Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ноутбук вместо букваря?

Родителям необходимо ограничивать время пребывания ребенка за компьютером
4 октября, 2007 - 18:53
ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Еще несколько лет назад школьники спешили в школу с ранцами, полными книг, контурными картами и новыми карандашами. Но у современных детей новые школьные принадлежности. Теперь с ноутбуком под мышкой и «мышкой» в руках они переступают порог школы. «Главное для ребенка — не отстать от жизни, — считает мама семилетнего Андрюши Овчаренко. — Мой сын с четырех лет работает на компьютере, а с шести уже пишет свои небольшие программы. Правда, книжки читает редко. Когда мы были детьми, читали днем и ночью, а теперь почти вся информация — из интернета. Музыка, аудиокниги, даже игры у сына — и те все в компьютере».

КОМПЬЮТЕР КАК БОЛЕЗНЬ

В наши дни компьютер стал одной из социальных болезней общества, в том числе среди первоклассников. Еще лет 10—15 назад дети умели общаться с книгой, а на уроках внеклассного чтения малыши взахлеб рассказывали о прочитанных рассказах. Сегодня даже первоклашки активно включились в процесс информатизации. Подчас ученикам не нужны ни книги, ни подруги, ни друзья, ни даже родители — все заменяет компьютер. Человек становится знаковой системой, и это зеркально отражается на подрастающем поколении.

Чтобы заинтересовать детей окружающим миром и отвлечь их от компьютерного друга, учителя в школах проводят факультативы, направленные на развитие интеллекта и мышления. Кроме традиционных спецкурсов, уроков права и политологии в некоторых учебных заведениях вводят такие новые предметы как украиноведение, мир и человек, кружки православия, страноведение, изучение зарубежной литературы на иностранных языках и другие факультативы.

«Дети нового поколения, конечно, очень отличаются от подрастающего поколения начала 1990-х годов. Но, как и прежде, среди школьников есть как сильные, так слабые ученики, — рассказала «Дню» учитель начальных классов Галина Стецюк. — Главная отличительная особенность современных детей — их колоссальная дошкольная подготовка. Если раньше дети приходили в школу практически с нулевыми знаниями, то теперь к первому классу очень многие умеют читать, считать и писать. Родители в этом смысле стали более участливыми и гораздо большее внимание уделяют образованию своих чад. Многие из них считают, что компьютеризация — необходимое условие качественного образования. У нас, педагогов — свое мнение на этот счет. С одной стороны — современное общество не мыслит себя без вычислительных машин, а с другой — азам и навыкам компьютера стоит обучаться не ранее 5—6 класса».

По мнению специалистов, это связано со зрением: малышам не рекомендуется находится у экранов более 25 минут в день, а ведь это даже меньше, чем длительность урока. Во-вторых, в начальных классах им стоит прививать естественные навыки, а уже потом привлекать компьютер — как для упрощения, так и усложнения процесса обучения.

Во многих школах есть компьютерные классы, а некоторые частные негосударственные школы оснащены компьютерным обеспечением в каждом кабинете. Галина Ивановна считает лучшим, когда вместо компьютерных тестов с односложными вопросами детям предлагаются опросы, круглые столы, письменные контрольные работы.

«Никакой компьютер не поправит ученика так, как это может сделать учитель. И никакой компьютер не увидит, не прочувствует все недостатки и достоинства школьника», — считает она.

КОМПЬТЕР КАК ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

У директора Института передовых технологий Александра Барладина на этот счет свое профессиональное мнение.

«В этом году Кабинет Министров внедряет программу информатизации общества. Она предполагает, что в 2007 году будет полностью закончена компьютеризация школ по Киеву, а в 2008 р. — по всей Украине. Это — одна из задач программы «Школа будущего», в рамках которых планируется и создание 100 новых школ, которые будут обеспечены новейшими технологиями, в том числе и компьютерами, — рассказал он «Дню». — Однако, с внедрением этой программы возникает вопрос подготовленности учителей. Она должна быть на таком уровне, чтобы преподаватели могли адекватно ее подавать, использовать и оперировать ею. Поскольку мы вступаем в эпоху информационного общества, мы должны четко ориентироваться в пространстве новых технологий.

По его данным, сейчас в украинские школы поставляется около 8 тысяч новых компьютеров, однако, если ранее к ним прилагалось программное обеспечение, то теперь централизованной закупки нет. Поэтому вместо информатизации «у нас есть только компьютеризация, и не все знают, что с этим делать»: едва ли на каждой парте стоит компьютер, но многие ученики и даже учителя не знают, с какой стороны к нему подойти.

«Необходимо организовывать курсы повышения квалификации и отводить время на изучение компьютеров, нужно создавать программное обеспечение на украинском языке, которое служило бы не только дополнительной информацией, но и наглядным пособием, например, к личностям, растениям и животным, которые изучаются на уроках истории, биологии, зоологии», — считает он.

На сегодняшний день работа в этом направлении уже ведется. Одним из первых шагов является создание Институтом передовых технологий новых географических карт и атласов (карты по географии, новые контурные карты). Для украинских школ такие пособия выпускаются на государственном языке, однако небольшой процент продукции будет предложен учебным заведениям с другими языками обучения — на польском, румынском, английском и других школ. Нужно помнить и о том, что все эти новшества программы информатизации предполагают обеспечение соответствующими компьютерами.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина ОВЧАРЕК , психолог:

— Знакомство школьников с азами компьютера можно начинать с первого года обучения, однако не превышать нагрузку на малышей, чередуя занятия на компьютере с другими формами обучения. Все хорошо, что в меру. Нельзя допустить, чтобы увлечение компьютером заменило ребенку полноценную жизнь в социуме: общение с друзьями, прогулки на улице, чтение. Компьютер хорош в целях овладения материалом, но иногда школьники злоупотребляют его использованием в качестве игр и погружаются в «виртуальную реальность». В этом случае на помощь должен приходить уже даже не психолог, а психотерапевт. Поэтому педагоги должны контролировать количество времени, которое ребенок проводит за компьютером дома и на уроках.

В последнее время стала пользоваться популярностью позиция социальных педагогов, в задание которых входит так называемый «патронаж семей» — они выясняют, в каких условиях воспитывается ребенок, сколько времени он проводит дома, со сверстниками, на свежем воздухе и за компьютером. В их же задачи входит корректировка этого времени и совместная с родителями его дозировка. Кроме того, опасность компьютера заключается в негативном воздействии на физическое здоровье детей: облучение и нагрузка на зрение не способствует здоровому развитию малышей. Однако, даже дозируя «уроки компьютерной азбуки», педагоги не должны забывать, что для ребенка очень важны и логические упражнения, которые выполняются при обычных математических действиях, а также уроки письма и каллиграфии. Письмо никогда не заменит печатание на клавиатуре, поскольку моторика руки напрямую связана с мыслительной деятельностью. Поэтому, внедряя одно новшество, важно не забыть о старых, проверенных методах, чтобы, научившись новому и оставив в прошлом былые методы, система государственного образования потом не хваталась за голову в поисках путей возвращения к былому.

Катерина БИЛОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ