Рассказанная недавно работницей одного из районных отделений службы занятости история вначале несколько шокировала. Наивная женщина предложила одному постоянному посетителю этого заведения принять участие в общественных работах на месяц с оплатой в 140 грн. «Хоть на транспорт у вас будут деньги», — сердобольно пояснила она. На что услышала: «Зачем мне ваши 140, если мне жена на днях привезет из Италии 500 долларов?». Этот диалог стал поводом для нынешней темы «Общественного форума» — «Новые мужчины». Что произошло с мужчиной, почему он так спокойно чувствует себя «на содержании» у женщины? Куда исчез мужчина — глава семьи, да и был ли он? Что такое сегодня «настоящий мужчина»? Экспертиза «Общественного форума» несколько успокоила страсти. Но насколько она убедительна? Ждем ваших откликов по адресу: 04212, Киев 212, ул. Маршала Тимошенко, 2л, тел. факс 414 44 26, e-mail: master@day.kiev.ua — с обязательной пометкой «Общественный форум». Для обратной связи просим указать ваши координаты.
(Самое популярное, но наименее понимаемое выражение Ф. М. Достоевского)
В ХХ веке произошло смешение ролей мужчины и женщины. Оно началось в конце ХIХ века, когда женщины стали бороться за свои права. (Надо заметить, совершенно справедливо. Из-за патриархального перекоса — мужчины все больше проявляли к дамам неуважение). Но впопыхах отвоевали часть мужских. Мужчина, уступив часть своих прав, подкинул и обязанности. Соответственно женщины стали более мужественными, а мужчины — женственными.
В ХХ веке, особенно во второй его половине, эта тенденция достигла максимума: часть женщин «огрубели», а ряд мужчин значительно «поголубели».
На переломе тысячелетий и эпох Теун Марез, южноафриканский Толтек (человек знания), написал важную вещь: «Человечество достигло периода взросления». Инфантильные игры закончились!
До многих дошло, что лучше выполнять свои функции. Началось естественное распределение ролей: мужчины «вспомнили» о своем предназначении, дамы — о своем. Каждый теперь понимает, что имеет смысл развивать способности в рамках собственного таланта и пола — это значительно эффективнее. Если поступать наоборот — исчезает гармония, человек начинает себя корежить и в конце концов разрушает... Соответственно «новые» мужчины и женщины — хорошо забытые «старые». Все очень просто. Но эта простота на новом уровне свободы и, я бы сказал, на новом уровне ясности и УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ И СПОСОБНОСТЯМ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА.
Уважение — прямое следствие свободы. Раб не уважает никого, а господ — боится. О империи, в состав которой входила Украина, поэт написал: «Страна рабов, страна господ».
Классик украинской литературы Тарас Шевченко был крепостным, то есть рабом. Он и призывал: «...кайдани порвіте...» И это произошло в 1917. В красное время, как заметил Булгаков устами Шарикова, господа оказались в Париже. Самые сильные среди рабов — «выбились в люди». Но при этом рабских привычек не потеряли (особенно при таком Хозяине, как Сталин). А, может, и еще больше укрепились в них.
В наше время, когда «страх сверху» пропал, осталось ТОТАЛЬНОЕ НЕУВАЖЕНИЕ друг к другу: народа к руководителям, начальников к подчиненным, мужчины к женщине и наоборот (перебранки в духе: «Ты — козел!» — «А ты — дура!»). Отсутствие уважения, а значит и красоты, видно во всем: начиная с поступков политиков и заканчивая уродскими архитектурными ансамблями.
Но в последний период, период прихода политсвободы, наступило раскрепощение граждан НА ЛИЧНОМ УРОВНЕ. Самые сильные (и дальновидные) из них сообразили, что важна не только Сила (например, в виде денег), но и Достоинство. Соответственно, насколько они стали придерживаться морального кодекса, настолько их поступки стали красивыми. К этим людям появилось уважение (а в стране рабов — нет авторитетов), и понемногу уважительное отношение стало распространятся повсюду. Это видно даже по сфере обслуживания, она стала «человечнее» (к примеру, исчезли хамы-официанты).
Это уважение перешло и в сферу отношений «мужчина — женщина». То есть новый мужчина — это свободный человек, а не раб. Галантность, решительность, искренность и ответственность — качества нового мужчины. Но так же мягкость, тонкость, интуиция, сердечность — качества новой женщины. И все это на новом уровне свободы, то есть уважения друг к другу. Возможно, это несколько идеализированные образы. Но кто нам мешает стремиться к идеалу? Во всяком случае, это гораздо интереснее, чем лезть обратно, в рабство. Как-то в один день на трех остановках подряд я встретил по пьяному спящему парню, стоящему на коленях. Пора проснуться, протрезветь и перестать быть рабом! Пьяная страна, стоящая на коленях, вряд ли украсит собой «мировое сообщество», куда, судя по официальным заявлениям, мы так рвемся!