом уцелевшая ажурная башня с водяным баком на самом высоком холме Николаева — очень хороший памятник интеллекту и труду человека, благодаря которому и пустыня отступает.