Концерт «Заговори, чтобы я тебя увидел», посвященный Международному дню белой тростини, проходит в театре уже третий раз. В этом году праздник особый, ведь труппа Виталия Малахова принимает гостей из группы «Творческие инициативы» в новом здании, которое недавно ввели в эксплуатацию.
МЕСТО ВСТРЕЧИ
Перед началом концерта гости собираются в холле, сдают верхнюю одежду приветливым гардеробщицам. Часть рассаживается на диванчиках и обсуждает последние новости, другие понемногу исследуют пространство вокруг. За несколько минут до начала в холле появляется режиссер Александр Фоменко. Он приветствует зрителей, коротко напоминает им историю театра и его нового здания и приглашает всех наверх.
С первого этажа в зал, буфет и другие помещения ведет серая бетонная лестница. Благодаря подсветке и желтым линиям на первой и последней ступеньках слабовидящие шагают увереннее. Конечно, желающие могут пользоваться лифтом.
Наконец зрители входят в театральный зал, где уже в ноябре актеры играют первый полноценный спектакль. Обойдя ряды синих кресел, слабовидящие и незрячие люди вместе с сопровождающими и режиссером поднимаются на сцену. Александр рассказывает им, как она устроена, приглашает прикоснуться к жестким кулисам, которые выстроились двумя рядами с обеих сторон сцены, и заглянуть в сундук с реквизитом, который стоит на ней. Пока одни исследуют ружье легкими прикосновениями пальцев, другие подносят книгу в узорчатой обложке впритык к глазам, видят внутри страницы советского технического учебника и шутят о несоответствии формы и содержания. Сцена освещается очень хорошо, один из мужчин даже прикрывает глаза рукой и вслух жалеет актеров и певцов, которые постоянно ослеплены светом софитов.
Наконец концерт начинается. Участники действа занимают свои места в глубине сцены, а зрители спускаются в зал.
ЦВЕТА И ГОЛОСА
Первую часть мероприятия подготовили участники группы «Творческие инициативы». Это креативные и позитивные люди, которые проявляют свое мастерство в разных сферах — учительство, литература, журналистика, разработка и проведение экскурсий и тому подобное. Они по очереди выходят к микрофону, декламируют собственные стихи или поют песни. Мир в этих стихотворных строках — объемный, цветной, выразительный, исполненный глубоких чувств. Здесь и посвящения солдатам и волонтерам, и лирическая грусть и признание в вечной любви. В программе нашлось место и для сатиры, шуток и детских стихов.
Стены и лестница в зале были тускло подсвечены, мощные голоса слабовидящих и незрячих звучали с легким эхом, что усиливало впечатление. На экран сзади сцены транслировались разные изображения. Александр Фоменко, который занял место за столиком с лампой в зрительном зале, озвучивал каждое визуальное изменение, которое происходило в течение концерта.
Особенно важной такая аудиодескрипция была во второй части программы. Поэты и певцы спустились в зал, а на сцену вышли актеры Театра на Подоле. Они сыграли для гостей отрывки из спектаклей «Мать» по пьесе Карела Чапека и «Шоу о шоу».
ПОЛУЧИТЬ МАКСИМУМ
«Многие люди с нарушениями зрения не хотят посещать театр, — рассказывает Елена Василенко, председатель независимой координационной исследовательской группы «Творческие инициативы». — Когда обычные люди реагируют на движения и выражения лиц актеров, такие зрители не понимают, что происходит, и частично выпадают из театрального действа. На слух они воспринимают спектакль кусками, не могут соединить все в связный сюжет, и это их очень разочаровывает. Тифлокоментирование позволяет незрячему человеку сформировать целостное представление о действе и получить максимум от посещения театра».
«Творческие инициативы» уже больше шести лет сотрудничают с Театром на Подоле на благотворительной основе. Участники группы очень довольны новым зданием, его оформлением и европейским уровнем доступности, они благодарили коллектив театра за теплый прием и приспособление помещения к их потребностям.
Труппа Театра на Подоле тоже рада такому сотрудничеству. Там надеются, что скоро сыграют и первый спектакль с полной аудиодескрипцией. «После специальной учебы актеры будут разрабатывать тифлокоментирование для всех спектаклей, — обещает Александр Фоменко. — Когда люди с нарушениями зрения захотят посетить наш театр, они предупредят нас об этом, и мы вызовем комментатора, который будет описывать действо из радиорубки, а зрители будут слышать его голос в наушниках».
Коллектив театра также планирует запустить партнерские мастер-классы по актерскому мастерству и сценическому языку, которые добавят людям с особыми потребностями уверенность в собственных силах.