Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нужно культивировать любознательность»

Гостья летнего интенсива «Дня», проректор ВНУ имени Леси Украинки Анна Левчук — о состоянии современного образования, евроинтеграции и преодолении комплекса неполноценности
26 июля, 2016 - 10:29
Фото Артема СЛИПАЧУКА, "День"

Анна Левчук — активный читатель и автор газеты «День», а также самый молодой в Украине проректор по научно-педагогической работе, евроинтеграции и работе со студентами. Встреча с «летнешкольниками» 25 июля гостья из Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки начала с небольшого рассказа об особых отношениях вуза с «Днем», которые уже проверены годами: «Нам повезло, ведь Лариса Алексеевна является членом наблюдательного совета нашего университета и его почетным профессором. Мы тесно и долго сотрудничаем. Не только каждый год встречая фотовыставку газеты, но и во время проведения различных интеллектуальных встреч, например, с авторами Библиотеки «Дня». Есть часть студентов и часть преподавателей, а также ученых, которые постоянно пишут в издание».

Короткая, но содержательная беседа оставила у «летнешкольников» только приятные впечатления, а обсужденные вопросы дали основания для размышления. Дискуссии между студентами не утихали даже после встречи.

«НАМ НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»

  — Как проректору по евроинтеграции и работе со студентами, мне очень близка позиция «Дня» относительно собственно евроинтеграции. Очень популярное слово, часто его встречаете, «идем в Европу», однако вопрос: разве мы не в Европе? Разве мы находимся на карте за пределами этой части мира? Здесь очень важно обращаться к литературе, к вашей библиотеке: «Повернення в Царгород », другие новые произведения, большое количество статей. Они показывают, насколько важна Украина в глобальной истории. Нам нужно избавиться украинского комплекса неполноценности, и в этом помогает газета.

«ВАЖНО ПРОВОДИТЬ ДЕКОММУНИЗАЦИЮ НЕФОРМАЛЬНО»

Кристина ПЕТРЕНКО, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова:
— На днях ректора Восточноевропейского национального университета Игоря Коцана пригласили в Каунасский университет Витовта Великого. Расскажите, пожалуйста, больше о сотрудничестве ваших вузов.

А. Л.: — Наш университет входит в Балтийско-украинский академический консорциум, и наше сотрудничество действительно реальное и тесное, оно происходит на разных уровнях. У нас есть общие научные исследования, в частности в области биологии и паразитологии, также планируем программу двойных дипломов, пока для наших биологов. Сейчас занимаемся стажировкой и обменом преподавателями, предусматривающим двухнедельные стажировки в Каунасе и наоборот. Хорошим достижением можно считать, что Каунасский университет помог нам в сотрудничестве с Литовским университетом города Клайпеда. В результате также состоялась украино-литовско-польская конференция по возобновлению исследований роли личности князя Витовта на наших территориях. Следствием этого, и при содействии Ларисы Алексеевны Ившиной также, является предложение нашему городскому совету по поводу переименования одной из улиц города в честь Витовта. Поскольку сейчас происходит декоммунизация и очень важно проводить ее неформально, а собственно находить эти исторические аспекты.

«ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕРЕДАЕТСЯ «ИНФЕКЦИОННІМ» ПУТЕМ»

Вита ШНАЙДЕР, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Какие особенности просветительской работы в Украине, в частности того, чем занимается «День»? Как это проводится в высокоразвитых странах, и к чему следует стремиться?

А. Л.: — Говоря об университетах, возникает контроверсионный момент: когда мы забираем общие дисциплины, которые якобы занимают время и студенты о них знают, мы исключаем политологию, философию, историю Украины. И забираем у молодежи возможность изучить это иначе. Обрываем их связь с интересными преподавателями, новейшими течениями.

Мне кажется, что просвещение должно стать современной политикой наших государств. Очень много политических партий, очень мало каких-либо качественных просветительских кампаний. Просвещение может присутствовать везде, чтобы давать дополнительные знания. Это история и формирование правильного взгляда. Правильный взгляд — многовекторный, неоднозначный. Взгляды могут быть разными. Мне кажется, что очень важно внедрять моду на интеллект, нужно культивировать любознательность. Мы очень часто недооцениваем любознательность. Любознательность в основе любой успешной истории. Она должна быть характерна не только для успешных журналистов, а вообще для всех граждан. Просвещение не всегда требует больших средств, но оно нуждается в заинтересованных людях и аудитории. Оно передается «инфекционным» путем. Будет замечательно, когда наступит время, и люди будут уделять больше внимания просвещению, а не политике.

«НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ ЛОГИКЕ СВЯЗЫВАТЬ ФАКТЫ»

Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Сможет ли прикладная лингвистика как синергия языкознания и компьютерных технологий вернуть внимание к гуманитарным предметам, в частности тому же языкознанию?

А. Л.: — Когда-то Исаак Ньютон характеризовал себя как природный философ. И современные ученые говорят, что мы снова возвращаемся к тому понятию, что ученый — это природный философ, потому что это включает и психологию, и физиологию, и биологию. Прикладная лингвистика серьезно касается учения об искусственном интеллекте. А мы понимаем, что большинство интернет-разработок, коммерческих разработок так или иначе касаются темы автоматического перевода, систем распознавания речи, синтезирования речи, это то, за чем идет будущее. Но здесь уже нельзя быть исключительно филологом. Здесь нужно понимать психологию, физиологию, физику, акустику. Будущее по специальностям или, действительно, практикой перекрестного вступления, скажем, бакалавр по одной специальности, магистр — по другой. Но опять же это возможно тогда, когда сам студент четко осознает, чем он хочет заниматься. Я сейчас анализирую рынок, очень много выпускников трудоустроены профессионально, только этот профессионализм не обязательно традиционный. Это не всегда учитель английского языка, иногда это человек, который работает на интернет-сайте с оптимизацией информации, оптимизацией поиска. Мы все понимаем, что там есть язык, но в то время там уже коммерческие задачи. Сейчас необходимо обучать логике связывать факты, искать информацию, а не только догмам одной науки.

«БИБЛИОТЕКА «ДНЯ» ПОЗВОЛЯЕТ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ УКРАИНУ»

Оксана ВОЙТКО, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— В этом году газета «День» празднует свое 20-летие. Скажите, пожалуйста, какую важную роль играет издание, в частности в вашем регионе, в обществе и в целом. Что бы вы могли пожелать изданию?

А. Л.: — Мне кажется, что газета «День» играет чрезвычайно важную роль в каждом конкретном месте, и не только в Украине, но и в мире. Очень важно, что газета «День» и Библиотека газеты переводится на английский. Их можно дарить во всем мире, позволяя аудитории правильно воспринимать, не через призму российских изданий, для себя Украину. Чтение требует определенных усилий, однако очень важно тренировать свое мышление. Мне доставляет большое удовольствие статья, которую я читаю, после которой мне хочется еще что-нибудь где-нибудь дочитать, объяснить себе личность или определенное время. Хочу пожелать «Дню» хороших сил в форме новых представителей, новых авторов. Хочу пожелать широкую аудиторию читателей. Как только они знакомятся с газетой, они однозначно присоединяются к такому большому кругу поклонников газеты «День». Хочу пожелать писать только на мирные и радостные темы, чтобы в конце концов тема военной российской агрессии исчезла со страниц.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Оксана ВОЙТКО, Львовский национальный университет им. И. Франко:

— Анна Левчук — молодой, энергичный и в то же время профессиональный и опытный проректор-ученый. Ее деятельность — прекрасный пример того, как можно привнести «новое дыхание» в университетскую и научную сферу, прекрасно сочетая с туристско-познавательным досугом. Полностью согласен с ее взглядами, что просвещение должно стать новой политикой нашего государства. И очень важно культивировать любознательность! Именно она является тем двигателем, который заставляет нас совершенствоваться и работать над собой. Поэтому идея «внедрять моду на интеллект» должен стать трендом номер один!

Кристина СОЛТИС, Львовский национальный университет им. И. Франко:

— Приятно видеть на руководящих должностях в университете таких молодых людей. Думаю, коллегам Анны Левчук стоит позаимствовать ее принцип «распространять моду на интеллект» и внедрять его в своих учебных заведениях. Гостья убеждена, что просвещение может быть где угодно, и она как представитель образовательной сферы прекрасно это понимает. Считаю, что это важно осознать каждому из нас и умножать это, как выразилась гостя, «инфекционным путем».

Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская Академия»:

— «Логика, анализ, не только догмы». Пани проректор имеет достаточно необычную возрастно-профессиональную ступень: молодость, того же поколения заинтересованность и ответственность у полтора десятка тысяч студентов. Новейшими разговорами в Украине об образовании являются «свежие» направления специальностей: симбиоз-ассорти избранных студентом курсов, перекрестное вступление и другие виды новых комбинаций. Опыт Восточноевропейского национального университета довольно своеобразный. На «десерт» самое главное лично для меня в образовании (цитата в начале комментария): учиться думать, а не просто тренировать память на протяжении пяти-шести лет — тоже весьма актуальная проблема образования, которая прогрессирует.

Напомним, что нынешняя Летняя школа журналистики «Дня» проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО.

Марина БАРБА, Ольга КУДЕРЯВЕЦЬ, Літня школа журналістики «Дня» - 2016. Фото Артема Сліпачука, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ