Представление обсуждения «Украинские города ищут новые смыслы» как дискурса означает, с моей точки зрения, только одно: в общественном сознании города стали субъектами наравне с людьми, которые их населяют; они способны влиять на жизнь горожан благодаря свойственным только этой территории особенностям — имеют эксклюзивный набор идеальных и материальных ценностей, подчеркивая тем самым целостность человека и территории на определенном урбопространстве. Осмысливать это — означает, что мы, ища смысл собственного существования именно в этом уголке Вселенной, подсознательно проходим тест на оправдание себя перед сущностью — обозрима ли она нами?
Примером такого подхода к «выяснению (определенного) смысла города» может быть случай, который произошел с давней подругой моей жены. Как-то она путешествовала на поезде «Москва — Николаев» и оказалась в одном купе с мальчиком-скрипачом и его бабушкой, сопровождавшей внука, который хотел остаться в Николаеве на весь период летних каникул. Почтенная старушка поведала женщине: внук слепой, ничего не видит, но каждое лето просит отвезти его именно в Николаев, поскольку чувствует эту землю каким-то иным чутьем; это способствует его душевному комфорту и вплоть до следующего лета вдохновляет на музицирование. Как объяснить такой «феномен территории»? Можем ли мы говорить о наличии «теллурических течений» мистического содержания или неизвестных энергетических потоков и геоинформационных полей, которые излучают земли николаевского полуострова? Или это, по Л. Гумилеву, взаимная «позитивная комплементарность» отдельного человека и определенного геопространства? Или то, что в научном мире, благодаря американскому географу И. Туану, известно как «топофолия» — любовь (тяга) к конкретной территории?
Так или иначе, но мы имеем дело с отдельным смыслом, геовиртуально полученным. «Какова его ценность для нас, — спросите вы, — для всего городского сообщества»? И я отвечу: «Такая же, какую имеет зерно, растертое в муку, в каравае». Следовательно, нет смысла искать смысл, одинаковый для всех, поскольку проживание одним человеком своей отдельной жизни является только его собственной индивидуальной задачей, однако уже сумма смыслов заставляет задуматься: возможно, именно здесь, в этом месте я будем чувствовать себя удобно.
Если бы тема звучала так: «В украинских городах люди ищут новые смыслы (собственного существования в урбопространстве)», то поиск смыслов превратился бы в выявление сущностей, то есть способа (способов) существования на этой земле, обоснованного (обоснованных) рационально: где и как я буду работать, чтобы, имея семью, ее прокормить.
Следовательно, имеем уже не смыслы, а сущности — идеальные и материальные. Первые будут помогать воспринять свое существование в этом городе (конкретно — в Николаеве) как очень достойное, ведь установлены его благородство, неповторимость и историческая справедливость, а другие будут определять его надежность и — праксеологически — перспективность.
ИДЕАЛЬНЫЕ СУЩНОСТИ
«Истоки нации должны быть благородными», — завещали нам «будители нации», и я с ними согласен, ведь именно это высказывание касается и взгляда на древность моего родного Николаева. Отождествлять благородство города с давностью его возникновения не является нонсенсом, если почтенный возраст доказан. Априори Рим — благородный город, потому что он древний. Родиться в благородном городе, жить в благородном городе — это идеальная сущность, отраженная мифореалом, то есть ретроспективной реальностью; она делает возможным восприятие собственного пребывания в земных реалиях как такое, которое задано сущностью и отделено от профанного (повседневного, обычного, распространенного) «сединой веков» — благородством через древность.
Николаев является как раз таким городом; ландшафтное укоренение памяти наделяет каждого горожанина небезосновательной гордостью осознания: я — отсюда, эта местность — мое прошлое, и оно — величественно. Тогда прошлое таится в душе такого человека и вдруг просыпается — «как целомудренная юность, согласно высказыванию философа Алексея Лосева, как чистое утро бытия». Прошлое тогда не погибло; оно стоит незабвенной вечностью и родиной. В глубине партиципации — памяти веков — скрыты корни прошлого и питаемы ею. Вечное, родное, оно — это прошлое — стоит где-то в сердце.
Закодированность в сущности (идеальной) гуманистические географы называют overcoding’ом (сверхкодированием), а ее раскрытие — «созданием geovirtual’а». Геовиртуал — это ретроспектива земных реалий, воспроизведенных воображением на основании ноосферического опыта. Его называют еще методом geographical imagination, а понимают так: пусть воображение актуализируется как производительная сила! Определяющие понятия-образы должны быть грамотно прочитаны, умело раскодированы и использованы должным образом. То есть, ища субъективный смысл в созданных нами образах, в частности прошлого территории, на которой выпало нам жить, мы спрашиваем себя: является ли образ тем яйцом, которое появилось до того, как появилась курица, или курица снесла уже яйцо?
«Геопространства должны быть ярко маркированы и структурированы; такая проработанность — до мелочей — особенно касается провинциальных городов», — утверждает российский мифогеограф И.И. Митин из Института культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева. Научные сотрудники этого учреждения давно работают на благо развития малых и средних городов России, закладывая в «имиджевые паспорта» идеальные сущности территорий (в контексте поощрения к туризму) как определяющие для перспективы их развития.
Определяющая идеальная сущность Николаева — его геообраз «киммерийского города». Геообраз — это сумма выясненных сущностей, смыслов и ценностей определенного place (места, ландшафта, геопространства), значение которых отражено в понятиях, знаках и символах. Многолетняя работа археологов на левом берегу Ингула, что с севера ограничивает территорию николаевского полуострова, образованного Южным Бугом, его притоком Ингулом и Бугским лиманом, выявила наличие большого города, который старше Рима на 700 лет. Доказано, что обнаруженные на трех гектарах остатки защитных («цитадель») и культовых сооружений («храмы»), жилых кварталов и ремесленных мастерских («посад»), складских помещений и портовой инфраструктуры («предместье») отвечают признакам, по которым идентифицируют сам город как образ жизни людей, здесь — условных «киммерийцев» XII—IX вв. до н. э., о которых сообщал Гомер: «Там расположены город и страна людей киммерийских, тучами и мглой окутанные» («Одиссея», XI, 14-15). Аналогов этим сооружениям эры поздней бронзы в Причерноморье нет. Считают, что жители Трои, вынужденные бросить на произвол судьбы развитой город недалеко от Геллеспонта, свой образ жизни актуализировали на территории прежней прародины, среди рек северного побережья Понта, основав новый город на стратегически удобном полуострове, образованном Гипанисом, с тех пор, как в течение следующих 500 лет экуменически владычествовали, пользуясь геопространственными удобствами. Ойконим «Акшайна» (такое название относительно города-порта времен легендарной Трои предлагают географы-ландшафтоведы) тоже несет смысловую нагрузку и должен излучать определенные семантические (знаковые) импульсы: 1) древние фракийцы называли море AXSAENA — Темное, Черное; 2) этноним киммерийцы, с точки зрения А.С. Стрыжака, «так или иначе и своим местом и названием связан с Черным морем», чемерный (черный) — это один из эпитетов киммерийцев; 3) «черный» — ономастическое обозначение севера (здесь — Северного Причерноморья).
Исследовательская гуманистически-географическая трактовка идеальной сущности обнаруженной археологами выдающейся этноисторической достопримечательности дает возможность предположить, что первые урбанистические шаги на территории современного города Николаева были сделаны не 222, а свыше 3000 лет назад!
«Киммерийский город», благодаря объективным материальным ценностям реального исторического урочища и субъективным идеальным сущностям его геообраза, может стать почвой регионального этноисторического проекта «Места памяти» наподобие европейских Lieux de memoire, и будет поражать он не меньше, чем известные во всем мире трипольские протогорода Украины.
Для гражданского сообщества Николаева в геообразе «города-руины» должен воплотиться «бессмертный умерший» — гомеровский «град киммерийский». Для Николаева (как субъекта) эвентуальным (потенциально возможным) становится новый геообраз (имидж) — глубоко ретроспективный, праисторический, следовательно, привлекательный и достойный относительно социокультурных реалий Украины. Проект через создаваемый сейчас и поддерживаемый в будущем бренд результативно будет работать в пределах других экономических стратегий и инвестиционных проектов
Для гражданского сообщества Николаева в геообразе «города-руины» должен воплотиться «бессмертный умерший» — гомеровский «град киммерийский». Для Николаева (как субъекта) эвентуальным (потенциально возможным) становится новый геообраз (имидж) — глубоко ретроспективный, праисторический, следовательно, привлекательный и достойный относительно социокультурных реалий Украины. Проект через создаваемый сейчас и поддерживаемый в будущем бренд результативно будет работать в пределах других экономических стратегий и инвестиционных проектов.
Бренд города — это доминирующий среди многих других имидж, который будет определять приоритеты наиболее оптимального развития территории и в дальнейшем будет очерчивать задачи относительно этого; он является результатом общественного выбора, вызванного экономическими реалиями.
Нынешняя имиджевая аттрактивность уже приглушенного действительностью геообраза Николаева как «города корабелов» очень низкая. Общественная рефлексия на новый геообраз («Киммерийский город «Акшайна») способна создать «метаморфозу притягивания аттракторов» в системе ценностей городского сообщества, которая изменит парадигму «цели развития».
Через разные способы пропаганды нового имиджа города Николаева должны сработать и экономические механизмы.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СУЩНОСТИ
Мы знаково обозначили идеальные сущности города (но некоторые, с нашей точки зрения, самые существенные). А дальше?.. Что нам с ними делать?
Во-первых, пропагандируя содержательные черты археологической памятки «Дикий Сад» как самого древнего на территории Средней Европы города, мы привлекаемся к «процессу, базирующемуся на переориентации окружающей среды», известному в мире как концепция Haritagization of Space — унаследование пространства. Должны войти в перечень объектов культурного наследия, которые нуждаются в сохранении, а следовательно, и быть замечены во всем мире. Это — необходимое условие получения инвестиций, если наш «киммерийский город» попадет в список достопримечательностей истории и культуры, достойных внимания туристов. Такой список расширяется ежегодно, и попадание в него будет означать содействие при получении грантов на проекты относительно этой Программы. Для Украины предоставят два гранта по 700 тыс. евро каждый, если проекты концептуально будут отвечать условиям (по крайней мере так было до 2013 года включительно). Правда, еще при одном условии: руководителем проекта должен быть человек уровня мэра. Поэтому 10 млн гривен, полученных на перфектный перфоманс вокруг будущей туристско-экскурсионной «фишки» Николаева будут вкладом в перспективный аспект утилитарного использования идеальной сущности геообраза «киммерийский город Акшайна».
Во-вторых, наследуя территорию как историко-культурное пространство, которое, по мнению археологов, может увеличиться до 10 га, мы сможем приобщиться к другому Европейскому проекту Lieux de memoire — «Места памяти», что позволит еще больше приспособить территорию к требованиям качественного и интересного обслуживания туристов. Конкретный механизм таков.
1. Для стойкого образа древних урбанизированных ландшафтов в пределах современного города, который должен возникать в процессе привлечения туристов, необходимо осуществить ряд мероприятий. Обязательным условием утилитарного использования гуманистического ресурса ландшафтов является создание «Музея киммерийской культуры (урбокультуры)» под открытым небом на территории трех гектаров исследуемой памятки. Для обустройства этой территории, по мнению руководителя археологических исследований К.В. Горбенко, нужно 4—5 млн гривен. Эти средства устроители Музея планируют привлекать и из городского бюджета, и из благотворительных фондов, и из спонсорских взносов, и из бизнесовых проектов. Такой музей, благодаря уникальным урболандшафтам древнего освоения (XII—IX вв. до н. э.), мог бы стать приоритетным объектом в туристической деятельности Николаева, а оригинальная познавательно-туристическая ценность объекта была бы привлекательной для многих и многих тысяч посетителей.
2. Прогулочную смотровую площадку на берегу Ингула, расположенную рядом с археологической памяткой — будущим музеем, можно использовать для создания Центра древней культуры. Здесь посетителям необходимо показать приоритетное место Николаевщины относительно количества и значимости имеющихся археологических достопримечательностей, указать на богатое историческое наследие края, обозначить основные этноисторические сдвиги на этой территории с древнейших времен. Уместным здесь может быть использование новейших технологий и проведение мероприятий перфомансного содержания. Природные предпосылки для осуществления этого еще имеются: широкая незастроенная набережная вдоль высокого левого берега Ингула с живописным пейзажем приустьевых ингульских аквальных комплексов.
3. В стратегическом плане развития города необходимо учесть совместимость материальной составляющей урбоядра с утилитарным использованием идеальной сущности урочища Дикий Сад и прилегающих территорий — для предоставления соответствующих материальных ресурсов.
В-третьих, всесторонне обустраивая историко-культурную и археологическую памятку «Дикий Сад» как «киммерийский город», мы должны помнить, что это только начальная фаза превращения Николаева в Причерноморский туристско-рекреационный центр.
Прилегающая к выдающейся археологической достопримечательности территория (местность Лагерное Поле) может стать базовой для двух развлекательных парков типа «Диснейленд»: тематического и аквапарка, строительство каждого из которых будет стоить не меньше 300 млн евро; а Музей и Центр должны стать основой исторического — а также развлекательного — парка. Миллионы людей, которых «пропускают» за год такие парки, готовы оставаться в них целый день и ехать за сотни и тысячи километров.
А средства, а инвестиции для этих проектов — откуда они возьмутся?..
Это уже дело городского головы и органов городского самоуправления. Мы можем посоветовать обратиться к японским инвесторам, которые по всему миру предлагают проекты строительства таких развлекательных парков — исторических, тематических или аква. При одном условии: 10 лет эксплуатировать самим, чтобы вернуть потраченные средства и иметь соответствующую выгоду. На долю горожан, кроме участия в строительстве и обслуживании туристов в парках, останется обустройство инфраструктуры всей туристско-рекреационной деятельности, поскольку близость к Черному морю способствует привлечению посетителей из всей Украины и стран СНГ, кроме «Диснейленда», к пляжам, лиманам и морскому побережью.
С целью широкого привлечения туристов и рекреантов на любой из трех верфей города строятся 10—12 современных судов прогулочного типа, которые задействуют в путешествиях по Бугскому и Днепро-Бугскому лиманам всех желающих; кроме того, еще 3—5 круизных лайнеров, стилизованных под пароходы, для 10—12-дневных круизов с посещением дельты Днепра и рыбалки там, с наблюдением за жизнью птиц в Национальном природном парке «Белобережье Святослава» на Кинбурнской косе, с ловлей катранов около Тендры и наблюдением на этой косе за дикими лошадьми, с участием в археологическим раскопках на острове Березань, с путешествием к придунайскому Вилково и приднестровской Каролино-Бугаз, с экскурсиями в Одессу и т. п.
Как все это отразится на жизни простого горожанина? По предварительным расчетам, понадобятся десятки тысяч новых рабочих мест, включая предпринимательские, поскольку посетителей ожидается намного больше одного миллиона ежегодно.
Город, не имея других ресурсов, кроме геопространственных, с «целью развития», избрав туризм и рекреацию, получит бренд «Николаев — город развлечений и отдыха», который будет представлять всему миру как свою «фишку».
Даже больше: чтобы зимой аттрактивность города не угасала, необходимо заручиться определенной поддержкой в Верховной Раде — лоббированием относительно исключений в Законе Украины о прекращении деятельности казино на территории Украины. От этого прибыли города будут только расти, а благосостояние населения не будет ухудшаться.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОГО БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИИ?
Конкретным средством поисковых акцентов относительно оптимизации территории города Николаева (как модели для любого другого города или городка) и практического использования гуманистических ресурсных потенциалов урбопространства в экономике региона должна стать «Лаборатория исследований и использования имиджевых ресурсов территории Николаева».
Задачами деятельности Лаборатории является создание «Имиджевого паспорта Николаева», а также территориальная организация имиджевых ресурсов города (определение, изучение и использование), маркетинг территории, брендирование территории согласно эксклюзивному содержанию его геообразов («Николаев — киммерийский город», «Киммерийский город Акшайна» и т. п.).