Он свободно владеет 15-ю языками, прекрасно знает нашу историю и может спеть украинскую народную песню не хуже самого Степана Гиги. Ойвинд НОРДСЛЕТТЕН — первый посол Норвегии в независимой Украине, феноменальный дипломат, уникальный человек и большой друг нашей страны. Говорят, не бывает бывших дипломатов. Если так, то эти слова сказаны точно в адрес этого двухметрового великана, взглянув на которого, сразу и не скажешь, что ему 73. В смутное для Украины время Правительство Норвегии попросило Ойвинда Нордслеттена еще раз послужить государству, и тот не отказался. Во второй раз, возглавив посольство страны викингов, Ойвинд покинул пост лишь в прошлом году. Активный норвежец не привык сидеть дома сложа руки. Он — частый гость в Украине. Говорит, что полюбил ее не меньше, чем суровую и милую сердцу Норвегию. В этот раз Ойвинд Нордслеттен приехал в Украину как туристический гид. Объекты и, собственно, сами туристы — достаточно необычные. Дипломат приехал показать норвежским фермерам наши земли. И нужно сказать, что он поразил своих земляков!
ЗАПЕЛИ И ПОДРУЖИЛИСЬ
Гостеприимная сиверская земля встречает скандинавский десант. Около двух десятков фермеров из суровой Норвегии приехали поближе познакомиться с более мягкой по климату Черниговщиной. Сначала — экскурсия в столицу Гетманщины — Батурин, потом в Чернобыль, за ним — в столицу Сиверщины — Чернигов. А с ведением сельского хозяйства фермеров привезли знакомиться в Борзнянский район, в село Носелевка. На протяжении восьми лет здесь успешно работает совместное украино-норвежское предприятие. Основной инвестор — норвежец Хель Магнус Холланд. В аграрный бизнес он попал случайно.
— Я вспоминаю, что из бизнеса у него был лишь магазин одежды в Норвегии, — рассказывает о своем земляке Ойвинд Нордслеттен. — Однажды, во время отпуска, ко мне подошел Хель и попросил организовать поездку в Украину. Дело в том, что он является членом любительского хора и захотел выступить в Украине. Здесь они спели с местным хором «Ориана». Так через пение возникла большая дружба, и так Хель пришел в аграрный бизнес.
— Господин Ойвинд, вы приехали в Носелевку во главе многочисленной делегации.
— Это норвежские фермеры. Большинство из них уже на пенсии, и их дела ведут дети. А попали мы сюда по просьбе редакции норвежского сельскохозяйственного журнала. Они ежегодно организовывают путешествия за границу с целью ознакомления с культурой земледелия в других странах. Поскольку я дважды был послом в Украине, то меня попросили, чтобы я взялся за организацию экскурсии. Конечно, я не мог отказать, тем более что здесь, в Украине, успешно работает совместное норвежско-украинское предприятие. Наши фермеры арендуют у вас свыше 2500 гектаров земли и выращивают разные культуры. Для норвежских фермеров, конечно, интересно познакомиться с культурой земледелия в Украине. Для меня это прекрасная возможность в очередной раз побывать в Украине, стране, которую мы с семьей очень полюбим. Я переживаю за нее и интересуюсь ее судьбой.
— Что вы можете сказать о сельском хозяйстве Украины? Можно ли его сравнивать с норвежским?
— Сельское хозяйство Норвегии и Украины, как говорят у вас в Одессе, это две большие разницы. 70 процентов территории Украины — это пахотные земли. Для сравнения: в Норвегии всего 3 процента пахотных земель. У нас маленькая страна на севере, это — страна камней и скал. Большинство полей занимают площадь не более одного гектара, если поле имеет площадь два гектара, то его принято считать большим. Излишне сравнивать с вашими безграничными просторами! Норвежцы, которые впервые видят украинские земли, долго не могут прийти в себя от удивления. Наши фермеры в основном занимаются молочным скотоводством, держат в среднем 25—30 коров. Норвежцы малоземельные по сравнению с украинцами. Того, кто имеет в собственности 15—20 гектаров, у нас считают крупным фермером. Но в отличие от украинского правительства, норвежское государство субсидарно поддерживает национального товаропроизводителя. Нужно сказать, что субсидии фермеры получают очень большие. Для нас поддержка национального товаропроизводителя является вопросом национальной безопасности. Кроме того, продукция норвежских фермеров очень высокого качества.
— Как конкретно ваше правительство поддерживает фермеров?
— Например, что касается молочного скотоводства, то наши фермеры получают за один литр молока 5 крон — это 15 украинских гривен. Наши фермеры объединены в ассоциации и кооперативы и продают продукцию также через них. Поскольку мы живем далеко на севере, то земледелие государство должно поддерживать, поскольку конкурировать со странами ЕС без такой поддержки невозможно. Наши фермеры — это обеспеченные люди. Да, в норвежских селах живут даже лучше, чем в городах.
— Вы вспоминали безграничные просторы украинских земель. А каковы, по вашему мнению, перспективы нашего аграрного сектора?
— Перспективы Украины в аграрном секторе безграничны! В настоящее время мы видим, как Украина выходит на передовую в производстве масличных культур, сои и гороха. Имея такие земли, являющиеся настоящим богатством, Украина может стать житницей Европы.
— Господин Ойвинд, каково ваше отношение к рынку земли?
— Я понимаю, что у вас другие традиции, но земля должна быть частной. Конечно, это не означает, что необходимо все земли сделать частными. В Норвегии большие пастбища являются общественными. Но в целом земля передается по наследству, а большинство ферм существуют в нескольких поколениях. Земля должна принадлежать фермерам.
— Вы организовали приезд фермеров. Он одноразовый или будете и в дальнейшем знакомить норвежцев с нашей страной?
— Этих фермеров я привез впервые. Через неделю привезу вторую партию. Норвежцы услышат и увидят Украину на страницах нашего журнала и из рассказов земляков. Большинство этих фермеров уже на пенсии, и им интересно, как ведут хозяйство их земляки здесь, в Украине, в стране, где возможности земли значительно выше, чем в Норвегии.