Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужна ли реформа в физическом воспитании ?

В Министерстве образования обещают новую программу со следующего года — изменения нужны уже сегодня
29 октября, 1996 - 20:13
КАК РЕКОМЕНДУЮТ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ХОТЯ БЫ ШЕСТЬ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, ВКЛЮЧАЯ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ И В ПОСЛЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, НО ЭТО ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ С ЕДИНСТВЕННЫМ УСЛОВИЕМ — РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пока школьники отдыхают на каникулах, в Министерстве образования и науки Украины работают над новой программой по физическому воспитанию, а точнее — пересматривают нормативы физических нагрузок и решают, нужно ли их менять. Сейчас в школах пользуются комплексом нагрузок, которые действуют еще с 90-х годов. Многим ученикам они не под силу. Яркое этому доказательство недавняя смерть школьников после уроков физического воспитания: 12-летней девочки из Черниговской области и 15-летнего юноши из Запорожья. Основная причина, по заключению врачей — сердечная недостаточность, вызвана избыточной физической нагрузкой. Не удивительно, ведь чтобы пробежать дистанцию 30 метров на 12 балов, шестиклассникам дается 5 секунд, а выпускники должны пробегать стометровку за 14 секунд... Учителя соглашаются, что такие нормативы завышены, но и систему физического воспитания следует изменить. Самое главное — уроки физкультуры должны приносить удовольствие. Как этого достичь, «День» поинтересовался у экспертов.

Сергей ДЯТЛЕНКО, главный специалист департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины:

— В соответствии с распоряжением Министерства образования и науки в нашем департаменте ныне работает рабочая группа, которая рассматривает вопрос, нужно ли менять нормативы по физическому воспитанию и как именно это сделать. До конца года мы представим свои предложения на рассмотрение Министерству, а потом, если их одобрят, мы начнем внедрять эти новации в школах. Теперь все члены рабочей группы работают над отдельными заданиями, например, учителя анализируют результаты учеников за последние несколько лет, причем в различных регионах Украины, чтобы оценить физический потенциал школьников. В новой программе ученые предложат свои подходы по системе образования, также мы учтем предложения медиков в отношении того, как нужно согласовывать нормативы на уроках физического воспитания с состоянием здоровья детей. Теперь точно известно, что одной из новаций станет государственная итоговая аттестация по физической культуре как экзамен по выбору. Впервые такие экзамены состоятся уже в этом учебного году. Также вместо двух уроков физкультуры в неделю мы предлагаем пять, ведь в идеале программа по физкультуре в школе должна обеспечивать достаточную двигательную активность ребенка в соответствии с его возрастом. Как доказывают ученые, ребенок должен активно двигаться не меньше шести часов в неделю. Но ныне немало детей проводят свое свободное время за компьютерами или у экранов телевизоров. Поэтому уроки физической культуры, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования как раз и обеспечивают двигательную активность ребенка. Еще один аспект, который должна учитывать школьная программа, — эта двигательная активность должна быть в удовольствие для ребенка, т.е. занятие физической культуры должны проводиться во внеурочное время или во второй половине дня, а ребенок имеет право выбирать, чем именно он хочет заниматься на уроке физкультуры: бегать, прыгать, играть в футбол и тому подобное. Но для этого нужно решить одну проблему — создать надлежащую материально-техническую базу, в первую очередь, в школах. Например, для школы, где учатся 400 учеников, одного спортзала мало, а в большинстве школ именно такая ситуация. Поэтому мы вынуждены пользоваться существующей системой, которая, к сожалению, несовершенна. Ныне много дискутируют о том, что существующие физические нагрузки были приняты в начале 90-х годов, и их давно пора изменить. Но дело в том, что нормативы — это вещь консервативная, они не могут меняться довольно часто и на это должны быть существенные причины. Также следует помнить, что нормативы — это не просто оценивание возможностей ученика, но и необходимый уровень здоровья ребенка, на который нужно ориентироваться.

Сергей КРАВЧУК, учитель физического воспитания Жмеринской общеобразовательной школы №4:

— Существующие нормативы по физическому воспитанию — слишком завышены, особенно для детей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Когда они начинают бегать или прыгать без надлежащей и основательной подготовки, сдать тесты на хорошую оценку им очень тяжело. Сейчас очень многие дети имеют врожденные недостатки здоровья или заболевания, поэтому заставлять их сдавать нормативы наравне со всеми — нецелесообразно. Поэтому, выставляя итоговые оценки, нужно учитывать не только баллы, которые ребенок получил за сдачу кросса или скачков с места, а и то, как он работал на уроках, был ли активным, соучаствовал ли в дополнительных спортивных мероприятиях и тому подобное. Иногда бывает, что ученик ничего не делал во время изучения определенной темы, например, гимнастики, а потом сдал все нормативы на «12» только за счет того, что у него от природы хорошие физические способности. Также уроки физкультуры должны быть эмоциональными, восприниматься как разгрузка от других уроков, например, математики, истории или литературы. В спортзале ребенок должен, в первую очередь, отдыхать. Если он не может сдать кросс или другой норматив, не нужно заставлять его это делать. Если же ученику не удается сдать все нормативы на высокую оценку, т.е. 10—12 баллов, ни в коем случае не стоит снижать из-за этого итоговую оценку. В конце концов, можно отказаться от оценивания и ставить по физкультуре «зачет» или «не зачет». В любом случае учитель должен применять индивидуальный подход к каждому ребенку. Сейчас очень многие школьники болеют, особенно те, кто родился после 1990 года. Нынешние одиннадцатиклассники по биологическому возрасту соответствуют 45-летнему человеку, т.е. те проблемы со здоровьем, которые появляются у большинства населения в зрелом возрасте, дети имеют еще со школы. Реформируя учебную программу по физкультуре, нам стоит воспользоваться польским опытом, где детям дают возможность заниматься на уроке тем видом спорта, который они выбирают сами. Нам нужна программа, которая бы подталкивала детей к движению и стимулировала к проведению большего количества времени в спорте. Конечно, многое зависит и от внутреннего настроения ребенка, и от родительского внимания. Например, вместо того, чтобы привозить ребенка в школу на собственном автомобиле, почему бы не дать ему возможность пройтись пешком, если и не все расстояние от дома, то хотя бы часть. Также детям нужна внутренняя мотивация к занятиям спортом. Поэтому я советую своим ученикам обязательно посещать спортивные кружки во внеурочное время.

Надежда ПОЛЬКА, доктор медицинских наук, заместитель директора Института гигиены и медицинской экологии:

— Новая школьная программа, если такая появится в ближайшее время, должна учитывать один важный аспект: все учителя физического воспитания должны работать в тандеме со школьными врачами. Но проблема в том, что нынче вопрос о создании медицинской службы в школах стоит особенно остро. Этот вопрос мы поднимали еще три года назад, подготовили положение о школьной медицинской службе, о функциональных обязанностях медицинской сестры и врача, которые должны проводить большую профилактическую работу: что касается питания, качества освещения в помещениях, надлежащего микроклимата в помещениях и — самое главное — надлежащих учебных нагрузок, но из-за отсутствия средств воплотить это в жизнь так и не удалось. Сейчас ученые нашего института совместно с коллегами Института педиатрии и акушерской гинекологии готовят научную работу, в которой исследовали именно функциональные возможности детей и дозирование физических нагрузок в соответствии с состоянием здоровья детей, то есть предлагают вариант рационального построения урока, когда дети будут выполнять те нагрузки, которые им под силу. Этот вопрос нужно изучить как педагогам, так и медикам. Даже прежде чем привлекать какой-то международный опыт, нужно хорошо взвесить, что у каждого народа есть свои ценности и менталитет, собственный культ здоровья. В Украине же только начинается создание такого культа, потому что раньше мы считали, что за нас все решит государство, а нынче нужно действовать по-другому. Так, нынче существует сеть школ содействия здоровью, где педагоги следят за тем, как дети сидят за партами, высчитывают, как должен падать свет на тетрадь или книгу, включают в пищевой рацион школьников биодобавки и т.д. (это международный проект, который проходит под эгидой Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Украины). Но учиться в таких школах могут не все, поскольку большинство из них частные, тогда как обучение в любой школе должно иметь оздоровительный эффект, а нормативы физических нагрузок давно нужно выводить не с ГТО (комплекс «Готов к труду и обороне», который действовал в советские времена), а создать новые правила. Нынче дети сдают стометровки, прыжки и другие нормативы в самом начале учебного года, тогда как организм еще не готов к этому. Поэтому по нашим рекомендациям сначала нужно физически воспитать ребенка, т.е. провести с ним комплекс необходимых упражнений, физически закалить организм, а потом уже составлять тесты. Ясно, что многое зависит и от самосознания учителей, все-таки руководят учебным процессом на уроке именно они.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ