Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О Человеке и Государстве...

2 марта, 2005 - 20:44

В ежедневной суете, окруженные множеством дел, мы зачастую не можем позволить себе задумываться над глобальными проблемами человечества. Нужно кормить семью, зарабатывать деньги, штопать носки, проверять уроки у детей и так далее.

А система отношений личностей, обществ, государств, межгосударственных структур вроде бы существует сама по себе, далекая и непостижимая. Мы даже не замечаем, как оказываемся втянутыми в тот или иной круговорот событий, в те или иные движения, а иногда и в чужую игру. Потому что именно Мы, личности, граждане, каждый сам по себе уже является Вселенной, без которой не будут существовать политические партии и движения, не будет существовать государство, потому что оно не будет государством без НАС. То есть Тебя, Меня, Тех, а также Других. Это чувство единства и силы, которое порождает единение людей, приходит очень редко, особенно у нас, в Украине, с нашей ментальностью, особым восприятием Мира, толерантностью и любовью ко всем людям и всему живому. Возможно, только произошедшие сейчас в Украине сдвиги, Майдан, который уже становится историческим, показали, что Человек является приоритетом. От него, то есть от нас с вами, зависит и общество, и Украинское государство и его продвижение в Мире.

В этом триединстве: Человек — Общество — Государство формируется безопасность нашего существования. И именно об этом написала в своей книге преподаватель киевских национальных университетов имени Тараса Шевченко и «Киево-Могилянская академия», эксперт Национального института проблем международной безопасности Людмила Чекаленко «Зовнішня політика й безпека України».

Автор ведет читателя по принципу постепенности: от осознания стремлений Человека и необходимости защиты его прав и свобод, через общество, государство и к международным структурам. Без Человека нет смысла существования государства, и это самое ценное. Переходит от развития этнического согласия в обществе к защите украинцев за рубежом. Сравнивает подходы разных государств к украинскому гражданину-труженику за рубежом. Изучает отношение иностранных государств к своим этническим представителям в Украине, которые часто выступают необходимым звеном, по которому измеряется уровень развития демократичности государства. А ряд стран по такой шкале — отношение к представителям своих этносов — строит двухсторонние отношения, критерием которых является уважение к Человеку. Именно в этой плоскости можно было бы позаимствовать опыт соседей по защите своих соотечественников...

Читателю будет интересно познакомиться с широкой палитрой внешнеполитической деятельности Украинского государства, узнать о сотрудничестве со стратегическими партнерами Украины, непосредственными географическими соседями и ведущими странами мира. Распутать сложные проблемы, которые периодически возникают на пути к пониманию и межгосударственному уважению; о работе внешнеполитического ведомства, которое решает сложные задачи и находит компромиссы, следуя сентенции: у нас нет неразрешимых проблем, есть проблемы нерешенные...

Книга содержит ответы на вопросы об интеграционных процессах: почему они происходят, и что это такое. Какая разница между глобальными, региональными и субрегиональными явлениями, между универсальными и региональными межгосударственными структурами. Как Украина преодолевает преграды на пути к европейской интеграции, как пытается получить признание Европейского Союза и членство в Североатлантическом альянсе; чем участие в этих структурах может гарантировать безопасность Украине и многое-многое другое.

Особое внимание уделено вопросом институализации процессов пространства Содружества независимых государств, появлению и функционированию таких структур, как СНГ, Евразийское экономическое сотрудничество, ГУУАМ, новый проект Единого экономического пространства и другие. Речь идет и о достижениях, и о просчетах, а также о перспективах развития упомянутых структур. В то же время освещаются формы и направления деятельности Украины в европейских региональных организациях — ОБСЕ, Центральноевропейской инициативе, ЦЕФТА, еврорегионах и так далее. Отмечается также важность участия Украины в деятельности Организации Объединенных Наций.

Людмила Чекаленко не только информирует читателя, она с ним беседует, делится своими сомнениями и размышлениями. Автора беспокоят нерешенные вопросы защиты прав украинских тружеников за рубежом, что является показателем места государства в мире; сложные вопросы границ — определяющего признака государственности; вопросы постсоветского наследия, культурного и исторического достояния, большинство которого не удается вернуть; вопросы собственности. Беспокоят проблемы роста внешнего государственного долга, сокращения объемов товарооборота с партнерами, отсутствия альтернативных источников энергоснабжения и многое другое.

Среди гипотетических угроз рассматриваются вопросы отсутствия механизма защиты Украины от возможной ядерной угрозы и другие вопросы, связанные с глобальными вызовами безопасности (терроризм, наркоторговля, торговля людьми и оружием).

Людмила Чекаленко, отдавая должное концепции многовекторности внешней политики Украины первого десятилетия ее независимости, а также балансированию между двумя полюсами силы (проамериканским и пророссийским), предлагает обновленную схему концептуальных подходов в решении вопросов безопасности существования нашего государства. При этом автор подчеркивает актуальность вопросов внешнеполитического выбора Украины, основных векторов внешней политики, определения ее стратегических партнеров. Особое внимание обращает на значение для нашего государства в реализации его перспективных задач внешнеполитического порядка отношений на европейском направлении.

Особый интерес представляет поднятый автором вопрос о проблеме эффективности международного механизма защиты. В украинском варианте — предоставление гарантий ядерными государствами. При этом отметим, что упомянутые положения относительно веса гарантий как составляющих защиты от ядерного нападения или угрозы силы нуждаются в дальнейшей проработке и утверждении на высшем уровне, поскольку, как показала практика, эти гарантии уязвимы своей неясностью относительно уровня эскалации конфликта, после которого государство, предоставившее гарантии, сможет вмешаться в конфликт.

Интересны соображения автора об эволюции понятия «государственный суверенитет», который постепенно утрачивает защитные функции своеобразного табу от посягательств и превращается в универсальный символ прежней неприкосновенности. Основанием для такого утверждения стали события, происходившие вокруг границ нашего государства. Практика международного общения свидетельствует, что ошибки десятилетней давности дают о себе знать и по сей день.

Понравится читателю и глубокое знание автором не только произошедших событий, но и самого процесса формирования и принятия внешнеполитических решений. Украинской политике конца прошлого десятилетия была присуща многовекторность, то есть активная деятельность на многих направлениях сотрудничества с миром. Начало нового тысячелетия, геополитические мировые изменения внесли свои коррективы во внешнеполитические предпочтения нашего государства. Украина определяется со стратегическими партнерами, среди которых Россия, США, Польша определяющие. Таким образом, позиции Украины постепенно трансформируются, эволюционируя от начальных форм общения с новыми субъектами международного права к образованию региональных и субрегиональных формирований с перспективами выхода на европейское пространство и непосредственного влияния на построение системы региональной безопасности.

Вместо резюме приведем заключение из книги: «В Украине не может быть других интересов, кроме украинских. В украинских интересах в этой плоскости среди государственных приоритетов первоочередными должны быть независимость, суверенность Украинского государства; достижение высокого уровня экономического развития, занятие соответственно высокого места в международном разделении труда; гармоничное развитие отношений с государствами — географическими соседями; уделение приоритетного внимания развитию отношений с ведущими европейскими государствами, важности украинско-российского сотрудничества, определенного стратегическим; защита интересов Украины, украинских граждан и соотечественников за рубежом».

Современность выдвигает новые требования к внешней политике Украины, которая призвана соответствовать вызовам новейшего времени, стать опережающей и прогнозируемой. Книга дает основания надеяться, что так и будет.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ