Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О буднях... профессиональной мамы

В Украине десять лет работает СОС-городок, благодаря которому в Броварах удалось полностью отказаться от интернатов — в пользу семейных форм воспитания. Каждая СОС-мать здесь воспитывает от пяти до семи детей
14 февраля, 2014 - 12:04
МАМА ТАТЬЯНА С НАИМЕНЬШИМИ В СЕМЬЕ ДЕТЬМИ — 9-ЛЕТНИМ ЖЕНЕЙ И 5-ЛЕТНЕЙ АНЕЙ, РОДНЫМИ БРАТОМ И СЕСТРОЙ

Официальное открытие первого в Украине СОС-городка состоялось в 2010 году в Броварах. «День» был на этих торжествах. Тогда в 13 новых, специально построенных домиков в сосновом лесочке вселились мамы-воспитатели со своими подопечными — в основном детьми-сиротами или лишенными родительской заботы. Мамы-воспитатели — это специально обученные и подготовленные женщины, которые должны заменить детям родную мать.

Система воспитания детей здесь такова, что одна мама воспитывает одновременно от пяти до семи детей. Помогают маме несколько раз в неделю помощники воспитателя. Когда детям исполняется 14—16 лет, они идут жить в молодежные домики, где учатся самостоятельности. После выхода из СОС-городка фонд помогает им с жильем (частично финансирует его аренду) и продолжает морально поддерживать столько, сколько понадобится. К тому же выпускники всегда могут приезжать в гости к своим СОС-мамам.

В ПРОШЛОМ ГОДУ ЗДЕСЬ НАЧАЛИ РАБОТАТЬ ТРИ СЕМЕЙНЫЕ ПАРЫ, ТЕПЕРЬ У ДЕТЕЙ В ЭТИХ СЕМЬЯХ ЕСТЬ И ПАПА, И МАМА...

По крайней мере, по такой схеме работают СОС-городки в Австрии, откуда произошла эта форма воспитания. В Украине немного отошли от классической модели. Чтобы максимально приблизить условия воспитания к семейным, теперь дети имеют право жить с СОС-мамами на территории городка до тех пор, пока не завершат обучение в вузах, не найдут жилье или создадут собственные семьи. То есть, как в типичной семье. А сами же воспитатели получили статус приемных семей или детских домов семейного типа, что в зарубежных СОС-городках тоже не практиковалось.

В 13-ти СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННЫХ ДОМАХ В СОСНОВОМ ЛЕСУ МАМЫ-ВОСПИТАТЕЛИ ЖИВУТ СО СВОИМИ ПОДОПЕЧНЫМИ. СЕЙЧАС ЗДЕСЬ ПРОЖИВАЕТ 69 ДЕТЕЙ

От молодежных домиков для подростков также решили отказаться. «В Украине мы отошли от молодежной программы и классической модели СОС-городка, где вообще один директор является опекуном всех 80 детей (сейчас в Броварах живет 69 детей разного возраста, а рассчитан городок на 80 человек), — рассказывает нам директор БФ «СОС-Детский Городок» Андрей Чуприков. — По закону Украины, если ребенок учится, то может быть на попечении у родителей или мамы до 23 лет. Мы использовали эту законодательную возможность, поскольку большинство наших подростков учится уже в колледжах, кто-то в вузах, поэтому пока они живут с мамами или родителями».

Неслучайно Андрей Чуприков сказал «родители», ведь в прошлом году в броварском СОС-городке начали работать три семейные пары, теперь у детей в этих семьях есть и папа, и мама. Это еще одно отличие украинского городка от австрийского.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ МАМЫ ТАНИ: СЕМЬ ДЕВОЧЕК И ОДИН МАЛЬЧИК

Хотя сами мамы не воспринимают работу в СОС-городке как профессию. Мама Татьяна, в гостях у которой был «День», рассказала, что для нее это, скорее, осуществление мечты. Женщина всегда хотела иметь большую семью и собственный домик, но так сложилось, что все это нашла здесь, в Броварах.

«Самая старшая у нас Таня, ей 19 лет, дальше — ее сестренки-двойняшки Вита и Аня, которым уже по 15, — рассказывает мама Татьяна. — Еще есть 14-летняя Ира, 11-летняя Маша и самые маленькие в нашей семье — 9-летний Женя и 5-летняя Аня, родные между собой брат и сестра».

«Я три года работаю с детьми мамой, а до того была помощником воспитателя в этой же семье. Так сложилось, что в связи с определенными жизненными обстоятельствами их первая СОС-мама ушла, вместо нее пришла я. Меня дети воспринимали как врага, так как уже привыкли доверять другой маме. Потом у меня появились еще и старшие девочки — Таня с сестрами-двойняшками, пока мы притерлись друг к другу, достигли взаимопонимания, тоже ушло много сил. Вспоминаю, что в первые дни девочки любили открыть холодильники, стоять и смотреть на них, потому что в интернате, по которым они ездили с трех лет, такого доступа не было», — рассказывает Татьяна.

«Меня больше всего пугало, что нужно опять адаптироваться ко всему новому. Для меня каждый переезд — это сильный стресс. Но сейчас я привыкла, теперь все хорошо», — вспоминает свой переезд в СОС-городок старшая дочь Таня.

ПЯТИЛЕТНЯЯ АНЯ ИГРАЕТ В СПОРТИВНОМ УГОЛКЕ. В СОС-ГОРОДКЕ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ ЗДЕСЬ БЫЛИ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫ

Психолог Ольга Мороз, которая была нашим гидом по городку, добавила, что когда в семье появляются новые дети, адаптация начинается у всех: «Даже те дети, которые живут давно в СОС-городке, по психологическому состоянию скатываются на тот период, когда только сюда пришли. Соответственно, начинается период испытаний, все хотят, чтобы мама доказала, что любит независимо от того, какие пакости они делают».

«У меня пакости проявлялись в том, что когда я укладывала меньшую Аню спать, старшие девочки устраивали мне такой шум, что я иногда выходила из себя, доходило до того, что свет выключала на рубильнике. Я им объяснила, что они приехали не в лагерь, где побудут 21 день, напакостят вожатым и уедут. Нам вместе жить дальше. Впоследствии они оценили то, что я для них делаю», — говорит Татьяна.

«ПРИЯТНО, ЧТО У СТАРШИХ ДЕВОЧЕК УЖЕ ЕСТЬ ЖИЛКА МОЕГО ВОСПИТАНИЯ, МОИ СЛОВА И ПРИВЫЧКИ»

Вместе с Татьяной и ее семью детьми живет и биологическая дочка женщины — Валерия. Сейчас девушка учится в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова. Пока мы вели беседу с мамой, они со старшей Таней хихикали, просматривая на компьютере фотографии. Было заметно, что девушки стали близкими подругами.

«Это сразу для меня был урок по самостоятельности и ответственности, я поступила в колледж, а мама поехала сюда работать, — вспоминает Валерия. — Ревности не было. Сейчас это моя семья. Часто сюда приезжаю в гости. Поскольку буду учителем английского языка, то теперь занимаюсь с Женей и Машей».

ПОСЕРЕДИНЕ, ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, СИДИТ СТАРШАЯ ДЕВОЧКА В СЕМЬЕ — 19-ЛЕТНЯЯ ТАНЯ, СПРАВА — РОДНАЯ ДОЧЬ МАМЫ ТАТЬЯНЫ — 17-ЛЕТНЯЯ ВАЛЕРИЯ, А СЛЕВА — ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ ЮЛЯ, КОТОРАЯ ПРИХОДИТ В СЕМЬЮ НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ, НЯНЧИТ МЕНЬШИХ И УЧИТ С НИМИ АНГЛИЙСКИЙ, ПОТОМУ ЧТО САМА ЕЩЕ УЧИТСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

«Женя у нас такой активный, что с ним трудно заниматься. Он даже спокойно поесть не может — то кошку нужно покормить, то за кетчупом сходить, — продолжает мама Татьяна. — Сейчас приятно, что старшие девушки живут со мной два года, и уже есть жилка моего воспитания: мои привычки, слова... Но уже младшие подрастают. А вообще, когда нам трудно, мы можем позвонить психологу, но я обращаюсь за советом к маме. Она меня поддерживает психологически, ведь нас было трое в семье, поэтому она советует из своего опыта, как и к кому подойти».

ТОЛЬКО 1% БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ — ЭТО СРЕДСТВА УКРАИНСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

Вскоре к большой семье СОС-городка присоединится еще трое деток. Как объяснил директор Андрей Чуприков, в системе воспитания в Броварах пока все останется, как есть. Относительно других регионов, то здесь будут работать по другим схемам.

«В Луганске, где тоже работает СОС-городок, мы полностью перешли на воспитание детей семейными парами. Живут они в разных домах и квартирах в разных районах города, чтобы была полная интеграция детей в общество, — продолжает Андрей Чуприков. — Мы провели исследование относительно защиты прав детей в Украине, были определены регионы, где есть необходимость в наших программах. Возможно, это будет Запорожская, Закарпатская или Николаевская область        — все зависит от финансирования. В третьем регионе мы будем развивать приемные семьи, потому что будущее именно за ними, а не за детскими домами семейного типа».

Кстати, благодаря работе фонда в Броварах закрыли местный интернат «Любисток», а его воспитанникам подыскали усыновителей. Тех, кому найти семью не удалось, взяли на воспитание СОС-мамы. Пока такая схема работает только в Броварах, чтобы распространить ее на большее количество регионов, нужно соответствующее финансирование, говорит Чуприков. Сейчас фонд работает благодаря иностранным средствам: 80% бюджета формируют деньги иностранных компаний и благотворителей (годовой бюджет организации составляет более миллиона евро). Еще 20% выделяется из госбюджета — на содержание детских домов семейного типа или приемных семей. И только один процент финансируется компаниями и благотворителями из Украины. И то чаще всего эти фирмы имеют штаб-квартиры за рубежом.

Инна ЛИХОВИД, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ