Парламент Великобритании считает, что система образования должна адаптироваться к меняющемуся рынку труда и отказаться от преподавания устаревающих навыков, чтобы не сформировать «бесполезный класс». Депутаты также рекомендуют правительству создать комитет по контролю за ИИ, пока его прогрессом еще можно управлять.
Представители парламентского Комитета по науке и технологиям считают, что образовательной системе нужно перестроиться и подготовиться к новым реалиям, которые ожидают современных школьников. В центре внимания должны быть предметы, с которыми машины еще долгое время не смогут справляться достаточно хорошо. В то же время, нет смысла обучать школьников навыкам, которые никому не будут нужны через 10—20 лет. Парламентарии предлагают правительству принять меры, пока не стало слишком поздно.
«Научная фантастика постепенно превращается в научный факт, и ИИ будет играть все большую роль в нашей жизни в ближайшие десятилетия», — отметила Таня Матиас, одна из председательниц комитета. По ее мнению, современное школьное расписание не отвечает требованиям четвертой промышленной революции.
В частности в британских школах недостаточно высокий уровень преподавания информатики, а учащиеся не имеют представления о базовых принципах работы ИИ. Наиболее ценные навыки в будущем — это умение быстро решать задачи и подходить к ним творчески. Также школьникам следует чаще работать над проектами совместно, так как в будущем люди будут трудиться вместе с роботами.
Родителям тоже нужно задуматься. «Думаю, родителям стоит отдавать себе отчет, что уже сейчас они сами могут выполнять часть работы своего лечащего врача или бухгалтера, а значит, скоро эта часть уйдет [к ИИ]», — заметила председатель парламентского комитета Таня Матиас. Юридическая практика и бухучет перейдут во власть роботизированных систем быстрее, чем садоводство, и это стоит учитывать при выборе карьеры.
Комитет также советует правительству взяться за контроль над искусственным интеллектом. В качестве примера парламентарии привели случай с приложением Google для классификации изображений, которое признает фотографии с афроамериканцами за фотографии с гориллами. Нельзя допускать, чтобы в ИИ-системах изначально была заложена дискриминация.
Как отмечает The Guardian, недавно преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Ювал Ноа Харари отметил, что ИИ приведет к формированию «бесполезного класса». «Когда современным учащимся исполнится 40-50 лет, все, что они изучали в школах и колледжах, будет нерелевантным. Чтобы иметь работу и не выпасть из реальности, нужно постоянно переизобретать себя снова и снова, быстрее и быстрее», — считает Харари.
По данным EdTechXGlobal и IBIS Capital, к 2020 году инвестиции в образование и обучение достигнут $252 млрд. Значительная часть этих средств пойдет на преобразование существующей образовательной модели, которая объективно устарела. Через 4 года только в Британии возникнет спрос на 2,3 млн сотрудников, обладающих цифровыми специальностями. При этом по статистике компании Intel, всего 10% школ предлагают хоть какое-то обучение работе с компьютером.
В этих условиях выигрышной может оказаться стратегия Google, которая запустила открытую образовательную платформу Project Bloks для обучения детей информатике с 5 лет.
Чтобы понять, как изменится рынок труда в ближайшие годы, можно ознакомиться с рейтингами профессий будущего. Среди них городские фермеры, наномедики, специалисты по голографической телепортации и ветеринары для роботов. Цениться будут социальные интеллект, гибкость, предпринимательская жилка и способность быстро и непрерывно обучаться.