Сейчас в Верховной Раде Украины работают над Законом Украины «Об образовании», который будет предусматривать 12-летнее обучение в школе. Как известно, к этому мы уже шли, но силами экс-министра образования Дмитрия Табачника, реформа свернулась. Тем не менее минимальный срок обучения в системе среднего образования, по решению ЮНЕСКО, должен составлять 11 лет. По информации Института педагогики, в 20 странах ЕС учеба длится 12 лет, в 17 — 13 лет, а в двух — 14 лет (Франция и Румыния). Польза от такого обучения в том, что в последние два-три года ученики, параллельно с получением знаний, овладевают определенной профессией. То есть, окончив школу, они могут сразу трудоустраиваться (предприятия, учреждения и организации сотрудничают со школами, подготавливая себе специалистов).
Украине, чтобы прийти к такой модели на практике, нужны серьезные реформы. По словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, если закон «Об образовании» примут в этом году, то первыми, кто будет учиться 12 лет, станут нынешние пятиклассники. То есть на подготовку среднего образования к реформе у нас есть семь лет.
— В программе деятельности правительства, а также в коалиционном соглашении четко записано, что на протяжении первого полугодия 2015 года мы должны внести закон «Об образовании». На самом деле это огромный вызов, потому что данный закон будет регламентировать правила деятельности и обучения почти 10 миллионов граждан — это огромная ответственность, — говорит Лилия Гриневич. — В настоящий момент мы говорим об одном из таких решений, связанном с продолжительностью обучения в общем образовании. Это решение — чрезвычайно политически уязвимое. Во внедрении 12-летнего школьного обучения мы уже прошли через поражение — пережили критический момент, когда пришлось отказаться от реформы. Сегодня большинство прогрессивных педагогов стоят на позиции увеличения длительности обучения для получения общего среднего образования до 12 лет. Нам нужно понять, каким образом мы это опять будем объяснять обществу. Мы определились, что направляемся в ЕС и понимаем, что в новых условиях нашим детям нужно стать конкурентоспособными, освоить новые компетентности, которые сегодня не дает наша традиционная украинская школа. Именно на основе этого, этих заданий и возникает необходимость такой длительности обучения.
Специалисты говорят, что нужно четко показать обществу, что именно получит выпускник, когда будет учиться на один год дольше.
— Когда мы говорим о структуре средней школы, дело не только в том, сколько учиться, но и ради чего. Строить школу, ее содержание, конструкцию нужно учитывая то, к какой жизни мы готовим ребенка, — говорит Президент Национальной академии Педагогических наук Василий КРЕМЕНЬ. — Сегодня мы должны готовить ребенка к жизни в инновационном обществе, к деятельности в глобальном пространстве, к жизни в сетевом обществе. Также ребенка следует готовить к жизни в целостном пространстве — где наряду с формированием патриотических чувств к своей стране необходимо формировать толерантное отношение к другим народам. Поэтому вопрос реформирования среднего образования — очень объемный: от того, какого ребенка мы хотим видеть в первом классе, к тому, какого учителя мы имеем в средней школе. В настоящий момент в Академии мы завершили всесторонний анализ сути образования средней школы — как по предметам, так и по классам. Она поможет определить содержание образования будущей школы.
«12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА БЕЗ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ»
Модель, к которой склоняется рабочая группа, работающая над «Законом об образовании», — 5 + 4 + 3. То есть, дошкольное образование — до 6 лет, за ней — начальная 5-летняя школа, затем — базовое общее среднее образование до 9-го класса (как и сегодня), дальше — трехлетняя старшая школа, которая разделяется на школу академического направления и профессиональную (для получения профессиональной квалификации). При этом в профессиональных лицеях будут готовить квалифицированных рабочих, а в профессиональных колледжах — младших бакалавров.
— Почему 5-летняя начальная школа? В европейских странах начальная школа является даже шестилетней. Украина же знакома с кризисом пятого класса, проблемой сохранения начальных школ на селе. Наша идея — сохранить начальную школу как можно ближе к месту проживания ребенка. Если все эти аргументы принять во внимание — и экономику образования, и суть обучения, — то это положительно отразится на всей украинской школе, — убеждена Лилия ГРИНЕВИЧ. — Этот вопрос для нас является вызовом, потому что будет требовать дополнительной подготовки учителей, изменения программ. Содержание образования — это отдельный вопрос, который нужно модернизировать и обновлять полностью...
Согласно проекту закона, старшую школу обособят: выделят опорные базовые школы, которые станут старшей трехлетней школой. Специалисты говорят, что готовы к тому, что столкнутся с сопротивлением руководителей учебных заведений, которые привыкли работать традиционно, и к протестам учителей, которые привыкли к своему месту работы (реформа приведет к кадровым изменениям). По словам Лилии Гриневич, до 2017 года необходимо будет оценить возможность нашей сети профессиональных заведений (лицеев и колледжей). Они должны определиться — либо остаются в высшем образовании (если будут готовить бакалавра), либо пойдут в профессиональное образование. Еще один вопрос — будет ли иметь система образования Украины институционную возможность охватить всех детей, при этом сколько сети академического направления нужно будет старших школ.
А ЧТО С ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?
Авторы законопроекта считают необходимым «юридизацию конституционного права граждан на бесплатное образование» в этом документе. Чтобы ни у кого не было желания уменьшить срок обязательного общего среднего образования до, например, девяти лет (такие предложения поступали от Минфина). При этом в законе «Об образовании» хотят определить, что обязанностью ребенка является обучение до 18 лет. Если до этого времени он не смог получить общее среднее образование, тогда он сможет это сделать когда-нибудь в жизни бесплатно. Эксперты отмечают, что если Украина примет решение проводить такую реформу, она обрастет целым рядом институционных изменений: от подготовки кадров к реструктуризации учебных заведений и обновлению содержания.
— Я считаю, что эта модель не предусматривает тупиков. Бесспорно, возникает вопрос изменения государственных стандартов образования, программ, учебных планов, учебников — то, что называют содержанием. Все изменения необходимо проводить в системе. И желательно здесь охватить модель детского садика, как и коррелировать эту реформу с Законом Украины «О высшем образовании», — сказал заместитель министра образования и науки Украины Павел ПОЛЯНСКИЙ.
Директор Института одаренного ребенка Владимир Камишин отметил, что не академические знания дают ребенку путь в жизни, а его раскрытые способности и таланты — именно так ребенок может самоутвердиться и стать конкурентоспособным. И это тоже следует учитывать. Очевидным является тот факт, что реформирование системы среднего образования неизбежно зацепит и образование дошкольное.
— Ключевой тенденцией реформирования школьного образования ХХ — XXI веков является увеличение длительности обучения в школе и обязательного образования. Эксперты ЕС и США доказали непосредственную взаимосвязь между количеством детей, привлеченных к дошкольному образованию и повышением уровня ВВП и уровня конкурентоспособности страны. Эти страны каждая по-своему — год, полтора, два — приобщают детей к подготовке к школе... Глобализация, демографические вызовы формируют цель, и страны вырабатывают подходы в совместной рамке. В то же время каждая страна находит свой собственный вариант длительности срока обучения в средней школе: общего рецепта нет. Но в ЕС нет стран, период обучения в которых — менее 12 лет, — сказала заведующая отделом сравнительной педагогики института педагогики Елена ЛОКШИНА.
Насколько важными депутаты признают вопросы реформирования среднего образования, мы узнаем вскоре. А пока продолжается обсуждение положений и норм закона, вносятся предложения. Но принципиальной остается предложенная структура среднего образования — 5+4+3.
Финансовые новации в образовании-2015
♦ Распределение средств по следующей схеме: из бюджета в МОН, а оттуда в области и районы.
♦ Местные власти могут по собственному усмотрению доплачивать педагогам, исходя из своих возможностей.
♦ Высшие учебные заведения могут размещать собственные средства на счетах государственных банков.
♦ Льготный проезд для студентов по железной дороге сохранен.
♦ Уменьшение пенсий для научных и педагогических кадров (эта норма не касается тех, кто уже пенсию получает).
♦ Изменение схемы распределения стипендий.
♦ За новые учебники придется платить всем, кроме малообеспеченных семей.