Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «Детоцентризме»,

или Почему образование Украины нуждается в структурных изменениях
18 ноября, 1996 - 20:32
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно мне довелось быть участником III Международной конференции по проблеме университетов мирового класса, проходившей в Шанхае, где, в частности, был объявлен мировой рейтинг университетов 2009 года. Но, прежде всего, конференция была посвящена вопросам модернизации, в том числе через структурные изменения, современных университетов. На мой взгляд, эта проблема чрезвычайно актуальна для отечественных университетов и украинских образовательных заведений в целом.

В общественном мнении Украины достаточно утвердилось мнение, что на рубеже ХХ и ХХІ веков наше образование нуждается в существенных изменениях. Если очень кратко говорить о причинах, побуждающих к изменениям, то стоит назвать, во-первых, возникновение и утверждение украинского государства с его отличными от предыдущего периода экономическими, социальными и политическими отношениями, системой ценностей, духовной жизнью; и, во-вторых, новые тенденции в развитии мировой цивилизации, как-то глобализация, переход к качественно новым технологиям — что все вместе выдвигает новые требования к жизни и деятельности человека, а, следовательно, оговаривает необходимость существенной модернизации образовательных учреждений и образовательной деятельности, призванной готовить конкурентоспособного в современных условиях человека. Но при этом, к сожалению, достаточную готовность к переменам не демонстрирует ни широкая общественность, ни значительная часть образовательного сообщества.

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ 12 ЛЕТ

Среди ряда необходимых изменений в сегменте среднего общего образования стоит назвать в первую очередь те, которые связаны с переходом на новое содержание и двенадцатилетний срок обучения. Эта реформа отечественного образования, осуществляемая практически с начала века, вовсе не сводится к простому увеличению на один-два года обучения (напомню, что две трети школьников до недавнего времени учились у нас даже не 11, а 10 лет). Главное заключается — по крайней мере, по замыслу начавших реформы — в качественных изменениях среднего образования, предоставлении ему сущности, максимально соответствующей подготовке к жизни человека в контексте современных требований. Не прибегая к всесторонней характеристике этой новой сущности, являющейся темой отдельного разговора, отмечу лишь такую черту новой школы, как профильный характер обучения в старшей школе (10-й — 12-й годы обучения).

Целесообразность этого изменения обусловлена необходимостью как можно ближе приблизить обучение и воспитание каждого ребенка к его сущности, конкретной способности, будущей жизненной траектории человека. Это явление я называю детоцентризмом в образовании.

Профильная старшая школа распространена в большинстве развитых стран. Причем в некоторых из них она начинается уже после начальной шестилетней школы, что, по нашему мнению, слишком рано. Профильная школа является одним из проявлений гуманистического характера общества, с его ориентацией на человека, его развитие, самореализацию наконец. И лишь общества авторитарные, тоталитарные или только вышедшие из этого состояния пытаются и в образовании «зачесать» всех деток под одну гребенку, которую держит жесткая, отчужденная от человека рука авторитарного или поставторитарного государства, пренебрегая при этом сущностью, мнением и чувствами ребенка, а то и презирая его (чего стоят неединичные случаи издевательства над детьми со стороны отдельных учителей, родителей и просто взрослых).

Каковы последствия такого обучения, хорошо проиллюстрировано в сказке «Школа зверей» педагога Р.Х. Ривза: «Как-то звери решили создать что-то грандиозное и открыли школу. Предметами для обучения выбрали бег, умение лазить по деревьям, плавание и полеты. Все занимались по единой программе.

Утка очень хорошо плавала (лучше учителя), имела отличные оценки за полеты, но отставала в беге. Поэтому ей пришлось оставаться после уроков и даже оставить плавание, чтобы научиться бегать. Это продолжалось до тех пор, пока перепонки на ее лапках не износились так, что она уже и плавала на тройку. Но в школе можно было получать такие оценки, и поэтому никто не переживал из-за такого положения дел, за исключением утки.

Белка отлично лазила по деревьям, но не могла взлетать с земли вверх, так как умела прыгать лишь с одной вершины дерева на другую и вниз. Из-за переутомления у нее начались судороги; она получила тройку по лазанию по деревьям, двойку по бегу...» И так далее.

Не напоминает ли это определенные аспекты нашей нынешней школы?

Только профильное обучение создает возможности для наиболее полного развития ребенка в соответствии с его сущностью, что не только имеет огромное гуманистическое значение, но и является мощным рычагом прогресса общества в условиях перехода страны к научно-информационным технологиям, где успех будет определяться развитостью личности и ее максимальной самореализацией.

В Украине ведется определенная подготовка к переходу в будущем учебном году 10-го класса к профильному обучению. Активное участие в этом принимает Академия педагогических наук Украины. Созданы соответствующие программы, продолжается подготовка учебников. Определены основные профили, к которым следует отнести физико-математический, естественно-научный, гуманитарный, технологический, художественный и спортивный. Сразу же отмечу, что обучение по одному из профилей не означает, что ученик не будет изучать другие предметы. Речь идет об углубленном изучении одних предметов, в зависимости от профиля, и менее основательном, но достаточном овладении другими дисциплинами.

При этом обратим внимание, что профили имеют весьма широкий характер, не требующий определяться после 9-го класса с будущей профессией, но лишь с направлением будущей деятельности. К тому же, изучение в определенном объеме всех основных предметов не перечеркивает в случае необходимости (ошибка в выборе профиля или специфические жизненные обстоятельства) возможное изменение направления деятельности на любом этапе жизни. Одним словом, профильность обучения в старшей школе является благом как для ребенка, его деятельности в будущей взрослой жизни, так и государства и общества, которые в результате получат эффективного работника, наиболее полно реализующего себя в соответствии со своими способностями, то есть живущего и действующего в гармоничном, целостном жизненном измерении.

Однако анализ образовательной системы страны в контексте задач профильного обучения свидетельствует о невозможности его эффективного осуществления в ныне действующей сети учебных заведений. Попытка же это сделать без соответствующих ей изменений может привести к дискредитации самой идеи профильности, как это произошло с независимым тестированием выпускников средней школы в начале 90-х годов прошлого века, которое препятствовало вплоть до 2003 года вернуться к внедрению этой идеи в образовательную практику, причем сначала (в 2003 — 2007 гг.) в качестве эксперимента.

ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ К ПРОФИЛЬНЫМ ЛИЦЕЯМ

Невозможно осуществить изменения и достичь нового качества, ничего не меняя в сущности. Это касается и профильного обучения. Возьмем типичную школу, где есть по одному 10-му, 11-му и 12-му классу. Безусловно, представить себе, что все дети каждого класса талантливы в одном направлении, например, физико-математическом, невозможно. Обеспечить обучение и преподавание для каждого из учеников в соответствии с его способностями в такой школе просто нереально. Остается одно — объявить класс одного определенного профиля и побуждать, независимо от желаний и способностей всех детей, принять навязанный профиль. Или же сделать видимость профильности обучения путем ее имитации. И первый, и второй путь пагубны, они не ведут к реализации целей профильного обучения, а, по сути, дискредитируют это нововведение. Вот почему необходимы существенные изменения в образовательной сети и создание специальных учебных заведений, где бы велась профильная подготовка детей. Это может быть профильный (физико-технический, естественно-научный, гуманитарный и так далее) лицей, или же при отсутствии необходимых условий — лицей, который бы обеспечил ряд профилей обучения. Но это должно быть отдельное от традиционной школы заведение, где бы учились ученики 10—12 лет обучения. Именно слово «школа» должно употребляться в отношении 1—9 классов. За некоторым исключением, о чем будет говориться ниже.

Такие изменения имели бы целый ряд позитивных последствий. Кроме уже отмеченного — обеспечения обучения детей в соответствии с их способностями и желаниями, — они бы привели к существенному повышению качества обучения. В профильных учебных заведениях пытались бы работать наиболее подготовленные учителя-предметники, что создало бы объективные предпосылки для более успешного обучения детей, в таких лицеях создавалась бы особая атмосфера уважения к предметам соответствующего профиля, творческой соревновательности детей в обучении и тому подобное. В то же время в классы каждого лицея приходили бы дети, объективно ориентированные на данное направление обучения, оно было бы для них интересно, что решало бы проблему мотивации обучения старшеклассников, являющуюся сегодня большой проблемой в школе и мешающую демократизации обучения, утверждению толерантных взаимоотношений между учителем и учеником, в конце концов, препятствующую формированию самодостаточной развитой личности.

Профильные лицеи было бы также значительно легче обеспечить необходимыми учебными приборами и оборудованием, что также повысило бы качество обучения.

И еще одну актуальную задачу могли бы решать лицеи. Это получение определенной начальной профессии в контексте профиля. Скажем, в физико-математических — оператора компьютерного набора, в гуманитарных — воспитателя дошкольного заведения (как я видел в подобных учебных заведениях Швеции) и т.п.

Эффективное профильное обучение позволило бы прекратить разговоры о недостаточном уровне подготовки современных учеников по тому или иному предмету (чаще говорят о математике). Потому что дети, которые свое будущее связывают с соответствующими профессиями, будут хорошо учить и знать математику, другие — биологию, химию и т. п. — и таким образом в соответствии со своими предпочтениями, талантами обеспечивать потребность общества в соответствующих специалистах высокой квалификации.

Обучение старшеклассников в профильных лицеях положительно бы сказалось и на образовании учеников 1—9 классов, освободив их от специфического, неприсущего их возрасту, влияния старших учеников и создав условия для педагогического коллектива сосредоточить усилия на работе с детьми более конкретизированных возрастных категорий.

Создание профильных лицеев не вызовет дополнительных финансовых затрат. В городах, особенно больших, это довольно легко можно сделать на основе нынешней сети средних школ путем ее продуманной реорганизации. Значительно сложнее это сделать в сельской местности. И тут нынешний тип школы (1—12 классы) останется на определенное время. Для этого, помимо профильного обучения, предусмотрен так называемый академический уровень, предполагающий нормативное изучение всех предметов. Хотя и в сельской местности следует посмотреть на возможности разумной концентрации обучения старшеклассников с учетом полного выполнения начатой в 2004 году программы «Школьный автобус». Потому что значительно больше радости будет у родителей, а тем более у детей, если они в старших классах на комфортабельном автобусе доедут до школы за несколько километров и получат конкурентное образование вместо того, чтобы ходить в малокомплектную школу за несколько сотен метров, где один учитель преподает несколько предметов (понятно как), и не получить подготовки, необходимой для полноценного обучения, а значит и не иметь качественной жизни в будущем.

Безусловно, в обеспечении профильного обучения, дополнительных потребностей учеников в разнообразных знаниях, особенно в сельской местности, нужно шире использовать современный информационные технологии, для чего следует продолжать информатизацию образования и компьютеризацию учебных заведений. Во всяком случае, это чрезвычайно актуальная задача до тех пор, пока каждый старшеклассник Украины будет иметь свой собственный ноутбук как средство обучения, познания и коммуникаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИЦЕИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Все сказанное выше касается прежде всего обеспечения профильного обучения в трех направлениях: физико-математическом, естественнонаучном, гуманитарном. Что же касается других направлений, то они имеют определенную специфику. Особенно важно обеспечение технологического направления. На наш взгляд, лучший способ его осуществления могут обеспечить ныне действующие, но модернизованные учебные заведения профессионально-технического обучения и высшие учебные заведения І—ІІ уровня аккредитации. С этой целью следует в государственном заказе обеспечить необходимое количество ученических и студенческих мест в этих заведениях, осовременить их материальную базу, провести необходимые структурные изменения. Большинство их являются малочисленными, однопрофильными, что существенно ухудшает перспективы их оснащения современной техникой и учебным оборудованием и вместе с тем не позволяет достичь высокого качества подготовки специалистов. Не говоря уже о том, что такая сеть профессионально-технических учебных заведений является нерациональной в финансово-экономическом отношении.

Поэтому назрело укрупнение профессионально-технических заведений. Кстати, в последние годы это сделано в ряде стран, и, скажем, в Финляндии в каждом заведении учится по несколько тысяч учеников по разным профилям, взаимно дополняющим друг друга, а все вместе в своей совокупности обеспечивают желания учеников в контексте их способностей и жизненных планов и удовлетворяют потребности соответствующего города или района в квалифицированных работниках. Каждый выпускник такого профессионального лицея (а именно так и должны называться эти учебные заведения) помимо профессии получает также среднее общее образование, которое дает возможность каждому подготовленному и желающему получить потом и высшее образование.

Подобную функцию должны выполнять также техникумы, сочетая на базе 9 классов обучение профессии младшего специалиста и получение полного среднего образования. Для выпускников учебных заведений технологического профиля следует распространять определенные льготные условия при поступлении на соответствующий профиль университета, предусмотреть также сокращенный срок обучения по программе бакалавра. Кстати, широкое внедрение профильного обучения в профессиональных лицеях и техникумах вдохнет новую жизнь в эти заведения, сделает их более востребованными и популярными.

Переход к качественной старшей профильной школе помог бы убедить скептиков и консерваторов, а также откровенных популистов, которые и сегодня пытаются навязать общественное мнение о возврате к 10-летнему среднему образованию. Не зная, что подобного среднего образования не имеет ни одна развитая страна мира. Скажем, продолжительность обучения для получения полного среднего образования в отдельных странах составляет: Финляндия — 14 лет, Великобритания, Франция, Италия, Польша, Румыния — 13, Австрия, Испания, Швеция, Болгария, Венгрия, США, Латвия, Литва — 12, Беларусь и Россия — 11 лет, и только в Туркменистане при правлении покойного Туркменбаши было установлено 9 лет, что уже отменено.

Другое дело, что не во всех этих странах является обязательным такой срок обучения. Но это другой вопрос и его легко решить при общественном консенсусе, скажем, сделав обязательными 9 или 10 классов, или, как в отдельных государствах, учиться до определенного возраста (чаще до 16 лет).

Но давайте помнить, что объективной тенденцией развития образования в мире является постоянно растущее время обучения человека. Скажем, на территории Украины впервые было провозглашено обязательное начальное образование в период УНР, неполное среднее — в 50-х годах, а полное среднее (10, а в середине 60-х гг. и 11 классов) — в начале 70-х гг. прошлого века.

Сегодня же абсолютное большинство граждан развитых стран получают высшее образование. Наивысший показатель здесь имеет Южная Корея — 97% ее граждан в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. Это как раз и обеспечивает их передовые позиции в мировом прогрессе.

Так что нужно не возвращаться назад, а идти вперед, при этом продуманно модернизируя систему образования ради нации, государства и каждого гражданина Украины.

Показательной в этом отношении стала уже упоминавшаяся конференция в Шанхае и обнародованный на ней рейтинг университетов мира 2009 года.

Что касается рейтинга, вернее его первых 100 мест, сенсации не произошло. Первые три места занимают университеты США — Гарвард, Стэнфорд, Беркли, на четвертом Кембридж (Британия). В этой первой десятке еще пять американских университетов и только десятый Оксфорд (Британия). Вторая десятка полностью из американских университетов, только на двадцатом месте Токийский университет. Всего же среди ста первых университетов мира 55 — из США, 11 — из Великобритании, от 2 до 5 — из Японии, Швейцарии, Канады, Франции, Дании, ФРГ, Австралии, по 1 — 2 — из Швеции, Израиля, Норвегии, Финляндии. На 77 позиции единственный представитель постсоветского пространства — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Участники конференции подчеркивали необходимость создания университетов мирового класса как необходимого условия современной подготовки человека к профессиональной деятельности и жизни. Были выражены мнения относительно путей создания университетов мирового класса, которые практикуются в различных странах. Выделены три основные способа: 1) улучшение существующих университетов путем усиления поддержки со стороны государства, в том числе финансовой (Южная Корея, Япония и др. страны); 2) объединение существующих и создание сильных университетов (Китай, Россия, Франция, Германия, Ирландия); 3) создание новых университетов (Казахстан, Люксембург, Сингапур).

Безусловно, для Украины является также актуальной задача создания университетов мирового класса. И, вероятно, целесообразно использовать все возможные пути их создания. Скажем, одним университетам нужна растущая поддержка со стороны государства и они займут достойное место среди ведущих университетов любого мирового рейтинга.

Во многих областях Украины мы не сможем сдвинуть с мертвой точки проблему университетов, не проведя их объединение и превращение в многопрофильные современные высшие учебные заведения с современной учебной и научной базой, где смогли бы удовлетворяться основные потребности региона в высококвалифицированных специалистах и научно-исследовательских разработках.

Одним словом, следует на деле утвердить приоритетное отношение государства и общества к развитию нашего образования, всесторонней поддержке учебных заведений и одновременно ориентации их на серьезную модернизацию как учебно-научной деятельности, так и самой сети и всей образовательной системы страны. Без системных, последовательных и целенаправленных шагов в этих направлениях невозможно обеспечить подготовку современно развитой личности, конкурентоспособного в европейском и мировом пространстве гражданина Украины.

Василий КРЕМЕНЬ, президент АПН Украины, академик НАН и АПН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ