Накануне Дня памяти жертв Голодомора и политических репрессий в Днипре состоялась презентация книг, посвященных этой трагедии украинского народа. Издания, которые вышли в свет благодаря содействию Украинского института национальной памяти, были представлены авторами книг, а также руководителем недавно созданного Юго-Восточного отдела УИНП, доктором исторических наук Игорем КОЧЕРГИНЫМ. Встреча вышла не протокольная, поскольку она объединила тех, для кого это действительно больная тема, для кого это не страницы из учебника, а история собственной семьи. «Все эти книги тем или иным образом жизнеутверждающие, они восстанавливают память о Голодоморе, показывают, что люди боролись, что о них помнят. Главное, чтобы мы не забыли об этом ужасном событии благодаря этим людям», — отметил во время презентации Игорь Кочергин. О книгах, представленных на мероприятии «Память о Голодоморе: презентация изданий Украинского института национальной памяти», а также о своей работе в УИНП Игорь Кочергин рассказал для «Дня»
«ВЗГЛЯД ГЛАЗАМИ СПАСИТЕЛЕЙ, ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКОВ, ГЛАЗАМИ ЖЕРТВЫ И ГЛАЗАМИ НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ»
— На мой взгляд, все четыре книги, которые появились под эгидой Украинского института национальной памяти, можно объединить, поскольку они хранят память о Голодоморе. Во время дискуссии ее участники справедливо отметили, что все эти издания смотрят на Голодомор с разных ракурсов: глазами спасителей, глазами участников, глазами жертвы и глазами наших современников. Первое издание «Людяність у нелюдяний час» — это своего рода мемориальная книга, она рассказывает о людях, которые помогли другим спастись от голода. Есть в ней имена и с Днепропетровщины. Можно сказать, что речь идет о «праведниках мира» — так же, как во время еврейского Холокоста. Вторая книга — «Репресовані щоденники. Голодомор 1932-1933 рр. в Україні» — уникальное издание, в котором вмещены дневники свидетелей Голодомора, найденные в архивах спецслужб. Это семь дневников учителей, селян, эмигрантов и даже партийного работника. Третья «Скажи про щасливе життя...» — это воспоминания учительницы Анастасии Лисивец, которая лично пережила Голодомор. Она проживала на Киевщине, а затем на Слобожанщине. Воспоминания были записаны ею еще во времена СССР и сохранялись в семье. Ее дочь передала эти воспоминания для публикации. Впервые дневник был опубликован в 1993 году в издательстве «Веселка». Потом он переиздавался в Румынии и Франции. И в конце, исследование днепровской журналистки Ирины Ревы «По той бік себе: соціально-психологічні і культурні наслідки Голодомору та сталінських репресій». Она рассказывает о том, что Голодомор стал психологической травмой, отпечаток которой мы до сих пор можем чувствовать на себе. Как следствие Голодомора в нашем обществе наблюдается безинициативность, пассивность, патернализм. Автор сравнивает это состояние с известным «стокгольмским синдромом», когда жертва начинает защищать свой палач. Первые две книги изданы при поддержке УИНП в 2018 г., последние две — в 2019 г. И это уже не первое издание, которое свидетельствует об интересе общественности к книгам на тему Голодомора 1932-1933 гг.
«СОЗДАНИЕ В ДНИПРЕ МУЗЕЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ГОЛОДОМОРУ — АКТУАЛЬНО»
— Эта презентация — одно из первых мероприятий Юго-Восточного отделения УИНП, который вы возглавляете?
— Нет, далеко не первый. Я был назначен на должность руководителя отдела 1 августа этого года, и за три месяца уже состоялось немало мероприятий. Причем не только в Днипре, поскольку в моей «зоне ответственности» четыре области. В Запорожье, например, мы открывали концерт «Хореи казацкой» — «Песни украинской революции». В Кропивницком вместе с Игорем Щупаком, директором Украинского института изучения Холокоста «Ткума», выступали перед учителями Кропивницкого района, а в с. Нескучное Донецкой области принял участие во Всеукраинском научно-практическом семинаре «Выдающаяся личность в контексте времени». Каждый раз проходят презентации книг, изданных при поддержке УИНП.
В Днипре в октябре в Историческом музее им. Д. Яворницкого открыта банерная выставка, подготовленная УИНП под названием «Фактор свободы: Мазепа, Петлюра, Бандера», 19 ноября в Новомосковском краеведческом музее открыта еще одна банерная выставка УИНП «Сопротивление Голодомору», были презентации, разные мероприятия, в частности, круглый стол, посвященный проблеме памяти о Голодоморе. Мы принимали участие как партнеры Общественного совета Днипровской городской рады. На этом мероприятии обсуждался вопрос о создании в Днипре Музея сопротивления Голодомору. На круглый стол были приглашены представители областной и городской рады, историков, общественных активистов, волонтеров, архитекторов, а также сотрудников Национального музея голодомора-геноцида из Киева.
Участники круглого стола пришли к выводу, что такой музей нужно создать, потому что именно на Днепропетровщине, которая сильно пострадала от голода и репрессий, наблюдалось массовое сопротивление людей как конфискациям зерна, так и коллективизации. Существовало и повстанческое движение. Эксперты уже определили для себя первую задачу — начать сбор материалов для экспозиций и свидетельств тех, кто готов их предоставлять на территории города и области. В целом теме Голодомора 1932-1933 гг. посвящены экспозицию одного из залов Днепровского исторического музея, но эта тема настолько масштабная и всеобъемлющая, что должен быть отдельный музей. Местные власти и представители Национального музея Голодомора пообещали всестороннюю поддержку. Украинский институт национальной памяти тоже не останется в стороне от этого важного дела.
— В каком состоянии находится формирование Юго-Восточного отделения УИНП?
— Сейчас мы в процессе покупки помещения — ведем переговоры, решаем вопрос с Днепропетровской областной радой и Днепропетровским национальным историческим музеем. Имеем надежды, что будем обитать на центральном проспекте, в одной из комнат дома, где расположена администрация Днепропетровского национального исторического музея им. Яворницкого. Проходит также конкурс на главного специалиста. С нового года нас уже будет двое, а вообще штат должен быть не менее трех сотрудников.
Такой музей нужно создать, потому что именно на Днепропетровщине, которая сильно пострадала от голода и репрессий, наблюдалось массовое сопротивление людей как конфискациям зерна, так и коллективизации. Существовало и повстанческое движение. Эксперты уже определили для себя первую задачу — начать сбор материалов для экспозиций и свидетельств тех, кто готов их предоставлять на территории города и области. В целом теме Голодомора 1932—1933 гг. посвящены экспозицию одного из залов Днепровского исторического музея, но эта тема настолько масштабная и всеобъемлющая, что должен быть отдельный музей.
Пока налаживаем сотрудничество с государственными учреждениями и общественными организациями четырех областей — с департаментами культуры, институтами совершенствования учителей, Днепровским национальным историческим музеем им. Д. Яворницкого, музеем Холокоста и музеем АТО в Днипре, общественным советом при городской раде Днипра и даже сотрудничаем с военными — командованием «Восток».
В ближайших планах — презентация книги о военных капелланах, один из них — Дмитрий Поворотный — принимал участие в подготовке этого издания. Также планируем на следующий год совместно с Днепропетровской областной универсальной научной библиотекой издать сборник к 80-летнего юбилею известного диссидента Ивана Сокульского, в нем будет освещаться деятельность движения за независимость Украины.
«ДЕКОММУНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗАВЕРШЕНА ЛИШЬ НА 90 ПРОЦЕНТОВ»
— Завершена ли в нашей области декоммунизация, которая начата четыре года назад?
— Скажу так — завершена лишь на 90 процентов. Мы делаем регулярные запросы в местные органы власти, которые должны реагировать и несут ответственность за невыполнение законов. В частности, недавно подготовлено обращение относительно таблички, посвященной РСДРП, установленной на пр. Почтовом в Кривом Роге. Готовим обращение к городской власти Верхнеднепровска по поводу памятника В. Щербицкому, и Каменского, где стоит памятник Л. Брежневу. В Днипре чиновники пока закрыли мемориальные доски, посвященные красногвардейцам на доме гостиницы «Астория», на улице Грушевского, где был расположен штаб I Конной армии Буденого и на Крутогорном cпуске, где находится дом, в котором когда-то жил Л. Брежнев. Они нашли выход — прикрыли эти изображения пленкой и ящиками. Их как будто не видно, но они фактически есть.
«ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ — ИСКАТЬ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЙ РАССТРЕЛЯННЫХ ВО ВРЕМЯ РЕПРЕССИЙ И УМЕРШИХ ОТ ГОЛОДОМОРА»
— В Днипре на Запорожском шоссе стоит памятный крест, который самостоятельно установил немолодой человек. Он считает, что на этом месте расстреливали людей во время Большого террора, в частности, и его отца. Установлено ли настоящее место захоронения людей, казненных в сталинские времена?
— Этого немолодого человека зовут Анатолий Иванович Пушкарский. Но одного свидетельства мало, при всем уважении. Нужны обстоятельные исследования в архивах, которыми мы планируем заняться. Это одна из задач Института национальной памяти — искать места захоронений расстрелянных во время репрессий и умерших от Голодомора в 1932-1933 гг. Если будут обращения, то мы обязательно будем разбираться. Точно известно, что людей, которые погибли во время Голодомора и были расстреляны НКВД, хоронили на 9-м километре того же Запорожского шоссе. Там уже есть мемориал, который был установлен во времена президентства Виктора Ющенко. 23 ноября утром, на День памяти, состоится возложение цветов. Мы почтили память погибших от коммунистического террора вместе с Днепропетровским обществом политзаключенных и репрессированных, а также представителями центральной и местной власти. Будут также представители областной и городской власти. По этому случаю открыты выставки, посвященные Голодомору в разных местах и районах области, проводятся мероприятия в школах, выступления на телевидении. Мы не должны забывать погибших, должны хранить память о них.