Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

НУШ («Новая украинская школа») на бездорожье

Общественность наработала дорожную карту осуществления образовательной реформы - присоединится ли к дискуссии Минобразования?
2 ноября, 2021 - 13:45
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

О ходе реформы «Новой украинской школы» в последнее время говорят разве что в разрезе образовательных субвенций: выделили ли в бюджете средства на закупку нового оборудования, успевают ли подготовить новые программы и учебники. Но вопрос гораздо глубже и шире. Новая украинская школа – это не только отмена табелей и переход на свидетельства оценивания, а новая школьная атмосфера с другими подходами к обучению, чем сейчас, с по-другому мотивированными к работе учителями и с пониманием детей, зачем им вся эта школьная наука.

Поскольку реформа затронула пока только первоначальное звено (пилотные четвертые классы перешли в пилотные пятые), то остается много вопросов – а что будет дальше? Успеет ли Министерство образования и науки выстроить переходный мостик между начальной школой и средней и спроектировать этот переход в профильную старшую?

«ЕСТЬ ТРЕВОГА, ЧТО ОТ НУШ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ ТОЛЬКО ОБЕРТТКА»

Недавно возможные риски реализации НУШ обсуждали образовательные эксперты на мероприятии, организованном общественным союзом «Ре:Образование». Ее возглавляет министр образования и науки 2016-2019 годов Лилия ГРИНЕВИЧ, собственно, которая и была одним из инициаторов НУШ. Также «Ре:Образование» совместно с общественными организациями и институтами наработало дорожную карту, как внедрять дальше «Новую украинскую школу». Так – чтобы не только успеть, но и действительно выйти на те результаты, которых ожидает от образовательных трансформаций общество и образовательное сообщество.

«Мы предлагаем документ в форме дорожной карты, – объясняла Лилия Гриневич. – Нашей целью было создать такой документ, который будет выполнять координирующую функцию для всех, заинтересованных в реформе. Дело в том, что это реформа о сдвиге парадигмы в мышлении учителей, в мышлении управленцев, потому что она о новых результатах. Это не просто трансляция знаний, а умение применить эти знания в современной практической жизни. А также о мягких социально-эмоциональных навыках. А этому нужно отдельно учить учителей и учеников. Чтобы реформа прошла, в нее нужно вкладывать инвестиции. И усилий только педагогов для реформы мало. Чтобы эта система работала, нужно, чтобы она имела видение, чтобы понимать, куда мы идем и в каком направлении. Такого видения, которое было бы сформулировано на бумаге, и не только в кабминовских документах, пока не было. И наше предложение – как раз презентовать такой документ».

Времени на все останется не так много. В следующем году начинается старт базовой школы по видению НУШ. Третий этап предусмотрен в 2026 году, когда стартует пилот НУШ в старшей школе. Так что дорожная карта предусматривает три основных направления развития всех этих звеньев: формирование современной сети школ, профессиональное развитие учителей и обновление содержания образования.

«И в каждом направлении есть огромные вызовы, – добавила Лилия Гриневич. – Если учителя начальной школы, являющиеся по своей сути интеграторами, легче адаптировались под методики НУШ, то учителя-предметники, которые скоро переберут эту эстафету, должны трансформировать методики преподавания, чтобы перейти от трансляции знаний к мягким навыкам, к интеграции реальной педагогики партнерства».

«Действительно, есть тревога по поводу судьбы НУШ, что может остаться только обертка, где внутри будет вполне старый процесс, направленный исключительно на накопление и трансляцию знаний, а знаний для решения практических ситуаций не будет, не будет формирования мягких навыков и формирования нового образовательного пространства, – продолжила Лилия Михайловна. – Важно, чтобы реформа не была искажена. Мы видим отдельные показатели, сохраняющиеся в МОН. Например, субвенция на НУШ или инклюзивное образование сохранена в бюджете. Но на самом деле все кроется в деталях – как это использовано, есть ли реальное повышение квалификации учителей, как подготовлено пилотирование НУШ в пилотных школах, где уже заходят в 5 класс учителя-предметники. От успеха этого пилота зависит то, как потом будет осуществляться реформа в базовой школе. Насколько готов этот пилот – это критический показатель. Пока что по пилоту мы имеем очень много негативных отзывов. Приведу пример: учитель, работающий в пилоте, имеет особые условия. Он работает с новым содержанием, часто без устоявшихся учебников, постоянно обучаясь. Поэтому было постановление Кабмина, предусматривавшее 30% надбавку для этих учителей. Но сейчас ситуация такова, что в постановлении говорится о государственном стандарте начального образования, к которому нужно добавить стандарт базового образования. Это управленческая работа, которую нужно сделать. Опоздание с такими моментами создает отрицательный контекст для учителей, которые есть в пилоте. Даже в нашей карте уже видно, что некоторые позиции опаздывают, а впереди очень много работы».

СТРАХИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Разработчики дорожной карты, а это команда из 13 экспертов, очертили несколько ключевых моментов, над которыми Минобразования должно работать уже сейчас. Роман ШИЯН, заместитель директора Команды поддержки реформ МОН, отметил, что принятый недавно стандарт профильного образования – это еще полдела. Ведь документ не содержит ответа на вопрос, как это все должно быть реализовано. «Весь секрет, на который нужно ответить, – как должен быть организован образовательный процесс, чтобы были индивидуальные образовательные траектории, формировались динамичные группы и перестала существовать классно-урочная система, - пояснил Роман. – Свобода академическая должна постепенно расти. Учителя разных предметов должны взаимодействовать между собой, должны оценить продвижение школьника через разные предметы, общаться об этом с родителями, иначе не получится. А ученики должны привыкать делать выбор с 7-9 класса. Но при этом важно испытать в 7-9 классе готовность системы, когда можно выбирать модули, переходить от одного модуля к другому в течение учебного года, тогда можно отменить этот страх большого количества предметов».

Кстати, углубленное изучение предметов из трехлетней старшей школы должно иметь свое влияние на обучение в университетах. Если предметы будут перекликаться с бакалаврской программой, то они будут засчитываться автоматически, то есть еще раз изучать их в вузе не придется, а срок обучения таким образом может уменьшиться.

С переходом на старшую профильную школу связаны и дискуссии о закрытии 10-11(12) классов в некоторых школах. «Те попытки, которые мы видим, чтобы сохранить сеть старшей школы, как она есть, являются серьезной угрозой для будущих смен старшей школы, - объясняет образовательный эксперт Олег ФАСОЛЯ. – Поэтому в дорожной карте мы четко выписали намерения и стремления, как формировать сеть академических лицеев, которые должны стать основой старшей школы. Чтобы наши выпускники имели право выбора и имели возможность получить качественные знания независимо от того, где они родились и где они их получают».

Не менее важный элемент НУШ – оценивание. Новая школа должна уметь не просто оценить умения ученика, но использовать эту статистику для дальнейших изменений. Василий ТЕРЕЩЕНКО, кандидат филологических наук, объясняет, что таким инструментом среза знаний и прогноза должна стать государственная итоговая аттестация. Она должна проходить на каждом уровне – при окончании начальной школы, базовой и профильной. «Пока имеем только ВНО, но оно касается оценки в конце, когда ничего изменить невозможно, а нам важно иметь информацию на этапе движения ученика, - добавляет эксперт. – Поэтому в дорожной карте есть направление об усилении роли ГИА, но чтобы это были оценки, основанные на компетентностной основе, тогда будут целостные данные о знаниях всех учеников. Второй аспект, который мы прописываем в дорожной карте, касается мониторинга исследований. Следует продолжать исследования вроде PISA, которые помогут нам решать вопросы организации учебного процесса. Мы подчеркиваем, что Украина должна приобщаться и к другим международным исследованиям. Таким образом, мы получим массив информации, которая поможет принимать взвешенные решения».

Можно сколько угодно описывать, что и как лучше изменить в реформе НУШ, и если не будет обратной связи от Минобразования, все эти советы – бесполезны. «Теперь мяч на стороне принимающих решение, и кто хочет этим воспользоваться – пожалуйста, мы открыты к сотрудничеству», - отметила Лилия Гриневич.

«Ре:Образование» предлагает всем заинтересованным сторонам приобщаться к обсуждению презентованной дорожной карты (подробнее с ней можно ознакомиться по ссылке). Предложения можно присылать до 30 ноября. В декабре планируется презентация окончательного проекта.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ