Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нужно уметь объединить старое и новое»

Стать креативным городом — такова конечная цель стратегии развития Львова
16 марта, 2018 - 12:27

Первые ее наработки представили 9-10 марта во время форума «Креативный прорыв», в рамках которого во Львов приехал известный британский урбанист Чарльз Лендри — автор концепции креативного города. В чем заключается эта идея? Почему ее так стремятся воплотить львовяне? И что может стать у них на пути? «День» решил отыскать ответы на эти и другие вопросы.

«НУЖЕН ПРОРЫВ»

9 лет назад во Львове приняли стратегию повышения конкурентоспособности, в соответствии с которой обязались содействовать развитию сфер туризма и информационных технологий. Идея сработала. В 2008 году во Львове работало 3 тысячи сотрудников IT-отрасли, а теперь — ориентировочно 20 тысяч. В 2008-ом город посетили 0,46 млн туристов, а сейчас Львов ежегодно принимает почти 3 млн гостей. Туризм и IT стали локомотивами экономического роста города.

«Львову нужен прорыв», — с таким месседжем львовяне подошли к разработке нового виденья развития города. Какими должны быть новые точки роста? В течение последних двух лет ответ на этот вопрос искала так называемая визийная группа, в состав которой вошло несколько десятков львовских (и не только) общественных и культурных деятелей, представителей городской администрации, а также сфер бизнеса, IT и образования. Вывод — двигаться по пути креативного города, способствуя концентрации во Львове креативного класса.

КАКОЙ ГОРОД НАЗЫВАЮТ КРЕАТИВНЫМ?

Еще в конце 1980-х концепцию креативного города представил вышеупомянутый британский урбанист Чарльз Лендри. Его книга «Креативный город: инструменты для городских инноваторов» (1995) без преувеличения изменила мир, так как с того времени более сотни городов стали лучшими, сосредоточившись на раскрытии творческого потенциала своих жителей и осуществляя переход к так называемому «городу 2.0», где господствуют креатив, интеллект и где тысячи новых лидеров творят новые сообщества. Сам Лендри лично помогал разрабатывать стратегии для Дублина, Амстердама, Ляйпцига, Люблина и еще свыше двух десятков городов.

Авторы украинского веб-портала «Креативные города», конспектируя идеи Лендри, отмечают, что культура креативности зависит от критической массы людей, которые заинтересованы в совместной работе и внедрении изменений. Чарльз поощряет использование воображения и креатива в государственных, частных и общественных сферах, тем самым создавая банк идей для возможностей и потенциальных решений любой городской проблемы. Мол, каждый город — это твердая и мягкая инфраструктуры. Первая включает здания, дороги, водоснабжение или канализацию. А вторая заключается в людях, которые творят менталитет города, что свидетельствует о возможностях и проблемах, атмосфере города, стимулах развития и регуляции.

Креативные города развивают мягкую инфраструктуру: они пытаются привлекать высококвалифицированную и гибкую рабочую силу, мыслителей, творцов и исполнителей. Речь идет не только о генерации и применении идей, но и о создании возможности для их появления через стимулирование развития человеческих ресурсов.

ЧТО РАССКАЗАЛ ЧАРЛЬЗ ЛЕНДРИ ВО ЛЬВОВЕ?

Открытая лекция Чарльза Лендри вызвала достаточно большой ажиотаж во Львове. Выступление урбаниста быстро разобрали на цитаты, наиболее интересными из которых делимся и мы:

— Культура определяет город, а креативность — это кровь, нервная система этого города. Это то, что дает кислород любому городу.

— Город граждан в мире кочевников. Для Львова важно равновесие между теми, кто уезжает отсюда и приезжает или возвращается во Львов. Если качество последних будет высоким, тогда будет позитив.

— Прежде всего нужно быть открытым к любознательности, позволить людям задавать вопросы. Тогда они могут подавать идеи, из которых может появиться инновация. Безусловно, не все районы Львова будут хабом мощной активности, но должны быть разные зоны, которые станут точками инноваций и экспериментов.

— Когда 30 лет назад у меня только возникла идея креативного города, Британия переживала времена метаморфоз. Мы поняли, что наша креативность — это нереализованный потенциал. Каждый человек, как и каждый город, имеет потенциал роста и может стать на 5—10% более креативным. Даже такой рост может дать большой результат.

— Одно из правил креативного города: перейти от культуры «нет, потому что» к культуре «да, если». Каждому городу нужен хотя бы 1% людей  с таким мышлением. И если метрополия Львова имеет около миллиона жителей, то 1% активных людей — это на самом деле много — 10 тысяч человек!

— Сейчас мы используем воображение для того, чтобы заменить физические ресурсы, сейчас человеческий ум и воображение становятся ключевыми городскими ресурсами.

— Люди могут быть креативными где угодно. Формат работы и то, как мы работаем сейчас, совсем не такие, как когда-то. Именно поэтому я говорю о силе так называемых третьих мест, то есть это не работа, и не ваш дом. А просто «третье место», где можно подумать и покреативить.

— Что бы ни делал Львов — пытайтесь быть собой. Львов должен быть городом, который запоминается в сознании определенными якорями. Ясно, что люди хотят видеть прежде всего обновленную инфраструктуру. Если обновляется инфраструктура, например аэропорт, то нужно делать так, чтобы он был не похож на друге.

— Наследие и креативность — это два больших друга и партнера. Хотя креативность — это обновительный ресурс, а наследие — нет, но если их поставить в партнерство, мы получим очень интересные решения.

Амбициозный город ХХІ века: где люди выходят за свои рамки, в общие группы и публичные пространства; где господствует доверие — вы даете, а не берете; где понимают глубокую руку культуры; находят способы объединять старшее поколение с молодым; где господствует экологическое сознание; где архитекторы и строители имеют эстетичную ответственность.

— Нужно уметь объединить старое и новое. Не пугать, не запугивать людей, чтобы не было непонимания. Вы должны дать понимание, что мы знаем, кто мы, но мы хотим быть успешными, и потому нужны изменения.

— Амбициозный город ХХІ века: где люди выходят за свои рамки, в общие группы и публичные пространства; где господствует доверие — вы даете, а не берете; где понимают глубокую руку культуры; находят способы объединять старшее поколение с молодым; где господствует экологическое сознание; где архитекторы и строители имеют эстетичную ответственность.

«ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ НЕ СВЕЛАСЬ К СПЕКУЛЯЦИЯМ ЦЕННОСТЯМИ И ОБСУЖДЕНИЯМ»

Как идею креативного города видят во Львове? В ходе форума глава Совета конкурентоспособности Тарас ЮРИНЦ выделил четыре направления развития города: «Во-первых, это воспитание творчества и креативности в городе. Мы бы хотели, чтобы во Львове развивалось начало, которое бы помогало творить новые знания. Во-вторых, это удержание креативных жителей в городе. В настоящий момент лучшие представители города реализуют себя везде, но только не во Львове — в Киеве, Польше, США. Во Львове им сложно себя реализовать, ведь они хотят делать больше, но таких возможностей нет. В-третьих, это привлечение. Важно не только удерживать людей, которые планируют покинуть Львов, но и апеллировать к тем, кто уже уехал. Для этого нужно создать условия, чтобы они вернулись, и тот багаж знаний, тот опыт, который они получили за границей, они начали воплощать в нашем городе. Важно приглашать и привлекать людей, которые не являются львовянами. В-четвертых, концентрация креативных людей. Нам нужны среда, локации, где такие люди смогут встречаться, обсуждать свои идеи и потом претворять их в жизнь».

«Львов — исторически креативный город», — убежден ресторатор, общественный деятель Марк ЗАРХИН. — Да, у нас сейчас нет денег. Все скажут, что это плохо. Но я считаю, что когда нет денег, нужно думать и креативить. Поэтому прежде всего нужно сосредоточиваться не на областях деятельности, а на человеческом потенциале жителей Львова.

Например, Дублин, который всегда был бедным и консервативным городом, сумел превратиться в город креативных индустрий. Раньше там, как и во Львове, думали, как поехать за границу и заработать денег. А теперь зарплата всех жителей Дублина выросла в пять раз и люди поверили, что креативный класс может их изменить».

Очевидно, что привлечь и удержать креативный класс можно лишь при условии значительного повышения уровня жизни в городе. Украинский экономист и основатель мастерской стратегий «Прорыв» Павел ШЕРЕМЕТА метко заметил: «В Украине есть много стратегий, но у нас есть проблема с внедрением хороших идей. Если цитировать Мировой экономический форум, в действительности люди задают четыре вопроса, когда они выбирают, где им жить. Есть ли в городе достойная работа, есть ли рабочие места? Могу ли я позволить себе жизнь в этом городе? Является ли город достаточно открытым и толерантным? Весело ли здесь, есть ли досуг?

Например, во Львове есть проблема с транспортом. О каком бы креативе мы ни говорили, эту проблему нужно решать. Жителей спальных районов больше интересует не креативный класс, а заторы и поликлиники в районах. Если город не справится с этими проблемами, ему не стать креативным».

В ходе презентации стратегии участник визийной группы, предприниматель Ярослав РУЩИШИН очертил виденье Львова в 2027 году как «города достойной жизни, основанной на доверии, честности, взаимоуважении и взаимодействии, что ведет к благосостоянию, самореализации и общественному благу через развитие креативности — создания новых идей и знаний и их внедрения». «Креативность — не самоцель, а средство достичь большего», — суммировал он.

Да, озвученные идеи и задекларированные стратегии звучат красиво. Но главный вопрос заключается в том, как они будут внедряться на практике. Развитие креативных индустрий для Львова является приоритетным. Однако важно, чтобы реализация стратегии не свелась к одной только спекуляции ценностями и обсуждениям экспертов во время дискуссионных панелей.

«Думаю, что туристическая и образовательная отрасли, а также IT-кластер развивались и без стратегии конкурентоспособности Львова. Хотя, возможно, не так успешно, — критически отметил Павел Шеремета. — Нужно понимать, что те люди, которые сейчас убирают столы в ресторанах, готовят обеды в ресторанах, которые сейчас убирают кровати, которые ходят на работу в ІТ-компании, сделали для прорыва в туризме и ІТ значительно больше, чем консультанты, которые советовали развивать эти кластеры».

Нынешняя избранная стратегия Львова сложнее в реализации, чем предыдущая, так как предусматривает значительно больше объема работы. Львов не станет креативным городом сам по себе. Речь идет о вопросе конкретной системной работы, лишь благодаря которой можно мечтать о «городе достойной жизни». На самом деле немалая часть этой работы даже выходит за пределы компетенции самого города. Воспитать и развить креативный класс можно лишь через обстоятельные образовательные изменения. Привлечь в город креативный класс можно, предложив ему комфортные условия жизни. Речь идет и о вопросе заработной платы, и в конечном итоге о состоянии дорог и транспортной сети.

Слушать дискуссионную панель во львовском Центре Шептицкого было интересно. Дальше очередь за реализацией. А ее лучше осуществлять, как подсказывал сам митрополит Андрей: «Не потоком громких фраз, а тихим, неутомимым трудом...»

Дмитрий ПЛАХТА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ