Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужно ли разрешение, чтобы общаться с Богом на родном языке?

(Отзыв на интервью Леонида Кравчука газете «День»)
4 февраля, 2000 - 00:00

Вполне согласен с теми, кто возлагает на православие определенную ответственность за отставание в развитии восточнославянский наций. Православие определяет церковь как «тело Христово», а западное христианство (ранее протестантизм, а теперь и католицизм) — просто как организацию верующих. Нужно ли долго рассуждать о том, какое понимание лучше согласуется с тоталитаризмом, а какое — с демократией?

Я не знаком подробно с нормами законодательства Украины о религии. Но абсолютно очевидно, что эти нормы исходят из западного понимания церкви. Ими воспользовались верующие Украины, создав церкви вне «тела Христова», монополизированного УПЦ (МП). Но поняли ли они, что тем самым они уже вышли за пределы православного понимания церкви? В этой ситуации требование признания каноничности путем просьб, путем ожидания милости нелогично. Так же, как нелогичным с точки зрения «светского» сознания было решение РПЦ об отлучении от церкви митрополита Филарета — ведь он к ТОЙ церкви уже не принадлежал.

Церковная жизнь по самой своей природе насквозь пропитана той субстанцией, из которой сделаны политика и реклама. Поэтому естественно, что деятельность церкви может легко направляться и всегда направлялась на политические или светско-идеологические цели.

Уважаемый Л.Кравчук жалуется, что на пути к каноничности возникают прежде всего политические препятствия. Но ведь каноничность сама по себе является целью политической. Единство и каноничность украинского православия нужны политикам — светским и церковным. Кроме того, каноничность нужна высшим иерархам для удовлетворения честолюбия, а также для всего того, что привлекает всех в заграничных командировках.

А к верующим, которые не являются политиками от церкви, но которых искренне волнует вопрос каноничности, хотел бы обратиться с такими вопросами. Неужели вы считаете, что люди, которые искренне верят в Бога, пытаются выполнять его заповеди, люди, которые в светской жизни распоряжаются своей судьбой, своим имуществом, рожают и растят детей, нуждаются в каком-то специальном разрешении на то, чтобы общаться с Богом на родном языке? Если вы действительно так думаете, почему так не уважаете себя? Почему так не уважаете свою веру в Бога, свое понимание Божьего промысла, если признание вашего права общаться с Богом на родном языке хотите получить от иерархов, которые отвечают, исходя не из понимания воли Бога, а исключительно из собственной идеологической или политической заинтересованности, и вы этого не можете не понимать «светской» частью своего сознания?

Думаю, что, если достижение единства и каноничности украинского православия сегодня рассматривается патриотически ориентированными светскими и церковными политиками как реальная цель, это свидетельствует об их дилетантизме и наличии романтических иллюзий. Конечно, провозглашать благородную неосуществимую цель и жаловаться на коварство оппонентов или несознательность народа как на препятствия для ее достижения проще, чем шаг за шагом ставить и решать реальные задачи.

Деятельность пастырей четко делится на две сферы в зависимости от того, на какой объект она направляется. Одно — вести паству к Богу, учить лучше понимать его. Конечно, вмешательство в эту сферу недопустимо. Совсем другое — направлять паству с достигнутым пониманием Бога на определенные объекты. Если эти объекты расположены в области политики, то такая деятельность пастырей является по существу не религиозной, а политической. Не думаю, что ее можно как-то эффективно юридически регламентировать. Но отношение соответствующих государственных органов к политической деятельности иерархов УПЦ (МП) пророссийского направления должно быть приблизительно таким же, как к военным атташе иностранных посольств, агентам влияния и другим политическим противникам, открытая борьба против которых большей частью невозможна или неэффективна. Все целесообразные методы деятельности спецслужб должны использоваться без колебаний в сфере деятельности политиков от церкви, исходя из того, что отделить эту сферу от собственно религиозной жизни не просто в теории, но легко на практике.

А теперь, как и при рассмотрении любого актуального вопроса жизни нашего общества, уместно со вздохом добавить: «Конечно, для этого нужна политическая воля…» Тест на наличие политической воли именно в этом вопросе мог бы быть приблизительно таким. Могло быть бы очень полезным решение парламента о том, что название Украинской православной церкви (Московского патриархата) должно быть изменено таким образом, чтобы оно имело однозначное указание на принадлежность этой церкви к Московскому патриархату. Чтобы это указание содержалась не в скобках и было обязательным при любом написании или прочтении названия церкви. Важнее, чтобы это решение было выполнено, чем то, чтобы оно было стопроцентно законным. Делать логичное законным — это и есть дело политиков.

Но мы видим, что у церковных государственнических деятелей нет реального влияния на более высокое политическое руководство страны, в то время как УПЦ МП, например, в последнее время усиленно налаживает контакты с государственными силовыми структурами. Конечно, я не знаю, каким является реальный потенциал конкурентоспособности УПЦ (КП) без административного фактора. Если он приблизительно такой же, как у отечественного телевидения, то усилия патриотически ориентированных церковных и околоцерковных деятелей должны быть направлены на снижение общественной роли церкви.

Роман КУТАШКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ